Психоаналитическую тему затрагивает также следующий (и последний на сегодня) фильм Кроненберга "Космополис".
Уже эпиграф к ленте - “Единицей обмена стала крыса” - вызывает психоаналитические ассоциации: сразу вспомниминается знаменитый Rattenman (человек-крыса) Freud'а. И далее по ходу фильма можно встретить множество аллюзий на философскую и психоаналитическую тематику. Так, например, афоризм главного героя "человек поднимается от слова и падает от буквы" адресует зрителя к психоаналитической семантике. В фильме также легко прослеживаются характерные тезисы лакановского психоанализа о непостижимости тела и ускользающем наслаждении. Одну из главных идей фильма можно выразить словами Гёте: "природа не делится без остатка на разум". В лакановской терминологии речь идёт о Реальном - невозможном, несимволизируемом остатке. Философским коррелятом здесь будет, конечно же, Ding an Sich Канта.
С другой стороны, фильм достаточно убидительно демонстрирует тупиковость капиталистического мiроустройства, в котором обесцениваются и размываются духовные ориентиры, разве что музыка суфийского рэпера (она звучит в лифте Эрика Пэкера) и его смерть остаются реликтом религиозности, намёком на Бога. В городе лишённом любви и сострадания люди утрачивают смысл жизни и отчаяно пытаются почувствовать себя живыми. Форматирование людей по модели орануса не всесильно, тоже имеет свои пределы и в какой-то момент срабатывает защитный механизм. С самого начала "одиссея" Эрика - движение по пути поиска ответов на фундаментальные вопросы человеческого существования впоть до той черты, когда он в стремлении почувствовать жизнь оказывается способным на убийство и в состоянии пароксизма прибегает к помощи собственной боли на пороге смерти...

Community Info