fischerknabe (fischerknabe) wrote in drugoe_kino,
fischerknabe
fischerknabe
drugoe_kino

Categories:

Кроненберг - Два в одном

   Психоанализ отрицал "ветхого человека" во имя нового гуманизма и стал попыткой спасти человека от самого себя, вернув ему себя самого. Затем, превратившись в "индустрию" он пришёл к самоотрицанию. Вот сравнивают "Опасный метод" Дэвида Кроненберга и "Фрейд" Джона Хьюстона ... Помимо того, что фильм 1962 года на две головы выше чисто эстетически - с художественной стороны (да и вообще кажется гораздо значительней), смысл и ценность первой картины в том, чтобы показать рождение психоанализа и самого психоаналитика из человеческих взаимоотношений. Ну а фильм Кроненберга - приговор психоанализу, поскольку в этом случае именно сугубо человеческое, "слишком человеческое" упраздняет, обесценивает анализ и ниспровергает авторитет аналитика с его пьедестала ...   Хотя можно ведь и решить, что анализ играет роль катализатора, триггера и провоцируя выводит на свет собственно человеческие отношения, заставляя человека быть самим собой ... Вечная диалектика, скорее всего, не даст нам возможности склониться в пользу одного из двух. Этот фильм - свидетельство о новом крутом вираже рефлексии, ведь мы все живём в предвкушении Нового Мира и хотим, чтобы он был человечным.



   Психоаналитическую тему затрагивает также следующий (и последний на сегодня) фильм Кроненберга "Космополис".


Уже эпиграф к ленте - “Единицей обмена стала крыса” - вызывает психоаналитические ассоциации: сразу вспомниминается знаменитый Rattenman (человек-крыса) Freud'а. И далее по ходу фильма можно встретить множество аллюзий на философскую и психоаналитическую тематику. Так, например, афоризм главного героя "человек поднимается от слова и падает от буквы" адресует зрителя к психоаналитической семантике. В фильме также легко прослеживаются характерные тезисы лакановского психоанализа о непостижимости тела и ускользающем наслаждении. Одну из главных идей фильма можно выразить словами Гёте: "природа не делится без остатка на разум". В лакановской терминологии речь идёт о Реальном - невозможном, несимволизируемом остатке. Философским коррелятом здесь будет, конечно же, Ding an Sich Канта.
   С другой стороны, фильм достаточно убидительно демонстрирует тупиковость капиталистического мiроустройства, в котором обесцениваются и размываются духовные ориентиры, разве что музыка суфийского рэпера (она звучит в лифте Эрика Пэкера) и его смерть остаются реликтом религиозности, намёком на Бога. В городе лишённом любви и сострадания люди утрачивают смысл жизни и отчаяно пытаются почувствовать себя живыми. Форматирование людей по модели орануса не всесильно, тоже имеет свои пределы и в какой-то момент срабатывает защитный механизм. С самого начала "одиссея" Эрика - движение по пути поиска ответов на фундаментальные вопросы человеческого существования впоть до той черты, когда он  в стремлении почувствовать жизнь оказывается способным на убийство и в состоянии пароксизма прибегает к помощи собственной боли на пороге смерти...

COSMOPOLIS-MOVIE-PATTINSON-HAND-SHOT


Tags: Зигмунд Фрейд, Лакан, психоанализ
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment