Это фильм о мечте, честности и верности. О том, что как-будто обманывая кого-то другого, мы на самом деле обманываем самих себя. Такой самообман и есть степень и мера нашего несчастья. Как и лётчик Васин, герой Константина Юшкевича из первой части фильма, мы изменяем своей мечте, когда выбираем в пользу навязанного извне стереотипа, часто разменивая идеалы молодости на звонкую монету. В итоге такого предательства человек оказывается несчастным и тяжело переживает своё положение как "между": он никогда по-настоящему недоволен "достижениями" и сожалеет о неверном решении принятом там - в точке бифуркации своей судьбы.

В психоаналитическом смысле всё это соответствует этике желания. Главной причиной несчастья становится вина за преступление совершённое против собственного самого интимного, сокровенного желания, которое мы и называем мечтой. И пусть "границы" и "место" этого желания аморфны, строго не очерчены, пусть оно кажется бесконечно далёким, недоступным, скрываясь "там, за горизонтом". Всё равно основной этической максимой лакановского психоанализа является: не отступайся от своего желания! Настаивай на своём желании, упорствуй в нём! Это совсем не означает потворствовать всем своим желаниям, а наоборот, обнаружить в себе нечто фундаментальное, то что и определит жизнь, то чему можно полностью довериться и отдаться.
У фильма есть и социально-культурное измерение. Режиссёр уверяет, что здесь нет случайных деталей. Не случайно действие происходит 9 Мая, не случаен "грузинский пейзаж", не случайны "Ильич" и "Великий кормчий". Рейтинг +25 и даже +30 будет вполне оправдан для картины (это полусерьёзная идея самого Поженского), потому что фильм адресован людям поколения "разлома". Ломка 90-х стала причиной двойного менталитета современного человека на постсоветском пространстве.

В психоаналитическом смысле всё это соответствует этике желания. Главной причиной несчастья становится вина за преступление совершённое против собственного самого интимного, сокровенного желания, которое мы и называем мечтой. И пусть "границы" и "место" этого желания аморфны, строго не очерчены, пусть оно кажется бесконечно далёким, недоступным, скрываясь "там, за горизонтом". Всё равно основной этической максимой лакановского психоанализа является: не отступайся от своего желания! Настаивай на своём желании, упорствуй в нём! Это совсем не означает потворствовать всем своим желаниям, а наоборот, обнаружить в себе нечто фундаментальное, то что и определит жизнь, то чему можно полностью довериться и отдаться.
У фильма есть и социально-культурное измерение. Режиссёр уверяет, что здесь нет случайных деталей. Не случайно действие происходит 9 Мая, не случаен "грузинский пейзаж", не случайны "Ильич" и "Великий кормчий". Рейтинг +25 и даже +30 будет вполне оправдан для картины (это полусерьёзная идея самого Поженского), потому что фильм адресован людям поколения "разлома". Ломка 90-х стала причиной двойного менталитета современного человека на постсоветском пространстве.
Community Info