?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
«Вечное возвращение» (Кира Муратова, Украина, 2012)
chair
d_desyateryk wrote in drugoe_kino
название рецензии: ИГРА МУРАТОВОЙ



Об особенностях таланта Киры Муратовой можно говорить много, но первая, заметнейшая черта – творческая неистощимость. Более полувека пребывая в профессии, чреватой неминуемым художественным самоисчерпанием, Муратова не устает находить все новые формы повествования, экспериментировать с визуальным языком и убедительно ссорить кинематографическое сообщество каждый раз, когда речь заходит о ее фильмах. Вообще невероятно, что в полумертвом украинском кино до сих пор есть автор такого уровня.

Новая картина «Вечное возвращение» выстроена по принципу кинопроб - структуре, учитывая любовь Киры Георгиевны к повторам и рефренам, для нее логичной, но раньше ею не использовавшейся. Один и тот же диалог разыгрывается, с небольшими вариациями, разными парами актеров в разных декорациях. После многих лет отсутствия к героине неожиданно приезжает в гости бывший однокурсник. Как его точно зовут, героиня не помнит – то ли Юра, то ли Олег - поскольку у него есть брат-близнец, но фамилия точно Сергеев. То ли Юра, то ли Олег женат на Люсе, но полюбил другую, Людмилу (вообще-то Люся – тоже Людмила – фирменные муратовские удвоения и отражения здесь на каждом шагу). От жены уходить не хочет, и потому приехал к однокурснице, славившейся еще в студенческие годы житейской мудростью, за советом. Однокурсница не дает удовлетворительного ответа, визитер хлопает дверью, но возвращается, чтобы продолжить разговор. На стене висит картина «Привидение в кресле». В телевизоре поет Земфира и рассказывают о повесившемся в гостинице командировочном. Но это не Юра. И не Олег.

И это еще не вся история. «Вечное возвращение» заключено в обрамляющий сюжет, который дает на кинопробы взгляд извне: оказывается, мы смотрим незаконченный материал безвременно умершего режиссера, а вместе с нами смотрят некие продюсер и инвестор-сахарозаводчик (последнего играет замечательный актер муратовских эпизодов Леонид Кушнир). Кстати, довольно украинская деталь: именно на деньгах «сахарных королей» – рода Терещенко – поднималось отечественное искусство в конце ХІХ – начала ХХ века. Сахарозаводчик должен решить, давать ли деньги на завершение проекта. И тут уже своя интрига – нехитрая, но эффектно выстреливающая в финале.

Появляются почти все излюбленные исполнители Муратовой. Рената Литвинова работает в паре с Виталием Линецким, Олег Табаков – с Аллой Демидовой, Георгий Делиев, Ута Кильтер, Наталья Бузько, Юрий Невгамонный, Геннадий Скарга, Евгения Барскова, Антон Муратов, Филипп Панов тоже не забыты.

Муратова традиционно дает актерам импровизировать, раскрывать себя. В итоге в «Вечном возвращении» получается роскошное лицедейское кино, настоящий парад ярких характеров. Одна и та же ситуация каждый раз наполняется иными интонациями, жестами, и, как следствие, иными смысловыми оттенками. Иногда это выглядит трогательно, иногда – драматически, но чаще всего – смешно.

Что же Муратова делает в этом фильме? Играет: с цветным и черно-белым изображением, с жанрами, с сюжетами и с самим понятием истории, с актерами и с их даром перевоплощения, а также с собственной профессией. Вечное возращение на самом деле разомкнуто, в любом микросюжете есть свой особый выход, который отменяет кажущиеся простые объяснения – мелодораматические либо комические. В многократно повторенных, но каждый раз иначе сыгранных диалогах режиссер собирает свою версию человеческой комедии, а в финале прописывает ей горькую и смешную правду, выводящую все показанное на уровень высокой притчи.

В конечном счете, Муратова играет с нами, зрителями – с нашими ожиданиями, с нашим опытом, с нашими стереотипами, - играет элегантно, легко, умно. И именно мы оказываемся в наибольшем выигрыше.

Дмитрий Десятерик

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Да,я посмотрела с удовольствием!

Хорошо, что я перед сегодняшним просмотром не прочитал вашу рецензию. А то бы половина удовольствия, я бы сказал таинства, была бы потеряна.
Фильм прекрасный

Полностью согласен с рецензией.
Филь получился отличный.

Совершенно не разделяю положительных отзывов, а может быть просто вялых попыток "подлизнуть культовому режиссеру".

Данная работа - явление совершенно внутреннее, и потому не совсем понятно нужно ли это выносить на люди, и стоит ли фильм вообще кому-либо смотреть.
По содержанию - это что-то сродни золотых рыбок Маркеса: филигранно выливаемых день за днём, а затем расплавляемых и выливаемых снова.

Насколько сильным был фильм "Мелодия для шарманки", который можно смело поставить номером два после "Астенического синдрома", настолько пустой, безсмысленной, безжизненной является последняя работа.

Кире Муратовой остаётся пожелать только не накликать беду этим "мёртвым режиссером", как это сделал в своей последней работе Балабанов

  • 1