vycheslav1983 (vycheslav1983) wrote in drugoe_kino,
vycheslav1983
vycheslav1983
drugoe_kino

Categories:

Райнер Вернер Фассбиндер и его «Замужесто Марии Браун» 1979г.

В 70-е годы 20 века - возникла  новая волна немецкого кино (знаковые режиссёры — Фолькер Шлёндорф  , Вим Вендерс, Вернер Херцог и  Райнер Вернер  Фассбиндер.  Фассбиндер умер раньше их всех (в 37 лет) и с его смертью в 1982 "волна" пошла на убыль.
.
«Замужество Марии Браун» его самый попсовый и мейнстримовый фильм, который даже побывал  в советском прокате в 1979 году. Это кино (прозвучит пафосно) про историю Германии и всей послевоенной Европы в символах. Дело в том, что Гемания была эпицентром тех ужасов, которые происходили в 40е и то, что происходило потом в ГДР И ФРГ так же отзывалось гулким эхом во всех европейских странах.
.
Начало действия приходится на конец второй мировой войны. Бомбят город и под этими бомбёжками женщина сочетается браком с  солдатом немецкой армии.
.
замужество
.
Ясно, что ему на фронт часов через 10, но они всё равно хотят узаконить свои странные отношения. У них только одна  брачная ночь, а на утро новоиспечённый муж уходит воевать, а по окончании военных действий Марии сообщают, что он погиб. Она - овдовевшая несчастная женщина на развалинах нищей страны, ходит по каким - то руинам
.

руины
.
и случайный человек (которого играет сам Фасбиндер) предлагает ей за копейки собрание сочинений в хорошем кожаном переплёте. Она отвечает, что покупать не будет, так как  печку этим топить неудобно - очень быстро сгорает. Вместо этого покупает чёрное платье и чулки, какую-то косметику. У женщины нет другого способа выжить в то время кроме, как продаваться американцам, которые оккупировали  Германию.  И у неё появляется чернокожий бойфренд... Ей говорят: "Негры - это гадость!". А она возражает, что уж лучше чёрный (black), чем коричневый (braun). Тут имеется ввиду и её собственная фамилия  и коричневое, как воплощение нацистских коричневых рубашек. А дальше вдруг возвращается муж, оказывается, что он жив. Застаёт жену с любовником, происходит сцена ревности, мужчины борются. Мария, с которой негр был очень мил и, казалось, что у них настоящая любовь,
.

застукал
.
тем не менее, разбивает об голову афроамериканца бутылку. Тот умирает. Её мужа, недавно освободившегося из плена , сажают в тюрьму, поскольку он берёт вину на себя. А дальше мы видим опять женщину без мужа , которой самостоятельно приходится вершить свою судьбу. и её образ становится символом того, что называлось немецким экономическим чудом, восстанием Германии из пепла после второй мировой войны. Этому фильм, в целом, и посвящён.
.
Фассбиндера считали  гениальным режиссёром, погибшим в молодости человеком, который жил совершенно безумной жизнью. Его друзья говорили, что он проживает сразу 5-7 жизней. Режиссёр был наркоманом и умер от передоза невероятного коктейля наркотиков. Даже у творческих наркоманов происходят какие-то дыры в творчестве. Если они музыканты, то могут падать в обморок или забывать слова. Фасбиндер же работал не переставая и во всех его фильмах чувствуется невероятная внутренняя дисциплина, что для режиссёра необходимо.
.
фасбиндер
.
Понятно, что прогероиненому поэту или гитаристу, который уносится куда-то в свои грёзы многое сходит с рук , мол, импровизирует. Но режиссура - это же другая история Тут огромное количество людей на съёмочной площадке, ими надо командовать, рассчитывать время. Если сделан план на 5 секунд длиннее, чем надо - фильм потерял свой ритм, стал скучным.
.
Такое впечатление, что Фассбиндер практически не спал, а когда спал, то спал с мужчинами и немного женщинами). Он не только снимал фильмы, но и писал стихи и пьесы. Многое опубликовано уже после его смерти. Его жена, которая возглавляет сейчас фонд Фассбиндера, утверждает, что огромное количество его творческого наследия ещё не опубликовано, никому не известно. Да и известное наследие, чтобы освоить, человек, наверное, год должен будет этому посвятить — смотреть 43 фильма режиссёра  и думать на эти темы. При этом это далеко от авторского кино в преставлении простого зрителя. То есть ни какие -то заумные длинные вещи - это очень конкретное кино и даже в очень радикальных фильмах («Горькие слёзы Петры фон Кант» ), когда всё происходит в одной комнате, такая театральная пьеса , - всё равно это всегда сделано и сыграно так, что оторваться совершенно невозможно.
.
228804снимает
.
Фассбиндер, как маятник, в каждом своём произведении  из одной крайности переходит в другую. Поэтому по одному фильму составить мнение о режиссёре нельзя (разве что по мини сериалу «Берлин, Александрплац», но это 16 часов просмотра))  Из огромного творческого наследия Фассбиндера  следует выделить:
.
1)»Страх съедает душу» - картина, показательная по своей радикальности. Фильм о любви приезжего в Германию мараканца с пожилой женщиной и о том, как даже в самых неожиданных формах и местах чувства у людей всё-таки прорастают и побеждают обстоятельства.
2)»Торговец четырёх времен года». Казалось бы, главный злодей — хам и нахал  оказывается жертвой своей тихой буржуазной жены.
.
Фассбиндер был леваком и маргиналом. Дружил и помогал фракции красная армия , террористам в ФРГ, хотя сам их осуждал. Снял о них несколько фильмов, где показал, что он против таких методов борьбы. Был их любимым режиссёром, привлекал  социальной яростью маргинала и одиночки. Он всегда был "АНТИ".
.
анти
.
Фассбиндер начинал, как театральный деятель. Сам ставил, сам играл, писал пьесы. Этот театр он назвал АНТИТЕАТР. Там он  работал с теми людьми, которые стали его соратниками на всю жизнь. Двое из этой команды обеспечили успех  "Замужества Марии Браун". Это композитор Пер Раден ( некоторые его темы совершенно душераздирающее - эталон киномузыки). И Ханна Шигула - актриса, которая играла почти во всех его фильмах (по крайней мере  в самых лучших). Женщина с характерным немецким и очень интересным лицом.
.
4улыбка
.
«Замужество Марии Браун» — главная картина всего послевоенного периода.  Когда люди стали задавать вопросы, а что, собственно говоря, произошло? И то, что случилось - нашло отражение в данном кино. Это история экономического чуда и благополучия. Хоть у Марии нет мужа  (он любим довольно умозрительно, с ним она провела одну ночь и с тех пор не виделась). Тем не менее, она остаётся верна ему душой и собирается снова жить с ним после того, как он выйдет из тюрьмы. Однако Мария находит любовника коммерсанта и в качестве бизнес — леди участвует в экономических процессах. Её успех обязан владению  английским языком, которым она, с её слов, овладела в постеле.  В этом символическая сторона успеха всей новейшей Германии. И что касается традиционности сюжета -  это потрясающий случай традиционного на первый взгляд кино, которое заканчивается невероятно резко, драматично и радикально и этим финалом ставит жирный вопросительный знак в финале этой вроде бы «благостной» истории .
.
С другой стороны — это история успеха и расплаты за него. Эта версия традиционна не только для немецкого кино, но и для американского. Люди, которые сами себя сделали потом оказываются перед лицом разбитого корыта собственной судьбы. На самом деле у этого есть и философское значение потому, что расплата за благоденствие  героини происходит  на  глазах зрителей... Недавний финансовый кризис, например, тоже расплата за предыдущие экономические достижения. В этом смысле имеется ввиду не только Германия, но и весь Западный мир, а теперь уже и Восточный.
.
Чем важна эта картина для сегодняшнего мира, в котором биполярные системы совершенно исчезли, испарились? Её актуальность в личном плане ( индивидуальный успех и расплата,). Актуальна в социальном аспекте, когда  в обществе проторенным путём в карьеру становится постель.Трагедия переходит в фарс и уже современные сериалы насыщенны этими идеями. Неужели за успех всегда приходится расплачиваться ? Да! И часто расплата начинается уже в начале процесса  добывания успеха. Вспоминается о Фаусте, который появился на свет, как немецкая легенда и кукольный спектакль , существовавший именно в Германии. История человека, который продаёт душу и взамен получает практически неограниченные  возможности. В разных формах все немецкие романтики раскрывали её . Была гениальная повесть Гауфа «Холодное сердце» на ту же самую тему. Замужество Марии Браун — это такое же «холодное сердце».  Человек лишается чего-то такого маленького (душа)) и довольно быстро обретает то , о чём мог только мечтать. Видимо, это чересчур сильная карта, чтобы  дать ей просто затеряться в колоде))
.

взгляд
.
В  жизненном опыте каждой женщины есть кусочек истории Марии Браун. Когда она ставит себе те же самые вопросы и решает их в аналогичном ключе, стремясь к успеху, преуспеванию, к самостоятельности, своему специфическому месту в обществе,  поскольку эмансипация — одна из головокружительных идей 20века, которые не потеряли своей значимости и в 21веке.
.
В фильме Мария изначально импульсивна. Она под бомбёжками выходит за мужчину, которого, похоже, едва знает.  И этот импульс для неё важнее всего. Вся остальная жизнь для неё (с того момента, как она покупает платье на барахолке) — это абсолютно расчётливый путь, шаг за шагом приводящий её к собственному дому, благосостоянию, которое в конце, после внезапного ошеломляющего взрыва взлетает на воздух и ничего не остаётся. Важный вопрос. Такой финал — это наказание от режиссёра  (эдакое моралите)? Или же самоубийство — она сама понимает, что её жизнь бессмысленна. Или  это такое «затащи меня в ад» — фаустовская расплата, когда пришло время платить  по щетам, «завершать цикл»
.
Тема судьбы, рока для немецкой культуры очень важна (так как эта культура языческая). От судьбы не уйдёшь.  Когда пытаются выскользнуть из пакта с дьяволом и это получается (в комедии, то весело). А если это драма, то выскользнуть не удаётся. Уже думаешь, что всё завершилось и готов принять  заветный куш, но именно в этот момент случается катастрофа...
.
...Взрыв — один из важных следов, которые Фассбиндер оставил в кинематографе.
.
огонь

.
Tags: 1979, Замужество Марии Браун, Райнер Вернер Фассбиндер, Ханна Шигула, немецкое кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Recent Posts from This Community