Сегодня - третий день египетской культуры в Москве. Благодаря подвижническим усилиям Центра гуманитарного сотрудничества и нашего "окошка в Египет" - красавицы Моны Халиль, москвичи смогли увидеть фотовыставку, презентацию новой египетской литературы, архивные фотографии, посвященные 70 годам российско-египетских отношений, а также новое египетское кино - великолепную подборку полнометражных и короткометражных фильмов.
Зрителям показывают черно-белые фото - строительство Асуанской плотины и Хелуанского металлургического комбината под руководством советских специалистов, Хрущев с Насером открывают Асуанскую плотину, Косыгин щиплет за нос египетскую девочку, Надия Лотфи - египетская Брижит Бардо - целуется с Ларисой Голубкиной и прочие трогательные картинки.
Фотовыставка содержит как культурно-лирическую часть (прокопчённые александрийские рыбаки, философические старики на каирских улицах в разгар dolce farniente, рабочие, творящие намаз посреди мешков с песком, суетливые узкие суки и взмывшие к небу минареты, дети, разносящие лепёшки), так и революционно-Тахрирную - забавно, что показана только последняя, вторая революция, 30 июня: египетская политическая ситуация развивается сейчас настолько динамично, что революция 25 января это уже какая-то безнадёжная архаика, ни одной карикатуры на Мубарака на выставке нет, сплошные карикатуры на Мурси:). Часть фото (как раз революционный Каир) сделаны Моной Халиль


"Это не государственный переворот, это воля народа" - гласит информационный стенд. Сами египтяне говорят, что если это - военный переворот, то армия Египта - 35 миллионов человек... И не поспоришь. Горжусь египтянами. Они - смогли, мы - пока нет.
Документальный фильм "Тамаррод" - по названию сами понимаете, о чем. О том, как за два месяца собрать 35 миллионов подписей и вывести каждого третьего жителя страны на улицу (для сравнения - за Мурси голосовало 13 миллионов человек, за его соперника - 12 миллионов). "Нас уже 93 миллиона, - вздыхает Мона Халиль. - Что-то будет завтра?.."
Два художественных фильма, отобранные устроителями для показа в праздничные дни, прекрасно переведённые Моной Халиль, хороши до слёз, хотя и диаметрально противоположны по стилю. "Письма моря" Дауда Абдель Сайеда - тонкая, снятая на полутонах драма, номинировавшаяся пару лет назад на "Оскар" - любовная, экзистенциальная, социальная. Это настоящее европейское кино, светское и стильное, и если бы не александрийская набережная в кадре, видеоряд можно было бы спутать с французским, итальянским, а Александрию - с Марселем, например. Универсальные житейские ситуации, космополитичного обпика герои, открытый разговор о гендерных проблемах, о любви, побеждающей все социальные условности... В Египте фильм подвергся цензуре, много сцен было сочтено богохульными (хотя он, повторяю, светский до мозга костей) и вырезано из телеверсии, в Москве демонстрируют полную версию, без купюр. Можно ли одобрить страсть героя к проститутке и его намерение создать с ней семью? Почему этот союз чище, искреннее и счастливее, чем многие традиционные семьи, где женятся по договору родителей? Как сделать операцию на головном мозге человеку, чтобы он не потерял память и не утратил себя как личность? Как полноценно реализовать себя в жизни человеку с физическим недостатком? Вполне обычные для миллионов людей вопросы, превращённые Абдель Сайедом, явно предпочитающим французскую киношколу, в воздушную, кружевную, эстетически совершенную киноткань.
На фоне космополитических "Писем моря" совсем по-другому смотрится сравнительно недавняя лента Рами Имама "Хассан и Моркус". Это чисто египетский, сочный, приправленный горьковатым народным юмором фильм о трудностях сосуществования религиозных общин Египта. Снятый сравнительно недавно - в 2008 году, при самом что ни на есть Мубараке - фильм художественно стилизован под старое арабское кино, 60-х-70-х. При том, что герои вовсю пользуются интернетом и щеголяют новейшими гаджетами, в быту воспроизводится традиционная вековая матрица, подразумевающая и замкнутость религиозной общины, и взаимное недоверие, в критические моменты перерастающие во вражду и убийство, и влияние клерикальных авторитетов, и строгая регламентация общин в социальной иерархии, и власть традиции, довлеющая над человеком. Интересно, что и мусульманская умма, и коптская община показаны равноправными субъектами общественной и политической жизни, каждая со своими достоинствами и недостатками, между которыми соблюдается хрупкий и подвижный, но баланс. Судя по всему, режиссер мусульманин, поскольку исламская умма показана с легким юмором, скорее такое мирное выстёбывание, а вот христианская община в большинстве своем алчные лавочники и моральные уроды:) Совершенно уничтожающе показана роль церквей (именно церквей, а не религии вообще). Церковь - главный поджигатель войны в обществе, священнослужители (что исламские, что христианские) науськивают людей друг на друга, подогревают взаимную ненависть. Обе главные египетские конфессиональные общины, кстати, отнюдь не травоядные - кульминацией фильма становится движение навстречу друг другу двух погромных толп с палками, заточками и топорами - одной из христианского храма с воплями "Духом и кровью защитим тебя, крест!", другой - из мечети с криками "Аллах акбар!"
Власть режиссером рисуется тоже без всякого пиетета - убийственная сатира на тотальную коррупцию, лоснящихся от жира и охреневших от безнаказанности полицейских, клановость, круговую поруку и повсеместное телефонное право, в общем, египтяне нам близкий народ не только в силу культурного масштаба нации и исторических связей. То, что трудности во взаимоотношениях между конфессиями вполне себе признавались в мубараковском Египте за большую проблему, в фильме показано очень наглядно - недаром главных героев, с целью спасения от религиозных радикалов всех мастей, власть уберечь от преследования не может никак иначе, кроме как выдав им липовые документы и заставив пройти полное перерождение, сменив конфессиональную принадлежность. Так мусульманин Махмуд (великолепная роль красавца всех времен и народов Омара Шарифа) становится христианином Моркусом, а копт Булис - мусульманином Хассаном. Примечательно, что в обычной жизни мусульмане с христианами вместе работают, ведут совместный бизнес, живут по-соседски, а если нужда заставит, то и в одной квартире, вместе проводят досуг, а резня и смертоубийство начинается всегда внезапно, после очередных завываний имамов или христианских проповедников - блестяще показан механизм провокаций, науськивания, розжЫгания, в общем, технологии ненависти везде одинаковы, что в Бирюлёво, что в центре Каира.
Спасибо большое Египетскому культурному центру, Центру гуманитарного сотрудничества и персонально Моне Халиль за все впечатления.
Community Info