Александр Эстеркин (estaleks) wrote in drugoe_kino,
Александр Эстеркин
estaleks
drugoe_kino

Category:

Ночь

Я уже не один раз смотрел этот фильм ("Ночь" реж. М. Антониони, Италия-Франция,1961)  и каждый раз он открывается
по- новому.
Вот и вчера – хотел просто пересмотреть отдельные эпизоды,  но затянуло с самого начала,
c первых кадров, а дальше  смотрел  до конца, не отрываясь.
Сюжет очень прост это «хроника одного дня» из жизни семейной пары, двух тонких, умных и  любящих друг друга людей.
Утром они посещают в больнице смертельно больного друга, потом презентация, где герой (писатель Джованни) представляет свою книгу,  вечером они идут в ресторан, а ночь проводят на вилле по приглашению крупного капиталиста, который хочет предложить главному герою постоянную работу в своей корпорации.
А ближе к утру они узнают – что их друг умер.
Вот и все.
Ах да, за этот день и за эту ночь они понимают, что уже не любят друг друга.

Главные герои фильма  Лидия и Джовании

   Сама по себе история –никакая, все дело в движении «внутреннего сюжета» а внутренний сюжет решен
чисто киношными средствами, да так,что запоминается надолго,


  Настоящее открытие Антониони нефорсированный, естественный, приближенный к реальности темп и ритм повествования, отсутствие аффектации, некая "разряженная" атмосфера, за которой и скрывается настоящая драма.
Здесь нет никакой «литературы» и тем более литературщины, ни  концептуальных монологов, ни акцентированных диалогов, так, обмен репликами или застольные разговоры, неуклюжие и сбивчивые, как это и бывает на самом деле.
 Сюжет не раскручивается  как пружина, музыка строго привязана к месту действия и лишена избыточной драматической нагрузки она не за кадром, а в кадре, она  может звучать в ресторане или на вечеринке, но не является постоянным
"комментирующим" фоном повествования. Активную роль могут играть все прочие звуки, например -
автомобильные гудки, скрип тормозов, шум работающего лифта.
  Антониони ничем не помогает зрителю, последний должен всматриваться и вслушиваться, подобные фильмы нужно «смотреть во все глаза» и только тогда раскроется их внутренняя тема.
  В этом фильме то о чем молчат, важнее того о чем говорят.
Здесь есть и  "интеллектуальные" разговоры, но поданные так, что сразу выявляется их  фальшь.
Настроение и драматическое напряжение создается скорее крупными, планами, "мгновенным" обменом взглядами,
композицией кадра и  множеством тонких деталей, "рассыпанных" в основных сценах ( в последней сцене фильма - еще и замечательной джазовой музыкой).
 Все это создает особую атмосферу подлинности, которая тщательно «сделана» средствами кино.
.
    «Приключение», "Ночь",  «Затмение» ассоциируются с модным  в 60-е годы прошлого века набором слов
«некоммуникабельность», «одиночество», «отчуждение».
  Но эти «умные» слова заимствованные  из интеллектуального жаргона той эпохи, скорее мешают смотреть,чем
помогают понять. А чтобы понять, надо просто очень внимательно смотреть, "пожирать" глазами.
И тогда становится понятным смысл каждой, детали.
Вот герои фильма приходят в больницу к другу, который неизбежно должен умереть (и умрет той же ночью). Светлые, широкие коридоры, просторные удобные палаты, подаваемое в честь посещения шампанское, симпатичная девушка –медсестра и все это для того только, чтобы «уболтать» прикрыть то ужасное, таинственное и значительное, чем раньше была для человека смерть.
Вот герой выходит из палаты где умирает его друг и тут же попадает в нелепую ситуацию, одна из пациенток клиники явно психически больная, но красивая и молодая девушка затаскивает его в палату и предлагает себя.
и что-же, герой, только что с  сидевший у постели умирающего друга не может противостоять и только вмешательство санитаров спасает его от явной  супружеской измены.
 А посмотрите как он говорит - глядя куда-то в сторону  с немного растерянным грустным взглядом словно пытаясь
утопить свое смятение в словах.
И дело не  в моральном упадке,  а в утрате базовых смыслов,а без них человек становится как лодка покорная любым случайным ветрам.                                                                                        
Так вводится в фильм  -его центральный мотив  – бессмысленность, пустота, утрата подлинности
показанные через разрушение любви. Ведь любовь между мужчиной и женщиной, в культуре 60-х годов прошлого века играла роль последнего прибежища , палочки-выручалочки избавляющей от бессмыслицы и пустоты.
Но она оказывается  слишком хрупкой, бессильной противостоять  привычке, обыденности, повседневности.
Эррозию любовной связи особенно драматично переживают женщины, достаточно посмотреть в грустные, вопрошающие, ищущие опоры глаза Лидии (Жанна Моро) или Валентины (Моника Витти).
Лидия вовсе не ревнива, просто она чувствует , что разлюбила сама и не знает как без любви жить.
«Сегодня вечером я бы хотела умереть потому что я тебя больше не люблю» - говорит Лидия в финальной сцене.
Поразительно – она хочет умереть не потому что ее не любят а потому что не любит она.
Для Джованни еще есть выход - литература, а что делать ей, если кончилась любовь?
В фильме –есть и прорывы  к настоящему, эротический танец в ресторане,  летний ночной дождик,
ракеты запускаемые подростками  на окраине города, и наконец влечение, последняя ниточка связывающая женщину и мужчину, последнее средство уйти о "окамененного нечувствия" .
Финальная сцена с объяснением героев и отчаянной попыткой все начать сначала  вся пронизана такой вот эротикой отчаяния, она ничего не решает, но дает очень слабую, последнюю надежду.
Надолго – ли ?

Скоро, очень скоро сменится эпоха и беспокойство по поводу пустоты, бессмысленности, и утраты любви будет отодвинуто новой реальностью и новым взглядом на мир.
Любовь сменится «отношениями» , эротика - сексом, виртуальная реальность начнет вытеснять реальность подлинную.
И сам Антониони с его фильмами уже покажется новым поколениям скучным и архаичным.
Люди привыкнут к тому что есть и, как  водится, изобретут множество суррогатов.
А как-же ночь ?
Ночь будет продолжаться, но уже не будет казаться ночью.
Мы обустроимся в ней, мы к ней привыкнем.  

Tags: 1961, Микеланджело Антониони, итальянское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments