В фильме "В четверг и больше никогда" мы видим, как сказывается на личности жизнь не в унисон с природой, а осознание себя как стоящего над ней.
Главный герой, Сергей, приехал в заповедник. На фоне заповедника отчетливо видна его моральная несостоятельность - жестокость, нечуткость. По большому счету, Сергей совершает всего один аморальный поступок - убийство почти ручной косули. Но, по мысли писателя Милона Кундеры, "истинная доброта человека" проявляется только по отношению к животным, не обладающим "никакой силой". А вот отношения между людьми часто определяются "равновесием сил" между ними.
Одна из причин приезда Сергея в заповедник - местная девушка Варя ждет от него ребенка. Сергей не знает, что ему делать, матери он говорит: "Жениться можно только по любви". Но это лишь фраза, по-видимому, Сергей не любит и певицу Гражину, с которой помолвлен. У него вообще проблема с тем, чтобы кого-то любить, в его жизни отсутствует вкус, он перестал чувствовать.
Это еще одна тема А. Битова - когда человек живет не по вере, не по совести, не по выгоде, а по шаблону. Ему приготовили шаблон, и он по нему живет как будто не свою жизнь. Это очень советская тема, в "Иронии судьбы" стандартные дома, стандартные замки, стандартные чувства и судьбы. Это тема несвободного государства. К школьным внушениям о коммунизме человек относился с иронией, но их было достаточно, чтобы не воспринимать альтернатив. Оставался шаблон и традиция.
Убийство косули вполне вписывается в сложившиеся устои, Сергей не понимает, что такого ужасного он сделал.
Жизнь заповедника нешаблонна и чудна для городского человека. Сергей приезжает сюда к истокам, это последняя, как ему кажется, попытка внести в жизнь яркость и нравственный смысл. Но не получилось. Сергей такой, какой есть.
Заповедник в фильме - не только безопасное место для зверей. Это и для человеческих душ заповедник. У местных жителей необщепринятое, отличное от других, отношение к природе и животным. Это качество отделяет людей заповедника от остальных людей.
Мать Сергея - центр притяжения для всех героев фильма. Ее любят и с ней советуются все. Она - поддержка для человека с волчонком, Вари, Ивана Модестовича - капризного талантливого старика, страдающего как от своей непризнанности, так и от непонимания людьми его странностей. Эта женщина не выдерживает того, что именно ее любимый сын ломает сложившиеся здесь традиции милосердия и защиты слабых.
Фильм снят таким образом, что зритель как будто случайно наблюдает за происходящим, стоя чуть в отдалении. Много средних и дальних планов, герои почти всегда на фоне травы и деревьев, за ветками. Это созвучно прозе Битова - описание состояний природы и человека без оценок и авторских эмоций.
Запах травы и реки почти чувствуется, как при чтении битовской прозы, но пейзаж - повседневный и скучноватый, неброская красота - в полутонах. Животные оживляют эту неяркую картинку, они напоминают детей наивностью и непосредственностью. Дети в фильме усиливают это впечатление от животных.
Community Info