bob_advisor (bob_advisor) wrote in drugoe_kino,
bob_advisor
bob_advisor
drugoe_kino

Categories:

«Том на ферме» Ксавье Долана. Гомофобия как болезненное отрицание собственной гомосексуальности

1
Ксьвье Долан в Венеции в зале Sala Grande

Куратор нашей фестивальной рубрики «ЛГБТ-кино»Таня Лабок побывала в Венеции и проанализировала фильмы восходящей гей-иконы мирового кинематографа Ксавье Долана.

Таня Лабок: В Венеции после пресс-показа фильма «Том на ферме» (“Tom à la ferme», 2013) выход из знаменитого зала Sala Grande был перекрыт репортерами, столпившимися в надежде первыми заполучить отзывы для итальянских СМИ. В какую-то долю секунды мне захотелось направиться к ним, поделиться волшебством, искусно отлитым в киноформу, канадца Ксавье Долана. Однако язык словесный априори обладает ощутимо меньшими возможностями, чем киноязык, так что в тот момент я не рискнула говорить о фильме, пообещав себе сделать это позднее.


2

Итак, это уже четвертая картина 24-летнего режиссера, ласкаемого критиками наперебой то в Каннах, то в Венеции, где Долану был присужден приз кинопрессы ФИПРЕССИ. При этом фильм «Том на ферме» - это первая лента, снятая Доланом не по собственному сценарию, а как адаптация пьесы канадского драматурга Мишеля Марка Бушара. Настраиваясь на нужную волну, я вычитывала русско- и англоязычную прессу о юном «киновундеркинде», но то, что было показано на экране - по виртуозности смешения жанровых границ, тонкости реминисценций и попросту накалу страстей - превзошло все ожидания. Но обо всем по порядку.

3
Мельвиль Пупо в роли Лоранса в фильме «И все же Лоранс»

Ксавье Долан, в творчестве которого критики находят отголоски то Франсуа Озона, то Педро Альмодовара, открыто признает свою гомосексуальную ориентацию. Не скрывает он и автобиографичность первых двух фильмов «Я убил свою маму»(«J'ai tué ma mère»,2009) и «Воображаемая любовь» («Les amours imaginaires», 2010), в которых впрочем сам и играет главного героя – юношу-гея. В первом из них мы застаем его в разгар романа с одноклассником, однако ближе к середине фильма ему предстоит болезненный камин-аут поневоле перед матерью, с которой и без того отношения существуют в максималистском диапазоне «любовь-ненависть».

В его втором фильме «Воображаемая любовь», истинно визуалистском, разыгрывается бертолуччиевский по коллизии («Мечтатели», «Thedreamers”, 2003), годаровский по стилистике и хипстерский по сути любовный треугольник, где гомосексуальный главный герой в лице Ксавье Долана состязается со своей лучшей подругой за любовь белокурого красавца. Победителей не будет: Долана увлекает сам психологический механизм, он настаивает на вымышленности образа любимого человека в период влюбленности.

Третий фильм «И все же Лоранс» (Laurence Anyways, 2012), самый остро-социальный до сих пор, обозначил конфликт с обществом в лице транссексуала, который решил пойти навстречу своей истинной природе. В этом фильме, завершающем «трилогию о невозможности любви», юный режиссер впервые остается за кадром: главную роль здесь играет замечательный французский актер Мельвиль Пупо. По иронии, этот гетеросексуальный актер уже снимался в главной роли у Франсуа Озона в фильме «Время прощания»(«Le Temps qui reste», 2005): в котором талантливый фотограф-гей, узнав о том, что он смертельно болен раком, пытается наладить отношения с близкими людьми.

4
«Мечтатели» Бернардо Бертолуччи


5
«Воображаемая любовь» Ксавье Долана

В «Томе на ферме» Долан вновь появляется на экране - на этот раз в роли молодого человека, приехавшего на похороны своего любовника, на ферму к его родным. Там он неожиданно для себя оказывается втянутым в странную игру, затеянную старшим братом своего умершего возлюбленного - мачо, с очевидной чрезмерностью демонстрирующего свою брутальность. Брат не хочет, чтобы мать узнала о сексуальной ориентации погибшего сына и заставляет Тома скрывать свои чувства и разыгрывать фарс. По ходу сюжета герой Долана обзаводится фингалом, бинтами на руках, следами от удушения, но игра, в которую он втянулся, не дает ему покинуть эту семью. Она и приводит к развитию у Тома невымышленного «стокгольмского синдрома». Между тем, автор задает очень важные вопросы, продолжая размышления о природе любви, начатые в «Воображаемой любви». На этот раз он приходит к осознанию любви как боли, душевной и физической. Идя дальше, он задается вопросом, что такое гомофобия, если не болезненное отрицание собственной гомосексуальности. И снова от любви до ненависти один шаг - схожий болезненный «крючок» отношений уже был продемонстрирован между сыном и матерью в «Я убил свою маму»: отрицание как своеобразный психоаналитический камин-аут. А еще гомосексуальность выступает в фильме как острая дилемма, возникающая среди членов одной семьи, что тоже роднит «Тома на ферме» с предыдущими работами (исключая, пожалуй, «Воображаемую любовь»).

Что нового мы видим в этом фильме? В «Томе на ферме» в качестве основной мишени преобладает исследование границ гомофобии у персонажа-антагониста, оборотных ее сторон и мимикрий. Отличия мы видим и в форме. Неочевидный, и тем сильнее впечатляющий, метод поиска ответов на этот основной и иные вопросы - выбор жанра психологического триллера, с истинно хичкоковским саспенсом, включая прямое цитирование. Итак, жанровая территория - истинно новое для режиссера в этом фильме, до того успевшего вольготно освоиться на территории только психологической драмы и экспериментального кино.

6
Ксавье Долан в главной роли фильма «Том на ферме»

Жанровые ожидания в данном случае и играют злую шутку со зрителем. Саспенс перемежается сценами временного сближения героя и его антагониста: чего стоит сцена, когда они танцуют танго в коровьем хлеву (под Gotanproject - сомневаться не приходится). Учитывая традиции кинематографа, в фильмах 2000-х это и танго героини Сальмы Хайек с женщиной как признание («Фрида»,«Frida Kahlo», 2002), и танго героев Джессики Билл и Колина Ферта как кульминация («Легкое поведение», «EasyVirtue”, 2008) - это есть откровение, не нуждающееся в словах. Общение героя с матерью своего погибшего возлюбленного при невозможности разговаривать с ней начистоту - теплые и трогательные сцены, иногда на грани комедийных.
Да, наблюдательный зритель увидит в фильмах Ксавье Долана отсылки не только к киномэтрам, но и к образам из собственных фильмов. Снимая истинно авторское кино, кроме адаптации сценария, режиссуры и главной роли, он сам разрабатывал костюмы для актеров и сам монтировал киноленту (в общей сложности в финальных титрах имя Долана прочитывается семь раз).Примечателен парик из белокурых кудряшек, которым он наградил своего персонажа: это и парик героя-транссексуала из «И все же Лоранс», и белокуро-кудрявый объект обожания из его «Воображаемой любви» - мотивы предыдущих фильмов в полной мере считываются здесь.

Одним словом, «Том на ферме» - сугубо штучное, тонко плетеное полотно, пробуждающее у зрителя азарт игры и сильное послевкусие.

Смотрите «Тома на ферме» в программе ближайшего кинофестиваля «Бок о Бок».
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments