Впрочем, вторая часть фильма немного возвращает надежду на торжество демократических ценностей и законности. Когда маленький человек с большими принципами, обычный следователь в скромном костюме и очках, которого играет Трентиньян, не по политическим соображениям, а просто методично и честно выполняя свою работу, вытягивается во весь рост против помпезных генералов в орденах и молодчиков с битами за пазухой - фактически против целой системы, основанной на насилии и подавлении под маркой демократии. И таки дает им всем по зубам, то, кажется, что это победа условных сил света во втором туре. Но, тут следует знать (и зрителю об этом сообщат в печальном эпилоге), что вся история основана на реальных событиях и является прологом к военному перевороту в Греции, после которого к власти придет хунта, называемая «Черными полковники», режим станет еще более зубастым и менее лицемерным, а каждый из фигурантов получит свое. Одни - тюремные сроки или мучительную смерть, замаскированную под самоубийство, другие – роскошные кабинеты. Причем, распределение, как все понимают, будет вовсе не в пользу условных сил света.
Словом «Дзета» может очень сильно расстроить прогрессивную общественность и настроить соответствующим образом общественность радикальную - прямо как «Свобода на баррикадах». Тем менее, ее стоило бы показывать по всем федеральным каналам в прайм-тайм в просветительских целях. Несмотря на год создания, фильм актуален по сию пору, ибо абсолютно нечего изменилось – ни тактика и технические приемы всех сторон, ни суть терроризма, ни методы зомбирования, удержания власти, прихода во власть, ни сама суть политических процессов. А главное, что не изменилось нутро человеческое, которое остается гнилым и дурно пахнущим при любых формациях. В частности отлично показано, что при всех социальных переворотах к власти приходят вовсе не парни из хороших семей с пацификами на флагах, а те, кто идет вслед за ними – самые циничные, беспринципные и опасные, опирающиеся на парней из плохих семей. Показано, что террор можно устраивать на любом базисе и с любыми лозунгами. А когда обычный человек говорит, что не любит коммунистов за то, что «в СССР нарушают права человека» и тут же идет за эти «права человека» человеков убивать, то стоит ли удивляться тому, что целый режим впадает в ту же идейную несуразицу? И хотя режиссер Коста-Гаврос сам левак, чья семья эмигрировала из Греции во Францию по политическим соображениям, фильм не о том, что левые идеологии лучше правых и мол «ну мы бы такого никогда не сделали», а о вреде любых обобщений и утрирования. Когда люди по сути одинаковые, просто в силу недоговоренности в терминологии, начинают вместо слов «добро» и «зло» использовать наименования политических течений (собственно в этом и состоит талант политика). Поэтому когда человек орет на митинге – «Долой Имяреков, развели тут коррупцию и тиранию», то он либо дурачок и не понимает, что пороки эти человеческие, свойственные homo sapiens в целом, а не конкретным политическим течениям, либо просто провокатор и сволочь, недовольный не действиями имяреков, а своим местом в этом раскладе. Кажется, что у самого автора, несмотря на его собственные взгляды, больше всего симпатии вызывает следователь, который ни за правых, ни за левых, а единственный, кто сохраняет спокойствие в общем угаре и просто красиво работает, как настоящий профи. Многим бы объективности у него поучится... Но все-таки последние десять минут, когда объясняется, что же такое «Дзета» - настоящий катарсис, гимн свободе, чистый беспримесный драйв. Короче, 60-е, как и было сказано. Как тогда в те времена фильмы с такими высказываниями оскаров брали, а сейчас такое, кажется, не способны снять вовсе.. Короче, видимо пора в консерваториях что-то менять.
Community Info