"Воспоминания о "Звездной пыли" относятся к тем давним временам, когда великий Вуди Аллен еще не гнушался делать непохожие друг на друга фильмы.
В 1979-м вышел "Манхэттен" - гениальный шаблон, по которому следующие 30 лет Аллен снял чуть ли не половину своих картин. В 1982-м появилась легкомысленная и не самая удачная викторианская пародия на Шекспира - "Сексуальная комедия в летнюю ночь". Между ними уместились "Воспоминания" - безбожно обруганный американской критикой и один из самых любимых фильмов самого Вуди.

На первый взгляд, тоже пародия, пародия на "8 1/2", на киношедевр, знакомый даже людям, бесконечно далеким от кино, но пародия настолько беззастенчивая, неприкрытая и несмешная, что уже к 10-й минуте понимаешь, что все не так просто. Аллен не спародировал, он буквально переснял "8 1/2", при этом словно бы пригласив в консультанты самого Феллини.

От божественного Федерико здесь, помимо основной темы переживающего творческий кризис популярного режиссера:
подбор мимолетных актеров,

задние планы,

сны,

эпизоды из детства,

калейдоскопический монтаж и
небывалая для Аллена насыщенность кадра.

Визуально "Звездная пыль" - пожалуй, самый сильный фильм Аллена, и он был бы самым лучшим фильмом Аллена, если б был настолько же убедительным и с содержательной стороны.

Фирменного юмора мало, хотя встречаются шедевральные афоризмы («Это для вас я - атеист, а для Бога я - лояльная оппозиция», «Жизнь нельзя контролировать, она не проходит без сучка и задоринки. Можно контролировать только искусство. Искусство и маструбацию. Вот две области, в которых я абсолютный эксперт»), разбавленные запутанными рассуждениями о свободе творчества, а сюжет – предсказуемые и довольно занудные разборки главного героя с бесчисленными женщинами. Местами это просто не интересно, а местами похоже на черновик «Манхэттена». Феллиниевская смесь снов, реальности и воспоминаний оказалась изрядно иссушенной алленовским рационализмом.
Женщины красивы, как и всегда у Аллена,

причем «Воспоминания о "Звездной пыли» - его единственный в 70-80-е фильм, в котором нет ни Дайаны Китон, ни Мии Фэрроу.

Обратите внимание на сцены с Шарлоттой Рэмпинг,

особенно на ее снятый в кубической манере монолог - это одни из лучших сцен у Аллена в принципе.
В целом фильм любопытен, но от сочетания Аллена и Феллини можно было ожидать гораздо большего.
Не дает покоя мысль - эпизод с минимым убийством Сэнди Бейтса поразительно напоминает убийство Джона Леннона, только в Сэнди выстрелили один раз, а не пять, и фильм вышел в США в сентябре 1980 года, за три месяца до трагедии. Уж не смотрел ли его Чэпмен?
Кстати, эпизодическая роль красавицы в поезде во сне Бейтса – первая роль в кино Шэрон Стоун.
В 1979-м вышел "Манхэттен" - гениальный шаблон, по которому следующие 30 лет Аллен снял чуть ли не половину своих картин. В 1982-м появилась легкомысленная и не самая удачная викторианская пародия на Шекспира - "Сексуальная комедия в летнюю ночь". Между ними уместились "Воспоминания" - безбожно обруганный американской критикой и один из самых любимых фильмов самого Вуди.

На первый взгляд, тоже пародия, пародия на "8 1/2", на киношедевр, знакомый даже людям, бесконечно далеким от кино, но пародия настолько беззастенчивая, неприкрытая и несмешная, что уже к 10-й минуте понимаешь, что все не так просто. Аллен не спародировал, он буквально переснял "8 1/2", при этом словно бы пригласив в консультанты самого Феллини.

От божественного Федерико здесь, помимо основной темы переживающего творческий кризис популярного режиссера:
подбор мимолетных актеров,

задние планы,

сны,

эпизоды из детства,

калейдоскопический монтаж и
небывалая для Аллена насыщенность кадра.

Визуально "Звездная пыль" - пожалуй, самый сильный фильм Аллена, и он был бы самым лучшим фильмом Аллена, если б был настолько же убедительным и с содержательной стороны.

Фирменного юмора мало, хотя встречаются шедевральные афоризмы («Это для вас я - атеист, а для Бога я - лояльная оппозиция», «Жизнь нельзя контролировать, она не проходит без сучка и задоринки. Можно контролировать только искусство. Искусство и маструбацию. Вот две области, в которых я абсолютный эксперт»), разбавленные запутанными рассуждениями о свободе творчества, а сюжет – предсказуемые и довольно занудные разборки главного героя с бесчисленными женщинами. Местами это просто не интересно, а местами похоже на черновик «Манхэттена». Феллиниевская смесь снов, реальности и воспоминаний оказалась изрядно иссушенной алленовским рационализмом.
Женщины красивы, как и всегда у Аллена,

причем «Воспоминания о "Звездной пыли» - его единственный в 70-80-е фильм, в котором нет ни Дайаны Китон, ни Мии Фэрроу.

Обратите внимание на сцены с Шарлоттой Рэмпинг,

особенно на ее снятый в кубической манере монолог - это одни из лучших сцен у Аллена в принципе.
В целом фильм любопытен, но от сочетания Аллена и Феллини можно было ожидать гораздо большего.
Не дает покоя мысль - эпизод с минимым убийством Сэнди Бейтса поразительно напоминает убийство Джона Леннона, только в Сэнди выстрелили один раз, а не пять, и фильм вышел в США в сентябре 1980 года, за три месяца до трагедии. Уж не смотрел ли его Чэпмен?
Кстати, эпизодическая роль красавицы в поезде во сне Бейтса – первая роль в кино Шэрон Стоун.
"Догму" и "Мужей и жен" я, впрочем, тоже не видела. спасибо!
Edited at 2013-10-05 05:23 pm (UTC)