?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Фильм "Метрополис" (1927) Фрица Ланга
vycheslav1983 wrote in drugoe_kino
Фриц Ланг в «Метрополисе» (1927 год) нарисовал  образ, к которому цивилизация должна была придти в далёком будущем. Он сумел разглядеть наше настоящее из своего далёкого прошлого.
Это был первый режиссёр, который пытался добиться эффекта  3Д, то есть, как бы закинуть зрителя на экран и внутрь придуманного им фантастического мира. Именно Ланг  начал тратить на съёмки сумасшедшие деньги, которые совершенно не отбивались, потому что был абсолютным идеалистом  кино.
.
метрополис ух
.
Его можно назвать гуманистом, наследником немецких символистов, сторонником модного тогда экспрессионизма.   Экспрессионизм - течение, которое не настаивало на реализме, а  наоборот, усиливало и искажало некоторые формы реальности для того, чтобы передать отчаяние. Оно боролось с официозным прекраснодушием немецкого искусства кайзеровского времени и, с другой стороны, противостояло сладостному импрессионизму,  любовавшемуся природой и собой. Экспрессионисты ввели мотив человека массы, который замечательно использовал Ланг в "Метрополисе». Само это слово означает  нечто центральное, то, что является сверхгородом. Слово сконструировано для фильма и стало понятием. Более того, появились магазины и даже клубы «Метрополис» которые претендуют на то, чтобы быть центром городской культуры, быть надстройкой над всем прочим… Итак, Метрополис  огромный город – государство, растущий вверх этажами, где между зданиями летают самолёты, а глубоко внизу, в подземелье ,страшные катакомбы, в которых живут рабочие, где коптят машины, которые превратились в нового языческого бога. Имя его - Молох. В кино образно показано его лицо, страшная пасть, которая глотает людей, - всё довольно прямолинейно и выразительно.
.
молох
.
В этом проявление экспрессионизма - усиленный показ рабской жизни, как люди идут по команде, как спускаются на лифте в какой-то рабочий ад, где человек  превращен в винтик. (Ланг использовал тысячные массовки одетых в униформу для этих сцен, творил без всякого компьютера). А сверху этого ада - мир богачей, которые  живут там, как в раю. Режиссёр демонстрирует это на примере волшебного эдемского сада с гигантскими деревьями. Там ходят юноши и какие-то девы, которых безвозмездно отдают юношам и всем очень хорошо.
.
сад
.
"Верхний мир" представлен также удивительными стадионами, где "элита" укрепляет здоровье
.
стадион
.
В этом городе существует хозяин - Фредерсон, у него  армия слуг, которые рабочих превратили в рабов машин и всего социального механизма. Он вдовец, но у него  сын - Фредер, который ведёт беззаботную жизнь  в  раю Вечных Садов. Но  в низах появляется девушка по имени Мария, которая жалеет  рабочих, приходит с христианской проповедью  для того, чтобы утешить их и усовестить хозяев этой жизни. Сцена – открываются ворота сада и заходит Мария, окружённая толпой оборванных детей  и говорит богатым: "Вот ваши братья и сёстры, любите их, вы живёте за их счёт! "
.
мария
.
 В тот момент рядом находился сын хозяина, который  вдруг (как Гаутама)) устыдился. И он спускается в подземелье, видит ужасы этого пролетарского мира и решает им как-то помочь.
.
Гаутама
.
Есть ещё четвёртый центральный персонаж – безумец - учёный , который создаёт искусственную женщину. Долгое время было непонятно почему он это делает. Только относительно недавно, после реставрации киноленты стало ясно, как связаны эти линии сюжета. Изобретатель и хозяин города любили одну женщину. И богач украл жену у своего соперника – учёного. Она родила ему сына и умерла при родах, а изобретатель делает искусственную женщину, чтобы предать ей черты возлюбленной, но тут приходит капиталист с заказом и опять возникает тема мести. Он решает отомстить за украденную любовь тем, что погубит его сына с помощью лжемарии. Поэтому он придаёт искусственной женщине облик этой девушки.
.
учёный и изобретатель
.
Лжемария разлагает рабочих, призывает их к бунту и этот бунт может привести к тому, что "нижний" город будет затоплен и все рабочие погибнут. Но сын хозяина освобождает реальную Марию, возникает борьба и интрига, Рабочие пытаются уничтожить хозяев, но в конце Мария всех примиряет,  прося  капиталиста и предводителя рабочих протянуть друг другу руки . Тут возникает мораль, что посредником между мозгом и руками должно быть сердце (символ классового примирения и терпимости))
.
сердце
.
Пару слов о хозяине. Джон Фридирехсон - капиталист и диктатор в то же время гениальный инженер, который придумал это город  (то есть это действительно голова, а не некоторое брюхо, которое набивают работящие руки). Это человек, который хотел создать утопию и создал её, но понял в какой-то момент став из идеалиста реалистом, что невозможно сделать утопию не пожертвовав определённым количеством людей и начал их преспокойно  жертвовать.
.
трущобы
.
Главный миф в фильме - ветхозаветный образ вавилонской башни. Там она воспроизведена и показана, как на известной картине художника Питера Брейгеля. Есть там и вавилонская блудница  и ещё многое, что касается Вавилона.
.
Вавилонская башняя
.
Фильм никогда не был в прокате СССР, никогда его не покупали, не показывали. Его даже предали анафеме, заявив .что это социал - демократическая провокация и наивное желание классового примирения.
.
С картиной связана целая история. Она была очень длинная - три часа. И когда пустили в полном варианте, в сопровождении симфонического оркестра со специально написанной музыкой, то зритель не  пошёл. Там не было ничего привычного, и обыватель, который пользовался стереотипами, ожидал приключенческого фильма, а тут такая проповедническая тема. И тогда продюсеры пригласили голливудского монтажёра, который довёл его до двух часов двадцати минут, а затем вообще сделал чуть меньше двух часов. Тут потерялась связь между линиями. Остался чисто внешний ход событий. И было непонятно, как сопрягались линии из сюжета про сумасшедшего изобретателя, который создаёт искусственную женщину. Она оживает и превращается в лжемарию, которую играла та же актриса, что и Марию - Бригитта Хельм. Причём Марию она играла несколько сусально, а вот лжемария ей удалась - такое исчадие ада, сосуд греха). Беда в том, что зритель довольствовался этой оскоплённой копией. После войны негатив «Метрополиса» был в СССР (как военный трофей) в Госфильмофонде , в Германи сохранились какие-то недостоверные копии и многие годы люди смотрели сокращённую и не очень достоверную копию, напечатанную с негатива, но нити сюжета соотносились нескладно.  Было мнение, что это такой схематический фильм, результат того, что Ланг не справился с драматургической частью. Но когда нашлась в Аргентине подлинная копия, то сюжет обрёл целостность и завершённость.
.
Фриц Ланг хорошо знал первый нашумевший научно-фантастический фильм немого кино - "Аэлиту" режиссёра Протозанова, которая была сделана до "Метрополиса". Этот фильм был в немецком прокате, пользовалось популярностью и отчасти не только "Метрополис", но и его более поздний фильм "Женщина на луне",  был ответом на "Аэлиту". Протазанов принадлежал к поколению, которое снимало до революции. Это было, как бы, кустарное кино. Ланг же начинал, когда кино уже оформилось, как искусство, это был следующий этап, поэтому художественно «Метрополис»  более значительное произведение. Аэлита непритязательна, она не претендует на то, чтобы быть больше, чем она есть. А "Метрополис" - "попытка спасти человечество накануне катастрофы".
.
MetropolisCult
.
Но удалось ему спасти лишь честь немецкой кинематографии. И он и Марлен Дитрих спаслись за границей, спасая честь немецкого кино. Гитлер заменил их эрзацами. Дитрих - Зарой Лиандр, и т.д., но  у него была всё-таки талантливая Лене Рифеншталь.
.
«Метрополис» - фильм, претендующий на описание всей человеческой истории и Вавилона и в то же время - будущего. С одной стороны научно-популярная фантастика  с другой - моралите (особый вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия). Там в середине есть интерлюдия (промежуточный эпизод), которая может расцениваться как страшный сон героя (у него горячка). Он представляет как его девушка с его отцом (который для него в тот момент воплощает всё зло) строят коварные планы. Следует запоминающаяся сцена, когда девушка  инфернально подмигивает ему одним глазом и перевоплощается из Марии в вавилонскую блудницу.
.
блудница
.
У Фредера начинаются галлюцинации, жар. Накануне он был в церкви и слушал чтение откровений Иоана Богослова, и поэтому в видениях ему видятся ожившие скульптуры, представляющие собой семь смертных грехов и смерть, которая отдельно шествует к нему с косой. В истории немого кино этой сцене нет равных по выразительности и парадоксальности. Ланг использовал приём  символики готического собора
.
сцена со скульптурами
.
В фильме интересная двойственность, которая , кажется, и заставила разных политических взглядов людей этот фильм боготворить или наоборот ему не доверять. Ему не вполне доверяли и нацисты и коммунисты. С другой стороны Гитлера это дико впечатлило с художественной стороны.
Двойственность минимум в двух позициях. С одной стороны этот фильм показывает безумного учёного, практически алхимика (постоянно возникает пентаграмма - самый худший магический знак, используется для вызывания демонов, оживления големов ( голем - персонаж еврейской мифологии. Человек из неживой материи (глины), оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний — по аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины (с)) …С другой стороны, отец главного героя -  богач,  инженер, построивший гигантский и всё-таки прекрасный город. То есть  на одном полюсе учёный, у которого есть умозрительные, алхимические, возможно, вредные идеи , а на другом полюсе - человек, конкретно что-то творящий, созидающий (правда, не без жертв). И второе, сам образ города. Он кажется страшным,  там Молох и гибель рабочих, с другой стороны там не только фальшивый рай, выстроенный для богачей. Это так же воплощение всего о чём, видимо, человечество в 20е годы мечтало. Воплощение абсолютной утопии. Этот город  ужасен, но и прекрасен.
.
город
.
Фильм построен на том, что и великий диктатор - капиталист и великий учёный лишены морали и весь фильм в том, что если нет сердца, то разум и руки оказываются преступными.  А сердце, как видим, присутствует у его сына и у девушки Марии, которая руководствуется христианской моралью и которая несёт прежде всего мир и взаимотерпимость. И всё построено на том, можно ли вернуть и науку и производство и социальную жизнь на начало морали. В этом и была позиция Ланга. Чтобы рабочие продолжали работать, капиталисты зарабатывать капитал, и все были всеми довольны. Как видим, это грандиозная утопия. Утопия классового мира, социальной гармонии и одновременно, это вопрос, который с первой мировой войны мучает человечество - может ли наука быть аморальной? Считали, что знания находятся вне морали. Главное знать и уметь, постичь мир. 19век весь был построен на идеях прогресса и для науки априори это всегда было хорошо. 20век начал показывать начиная с ужасных газовых бомб первой мировой, что наука может применяться для самых чудовищных целей . И «Метрополис» едва ли не первый знак рефлексии серьёзного художника на тему того, что наука, возможно, ужасна.
.
наука
.
В кабинете доктора Калигари (фильме, от которого пошли все эти бесконечные образы сумасшедших учёных)  был ,как бы, обскурантизм (мракобесие, враждебное отношение к просвещению).То есть простой человек - режиссёр, который ничего не понимает в науке смотрит на учёного и он кажется ему страшным и опасным безумцем. А в «Метрополисе» абсолютно обоснованно, подробно показано почему наука может быть  аморальной и вредной для человека.
.
Если вспомнить средневековые миракли, где происходило чудо, были ангелы, праведники, которые должны были примирить конфликтующие стороны. То можно сказать, что  фильм сделан в традициях средневековой мистерии, религиозной и проповеднической сказки. Был ли Ланг религиозным человеком, ведь, например, его «Нибелунги» – абсолютное торжество язычества? Там есть намёки на начало какого-то христианского мышления, но они настолько слабые, что почти не обращают на себя внимание. У Ланга было протестантское воспитание, в котором он вырос в Вене и ,конечно, в нём присутствовала протестантская тенденция, но довольно рационалистическая. Это было этически – религиозная установка, которую он выделял из евангельской концепции и твёрдо стоял на ней. Полнее он выразил свою позицию в ,творчестве американского периода, начиная с фильма «Ярость», который построен на ответственности человека перед совестью и богом. Он понимает бога как совесть прежде всего, который не позволяет человеку пасть ниже и идти на поводу инстинктов.
.
совесть
.
Пушкин писал :
Оставь герою сердце... что же
Он будет без него? Тиран...
Скорее всего Ланг не знал Пушкина, но думал в этом же направлении. Так как не важно, государственный деятель, учёный, рабочий лидер, да кто бы ни был без сердца превращается в противоположность всех тех целей, которые он демагогически провозглашал.
Спецэффекты у Ланга до сих пор смотрятся гениально. Но на экспрессионистскую игру актёров смотреть странновато. Два положительных героя Фредер и Мария невероятно лубочно - преувеличенные, как бы с выпученными глазами.
.
испугался
.
Это не только канон игры, но то, что они показывают двух совершенно невозможных, утопических и сказочных персонажей, которые всех примиряют. Иванушка – дурачок и Елена Прекрасная вдруг возникающие в реальном мире. Только такие сказочные персонажи могут повести за собою людей, заставить их поверить в чудо, и осуществить его хотя бы на экране.
.
оба
.
Метрополис внешне напоминает блокбастер, но по сути – это проповедь, рассчитанная на массы. Целью было получить не столько многомиллионную прибыль, сколько достичь как можно большего числа сердец. Ланг надеялся, как многие идеалисты, что зритель выдержит его полную трёхчасовую версию с аккомпанементом симфонического оркестра. Однако в то время зритель оценил только ,сокращённую двухчасовую. И, возможно, лишь в наше время это кино будет достойным образом просмотрено в полном объёме и оценено.
.
смотрит
.
Метрополис не единственный великий фильм Ланга. Есть ещё трилогия о докторе Мабузе, которая была портретом Германии в период между войнами (время разгрома, инфляции, разгула преступности - всёго того, что привело страну к фашизму).  Он начал делать его в 23-24 году, первые две серии – немые ("Доктор Мабузе, игрок","Завещание доктора Мабузе") , а третью  сделал уже озвученной. Она настолько точно прогнозировала то, что будет происходить с Германией и шла в разрез с идеологией, что ему пришлось выкрасть фильм и тайно покидать страну и скрываться во Франции. В " Мабузе"  он отразил, что такое пропаганда, террор и зачем он нужен государству...символом Германии показан потусторонний дух умершего доктора, обитающий в сумасшедшем доме и творящий зло через голос, записанный на пластинку.
.
Из него пытались сделать ведущего режиссёра третьего рейха (не смотря на то что он был не арийцем, а евреем). Его супруга и одновременно сценаристка его фильмов - Теа фон Гарбл (кстати, писала сценарий метрополиса) была довольно близка к национал-социалистам.   С женой националисткой и соавтором всех его немых фильмов Ланг расстаётся,.  Жена осталась в Германии и также, как и Лене Рифеншталь была приближена к Гитлеру, Геббельсу. Для Ланга это было не просто прощание с родиной и женой, а расставание с иллюзиями и с тем положением, которым он занимал в немецком кинематографе. Он уехал в Голливуд, но там ему было трудно влиться в систему кинематографа, хотя ряд удачных картин он снял и там. Но ни один американский фильм ("Палачи тоже умирают",  "Ярость") не стоит в одном ряду с прежними творениями. Снятая в Америка  уже со звуком третья часть доктора ("Тысяча глаз доктора Мабузе"), где он попытался продолжить раскрытие темы природы зла, которое возникает как навязанная сила человечеству,  у него не получилась. Не удалось сделать это так же выразительно, как в  немом кино. Дело в том, что первые части были современными моменту создания, а последняя часть делалась как бы ретроспективно.
.
В дилогии  «Нибелунги» Ланг создал потрясающую мифологическую картину. Это был первый высокобюджетный фильм. Немецкая кинопромышленнность считала, что надо поднять Германию с колен после поражения  в войне. Следовало подбодрить национальный дух, и с помощью Ланга был создан просто эпический  эпос). Хоть Гитлер и обожал этот фильм, но ничего националистического там нет. Он плохо встраивался в идеологию третьего рейха, его показывали, но не превозносили. Там нарисован образ белокурового Зигфрида, красавца, боровшегося с драконом и непосредственно сами нибелунги (т. е. дети тумана — мифический род мерзких карликов, владетелей сокровища). Видимо, для Гитлера это сцеплялось с германским духом, который окружён злыми карликами, плюс ссылка на Вагнера, которому приписывали такие же аллюзии.  Но Вагнер всё-таки гораздо значительнее, чем-то, что пытались из него сделать нацисты.
.
…Два великих немецких режиссёра Фриц Ланг и Фридрих Вильгельм Мурнау уехали по понятным причинам в Америку, работали в Голливуде, но у Мурнау получилось сделать как минимум один совершенно  канонический американский фильм  («Восход солнца»), с которого начались Оскары и другие успехи режиссёра. А у Ланга, насмотря на все его спецэффекты и гигантоманию (прирождённые «голливудские» качества) не получилось. Почему? Во – первых, он не очень хорошо владел английским языком. Известно, что он специально ходил в кафе, где завтракали шофёры и слушал их речь, для того, чтобы не говорить книжным английским,, а реальным живым. Во-вторых, он попал в тот период американского кино, когда были популярны не блокбастеры , а социальные фильмы и они требовали очень точного знания американской жизни. И Ланг не мог соперничать ни с Джоном Фордом, Уильямом Уайлером, которые делали острые социальные фильмы , ни с мастером блокбастеров Виктором Флемингом, снявшим «Унесённые ветром» , что тоже требовало знаний американских реалий. А Мурнау приехал ещё в 20е годы. Он был режиссёром камерного фильма. И смог привить к американскому кино традиции камерного стиля, камерного любовного фильма. Его фильм «Восход солнца» – гибрид европейских традиций и американского жанра. Именно благодаря голливудскому неуспеху Ланга ,Годар, -  главный идеалист послевоенного кино, именно Ланга взял в качестве живого символа режиссёрской непреклонности и непримиримости, в делах с продюсерами, В фильме "Презрение" , где Фриц Ланг играл Фрица Ланга и с такой мудрой ироничной ухмылкой смотрел на все ужимки  комичного продюсера и поглядывал  на моральные борения сценариста, который думал поддаться или нет. А Ланг над этим всем как некий эталон.
.
Fritz Lang

.

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Вы молодец, но тот парень с радио вас нае..л. Или сам заё...ным призвался.
Во-первых, у Мурнау было офигенное количество конфликтов в Голливуде и куча лопнувших проектов, зато фильмы Ланга шли в прокате с большим успехом - и триллеры, и нуары, и вестерны, всё было коммерчески успешно. И "Вестерн Юнион", и "Ранчо с дурной славой", и "Возвращение Фрэнка Джеймса" (до сих пор культовый вестерн), и "Охота на человека", и "Сильная жара"... То, что якобы Ланг не смог приспособиться к Голливуду - легенда, созданная самим Лангом в конце 40-х после возвращения в Европу. Так что всё было в точности наоброт - именно Мурнау "не вписался", хотя снял гениальное кино. Да, и послевоенная "Тысяча глаз доктора Мабузе" - европейская продукция, не американская. К тому же, это черно-белое кино, а не цветное. Цветной послевоенный европейский фильм Ланга другой - дилогия "Индийская гробница".
Во-вторых, Протазанов был суперпрофи, а не дилетант от кино. Его "Пиковая дама" была суперуспешной, мегахит мирового проката - и повлила на самого Ланга. Но в Германии, в эмигранский период, Протазанов работал с Пабстом, а Ланг ненавидел Пабста, по личным причинам и из зависти великого поэта к талантливому профессионалу. Естественно, Ланг воспринимал Протазанова, как "человека из чужого лагеря".
В-третьих, с "Нибелунгами " было гораздо интересней, чем вы думаете. Это было, фактически, два фильма. Первый - "Смерть Зигфрида" - стал любимым фильмом Гитлера и Гёббельса. Зато второй - "Месть Кримхильды" - был нацистами запрещён и изъят из проката. Дело в том, что во втором всё величественное древненемецкое могущество, которое приводило нацистов восторг, разлеталось в клочья под напором грязных дикарей гуннов.

Шикарная рецензия и шикарный комент первый же!!!!

>по личным причинам и из зависти великого поэта к талантливому профессионалу

Круто! Рецензия отличная, а в этом коротком комментарии вдобавок информации на половину текста выше. Вдохновляет на копать дальше. Спасибо обоим авторам!

Надеюсь, из этой фразы не следует, что я не люблю Пабста? Очень люблю. И "Безрадостный переулок", и "Трёхгрошовую оперу" и "Ящик Пандоры" и даже "Любовь Жанны Ней" по Илье Эренбургу, и вообще всё.

Не, абсолютно не следует =) Я ее выделила только потому, что это всего несколько слов, которые меня лично сразу сподвигают тряхнуть стариной и начать копаться в подноготных мастеров, чтобы лучше вникать в их творения. Сдвинуть хотя бы одного человека с его точки ленивого равновесия - это уже big deal.

Тогда попробуйте копнуть и в сторону Фридриха Вильгельма Мурнау. Он тут назван мастером каммершпиля, но его "Фауст" (Эйзенштейн во время поездки в Европу присутствовал при съёмках и желчно завидовал) не намного менее грандиозен, чем "Метрополис". Мне интересно, найдёте ли вы где-нибудь упоминание о том, что Мурнау погиб в автокатастрофе с членом своего шофёра во рту. Шофёр в оргазме не совладал с управлением и лишил мира одно из пяти величайших режиссёров за всё время существования кинематографа. Потому как рядом с Мурнау могут стоять только Гриффит, Эйзенштейн, Ланг, Ренуар.

Н-да уж, хотя важней все же как гении начинают, чем как, извинте за каламбур, кончают. Ну, мне лично, всегда самой интересной представлялась тема того, какими они были все сволочами, при том, что хорошими людьми. Тот же Гриффит - яркий пример :-)
И да, копну Мурнау, "Фауст" смотрела, но личность режиссера в то время, скользнула мимо

Edited at 2013-10-01 06:43 am (UTC)

важней все же как гении начинают - Как начинают, как раз неинтересно. Начинают, как правило, с претенциозной ерунды. Самое важное в творчестве гениев - общий комплекс их произведений, в котором одна касть всегда оказывается комментарием ко всем остальным.
какими они были все сволочами - Как ни странно, гении, при многочисленных своих недостатках, почти всегда хорошие люди. Такие личности, как Мейерхольд и... видите, даже не могу второе имя придумать... являются исключеннием. Чтобы плохого ни говорили про гениев уровня Чаплина и Пикассо, всё равно хорошего (по-человечески) в них было больше.
личность режиссера в то время, скользнула мимо - Да вы что!!! Мурнау - титан! И личность, и фильмы - запредельно прекрасны. Все, без исключения. Между прочим, когда герой прекрасной комедии 70-х "Первый порномюзикл" переодевается в режиссёра, он имитирует именно Мурнау.
И ещё кстати - забыл сказать - шестой из пятёрки величайших, конечно, Эрих фон Штрогейм.

Ну вот проскочил Мурнау мимо меня хрестоматийными абзацами, не знаю почему так вышло :-(
Слово "сволочь" я несколько не в том смысле употребляю, что все нормальные люди (совсем забыла про это). Я в том смысле, что мне интереснее всего, как режиссеры, находясь на границах восприятия добивались от других людей выхода на этот свой уровень. Это такой особый дявольский-проповеднический талант надо иметь для этого, и те, кто им не обладал, были способны максимум на заумные корометражки, какими бы гениями не были. А большинство великих режиссеров пропускали актеров и сподвижников через некое подобие эмоциональной мясорубки, для этого нужно быть в определенном смысле "сволочью", но без этого не рождается ничто настоящее и двигающее обывателя. Тот же Гриффит, по перелопаченной мной литературе, создает впечатление нежнейшеего, мягчайшего человека, все работающие с ним его обожали, и при этом ему приходилось крушить и ломать, мучить актеров и массовку. Лилиан Гиш, вон, он чуть не покалечил сценой во льдах. Но это мелочи все, интересно это создание поля абсолютного творчества вокруг такого человека, когда практически на молекулярном уровне вокруг него все перестраивается и начинает раскачивать неповоротливые шестеренки действительности.
Бррр, ну это я уже какую-то пафосную гадость написала, если бы умела выражаться легче, тут бы уже было с десяток моих собсвенных рецензий :-)

Не-не-не, вы всё очень хорошо написали и прекрасно сформулировали. Я вас понял, и я с вами согласен. Итого: все великие режиссёры - манипуляторы, чрезвычайно циничные, это часть профессии, а талант в том, чтобы цинизм оставался в рамках профессии и не проникал в творчество, как таковое.
Исходя из вами сказанного (а я с вами согласился, да), понятно, почему из нежного и талантливого Франсуа Трюффо получился такой говнистый режиссёр: он пользовался только одной формой манипуляции - влюблял в себя своих актрис. Иногда это давало хороший результат (и в этих случаях рождался шедевр), но чаще - плохой.

Ны вот вы опять, теперь про Трюффо. Класс :-) Редкий дар, когда человек может сформулировать результат нехилого анализа без лишних слов, размахивания руками и наморщивания лба. Снимаю шляпу.

С Трюффо, кстати, может я ошибаюсь, но вроде местами вообще непонятно, где там Трюффо, а где Рауль Кутар всех сдвинул вбок и отводит душу. Хотя, кажется, 400 ударов, как раз не Кутар? Ну, в прочем, это не так интересно, как Мурнау, так что я пошла зарываться дальше, пока есть время.

местами вообще непонятно, где там Трюффо, а где Рауль Кутар- Это я всегда твердил и даже поставил Рауля Кутара в свой профиль, потому что он снимал в точности так, как я сам вижу мир. Это моя оптика. Но "400 ударов" - не Кутар, и потому там самое сильное - финальная панорама бегства Антуана Дуанеля к морю. Собственно, весь фильм стоит смотреть только из-за этого эпизода.
И вообще, заметно, как Трюффо погас, заменив Кутара на Клерваля, а потом на Альмендроса. Как я понимаю, Кутар и Трюффо серьёзно поссорились на "Невеста была в чёрном", там заметен сильный разрыв между режиссурой и изображением.
это не так интересно, как Мурнау - О Мурнау, как и о фон Штрогейме, могу говорить, только размахивая руками. Поэтому лучше помолчу.

Ух ты! А я так осторожно высказывалась насчет Кутара, думала совсем глупость сморожу, потому что у меня нет никаких реальных тому доказательств, кроме какого-то желудочного чувства, основанного на параллелях между Трюффо и Годаром, которые Кутар перпендикулярит. Я предупреждала, что не умею объяснять :-( И про самого Кутара как личность я знаю ровно и абсолютно ноль. Но Трюффо и Годар меня всегда удивляли, я их обоих за что-то люблю, и в чем-то абсолютно не понимаю. В основном, они моей натуре противоестественны, и тем не менее часто сильно цепляют. Когда-то самым очевидным мне показалось связать их через Кутара. При том, что в собственном воображемом фильме себя я видела всегда оператором. С вами ужасно интересно разговаривать! Расшевелилось во мне студенческое желание обнимать необъятное. Не молчите, пожалуйста, про Мурнау и фон Штрогейме, размахивание руками я мысленно дорисую.

С Кутаром всё более-менее понятно. Он был фотографом и кинооператором во время войны в Индокитае (когда оттуда французов попёрли), и поэтому он снимал Париж и парижскую богему Годара и Трюффо (и Жана Руша, между прочим) как джунгли, в которых идёт война и непрерывно гибнут люди. То есть, его взгляд - видеть, видеть, не пропустить то, что сейчас кажется неважным, но через несколько минут станет самым главным в мире. Чтобы в одном кадре был тот, кто стреляет, а в соседнем - тот, в кого попала пуля. Так что квинтэссенция взгляда Рауля Кутара - прессконференция "великого писателя Парвулеску" в "На последнем дыхании" (тогда, собственно говоря, решается, что Мишель Пуакар умрёт, хотя никто из присутствующих это не сознаёт и об этом не думает) и сцена в ресторане в "Стреляйте в пианиста", когда Шарль Азнавур пытается задержать бандитов, гонящихся за его братом, а хозяин заведения, чтобы заглушить шум драки, начинает истошно выкрикивать песенку.
А что касается Годара, то лучше всего о нём сказал Ромил Соболев в книжке 1971 года "Запад: кино и молодёжь": Годару выпала высокая честь быть несчастно влюблённым. Его фильмы раннего и среднего периода - бесконечное признание в любви Анне Карина, которая его не любит. Когда Анна его окончательно покидает (Трофименков хорошо сформулировал - в "Альфавилле" Годар мазохистски любуется осенней красотой покидающей его женщины) , Годар становится желчным, антипатичным, хотя всё равно способным на такие прорывы как "Уикэнд". Но та высокая поэзия, которая была в "Маленьком солдате" и "Отдельной банде", уходит.

А про Мурнау и фон Штрогейма я как-нибудь напишу отдельно.

Спасибо! Ваши дополнения бесценны, благодарю!

Это вам спасибо за рецензию.

Замечу, что позднесоветский человек мог видеть фрагменты этого фильма в клипе "Queen" 1984-го года "Radio-Ga-Ga" http://ru.wikipedia.org/wiki/Radio_Ga_Ga
Года так с 1988-го клипы этой группы уже показывали по перестроечному телевидению

Спасибо! Очень интересная информация! Я вчера смотрела этот фильм, правда, двухчасовой. Он произвел на меня большое впечатление.

Да, я тоже балдел, когда смерть начинала махать косой.
И теперь посмотрите "Ящик Пандоры".

А у Ланга, насмотря на все его спецэффекты и гигантоманию (прирождённые «голливудские» качества) не получилось.
многие голливудские фильмы Ланга удачно совместили коммерческий успех с признанием со стороны ценителей кино и вошли в "золотой фонд" кинематографа

>>И, возможно, лишь в наше время это кино будет достойным образом просмотрено в полном объёме и оценено.

Ну, оно же давно достойно оценено, разве нет? Это любовно изученный, цитируемый, легендарный фильм, называемый одним из величайших, Ланг и Хельм − кинематографические иконы. И почему "возможно"? Находка и реставрация недостающих фрагментов широко и с большой помпой освещалась, кто хотел, самую полную версию давно с удовольствием посмотрел.

И там вы опечатались немного − "Лени Рифеншталь" должно быть.

да, конечно. Исправил)

Фильм "Метрополис" (1927) Фрица Ланга

User klizardin referenced to your post from Фильм "Метрополис" (1927) Фрица Ланга saying: [...] Originally posted by at Фильм "Метрополис" (1927) Фрица Ланга [...]

всё-таки очень заметно, что учился он на архитектора
...и сдаётся мне, был католик

Фильм "Метрополис" (1927) Фрица Ланга

User al3101961 referenced to your post from Фильм "Метрополис" (1927) Фрица Ланга saying: [...] Оригинал взят у в Фильм "Метрополис" (1927) Фрица Ланга [...]

Фильм "Метрополис" (1927) Фрица Ланга

User sell_off referenced to your post from Фильм "Метрополис" (1927) Фрица Ланга saying: [...] нал взят у в Фильм "Метрополис" (1927) Фрица Ланга [...]

  • 1