avz_iceman (avz_iceman) wrote in drugoe_kino,
avz_iceman
avz_iceman
drugoe_kino

Categories:

Операция "Арго": Бремя белых

kinopoisk.ru-Argo-1767215
Я очень долго не мог сформулировать своё мнение об этом фильме. Как впрочем и о "Цели номер один". В основном потому, что в данном  случае отделить кинематограф от политики действительно очень сложно. Рассматривать фильм вне исторического и политического контекста просто не получается. Ведь, если брать чисто кино, то тут-то ничего особенного как раз и не было предложено. "Арго" вполне себе рядовая картина, которая в фильмографии какого-нибудь Скорсезе уж точно не являлась бы ни творческой вехой, ни примером режиссёрского мастерства. Фильм на две трети состоит из различной Серьёзной Болтовни, затем следует Серьёзное Решение и всяческая клоунада непосредственно в Тегеране. Всё венчает сцена в аэропорту, где Аффлек высасывает напряжение, как Питер Джексон высасывал хронометраж из "Хоббита", а Стражи Исламской Революции работают в жанре не политического триллера, а, скорее, стэнд-ап камеди.
Однако, если рассматривать фильм в контексте, то картина вырисовывается прямо-таки неприглядная. Начать следовало бы с того, что реальность, в которой мы существуем, вообще противится всяческим упрощениям. Нити причинно-следственных связей тянутся от события к событию и найти точку, где всё началось задача практически невыполнимая. В то же время, кинематограф как искусство как раз и строится на разного рода упрощениях. Реальность скучна, реальность обыденна, разбираться в ней не всем хочется, да в общем-то и не особенно нужно. Люди хотят впечатлений и фильм (здесь я имею в виду прежде всего полный метр) дарит  им концентрированный заряд эмоций. Являясь, конечно же, отражением той же реальности но куда более насыщеннным, ярким, контрастным и интересным отражением. Поэтому конфликт, являющийся двигателем любого драмтического произведения, когда дело касается мало-мальски масштабных исторических событий, заставляет выкручивать ползунок контрастности на полную мощность. Здесь сразу же появляется черное и белое, хорошие и плохие, свои и чужие, а также напрашивающийся само собой конфликт цивилизация-варвары.
Конечно, иранская теократия - не самый лучший вариант государственного устройства. Однако, иранцы  не имели своего правительства с XIX века, а первая иранская революция вообще была раскурочена русскими пушками в 1911 году. Далее Иран "напраляли" британцы и американцы и все попытки того же Моссадыка выбить хоть какую-то самостоятельность натыкались на серьёзное противодействие США и Британии. Так что какое бы то ни было обличение от былых де-факто колонизаторов смотрится, мягко говоря, неубедительно.
Вообще, "Арго" кроме рассказа своей незамысловатой истории прекрасно вырисовывает образ врага. Население Ирана по Аффлеку -это толпа злобных фанатиков, которые громят посольства, вешают людей на кранах и чинять репрессии в отношении граждан свободного мира. Дипломаты и агент ЦРУ заперты в Мордоре, где их окружают орки-персы и око Саурона-Хомейни зловеще смотрит со всех плакатов. В случае возможного вторжения американским солдатам будет значительно легче убивать таких иранцев, чем помнить о том, что это великий  народ с тысячелетней культурой.
Набившее оскомину "основано на реальных событиях" в "Арго" меня не впечатляет совершенно. Если бы меня спросили про то, какие события 1979-80 являются знаковыми, то я бы назвал Олимпиаду 80, смерть Высоцкого и ввод советских войск в Афганистан. Про иранскую революцию я бы вообще не вспомнил. Это для американцев события в Иране - кровоточащая рана в ткани коллективного бессознательного, которую нужно непременно залатать невротическими движениями массовой культуры.
Что касается дипломатов, то тут нужно понимать, что посольство США в Тегеране выполняло не только, да и не столько дипломатические функции, сколько служило информационным центром для проведения американской  политики в шахском Иране. Можно, конечно, сказать, что дипломаты, которых спасают в фильме были не при делах. Однако то, что люди, работающие в организации, откуда ведётся контроль над политикой местного правительства, проморгали революционную ситуацию в стране, заметно снижает уровень сопереживания.  
Вообще же захват посольства и вся революция в Иране  - это пример эталонного американского фейла по всем фронтам. Сюда же следует добавить и военную операцию по спасению заложников "Орлиный коготь", которая была с треском провалена. Однако же волшебство кинематографа заставляет нас поверить, что никакого фейла не было, а прилетел Бен Аффлек и всех спас. За эту спасительную иллюзию и "Оскар".
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments