alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Мастер холодных шедевров. Часть четвертая

В Scanners, в 1981 году, снова возникает тема медикаментов: у женщин, пользовавшихся во время беременности новейшими успокаивающими средствами, рождаются дети-экстрасенсы. Но чтение чужих мыслей оказывается не благословением, а проклятием (как в первом фильме Кроненберга Stereo), ставящим несчастных сканнеров на грань безумия – ведь они не в силах освободиться от внешнего давления и не способны состредоточиться на собственных мыслях. Безумие порождает агрессию и на протяжении полутора часов сканирующие чужие мысли телепаты и психокрафты сражаются друг с другом, убивая противников искусственно вызванной головной болью, взрывая черепа или просто заставляя совершить самоубийство. А медикамент «эфемерол», подавляющий телепатические способности, для них оказывается предметом самого страстного вожделения.

scanners1 scanners

Спецэффекты фильма стоили около 5 миллионов долларов, о них позаботился суперпрофессионал Голливуда Дик Смит, уже украсивший к тому времени фильм Брайана де Пальма The Fury мощным зрелищем вытекающих глаз и раскалывающихся черепов. Scanners был неоднократно перемонтирован прокатными фирмами, мне известны три радикально различных версии этого триллера. Очень сложный многоплановый сюжет рассказывался в перехватывающем дыхание темпе, зритель едва успевал следить за лихорадочно мелькающими картинками, но после вмешательства лихих цензоров адекватное восприятие оказывалось вообще невозможным. К своему стыду должен признаться, что принимал деятельное участие в этом безобразии в качестве монтажёра во время работы на фирме Taunus Film GmbH. Свидетельствую, что больше всего пострадали не splatter effects, а эпизоды, необходимые для понимания логики происходящего. В конце концов, в результате жосткого коммерчески-естественного отбора победила версия, в которой в лучших традицях коммерческого «мыла» основные персонажи оказываются родными братьями, а учёный-исследователь – их преступным отцом, экспериментировавшем на своей жене в надежде стать основателем расы сверхчеловеков. По мнению Кроненберга, высказанного в интервью журналу Fangoria, это глупое, но понятное большинству зрителей объяснение происходящего.

scanners 1 scanners 3

Scanners стали высшей точкой коммерческих успехов Кроненберга и «экспорт-шлягером номер один» канадского кино. Скрепя сердце, канадские киноакадемики дали денег на следующий проект режиссёра. Однако Videodrome, самый сложный и изысканный фильм Кроненберга второго периода его творчества, провалился в прокате. Использование в главных ролях замечательного Джеймса Вудса и прелестной Деборы Харри, бывшей солистки группы «Блонди», нисколько не помогло успеху. История владельца порнографического телеканала, попавшего в поле экспериментов по моделированию поведения и постепенно мутировавшего в биоробота с вагинообразной щелью в животе, не вызвала энтузиазма у публики, а критики сочли её «слишком абстрактной».

Criterion_Collection V2a

Возможно, причина неудачи Кроненберга заключалась в нежелании зрителя идентифицировать себя с героем фильма, вуайером, которого так легко лишить свободы воли, превратив в ходячий видеоплейер. Телевизор, как эротический объект, и вуайеризм, поглощающий все остальные типы сексуальной активности – всё-таки это было слишком обидно для зрителя. Семидесятые годы кончились, никто не желал видеть на экранах неприятные фильмы. А фильм и в самом деле неуютный. Герой Джеймса Вудса, владелец платного телеканала, демонстрирующего hard porno, пытается найти авторов серии snuff porno films, укрывшихся под кодовым именем «Видеодром». Из-за своих поисков он незаметно для себя вовлекается в сферу внимания секретного проекта «Новая плоть». Постепенно персонаж Вудса перестаёт различать границу между видеоизображением и реальностью. Неспособный критически перерабатывать информацию, запрограммированный определённым образом, Джеймс Вудс находит хозяев «Видеодрома», конкурирующих с «Новой плотью», и уничтожает их. В финале он наблюдает по телевизору сцену своего самоубийства и с криком «Да здравствует новая плоть!» стреляет себе в висок, в точности повторяя увиденное.

videodrome cronenberg_videodrome

Videodrome должен был стать главным фильмом Дэвида Кроненберга, сценарий был написан ещё в 1973 году и постоянно переделывался и дополнялся. Можно было бы сказать, что Кроненберг иллюстрирует некоторые положения книги Ги Дебора «Общество зрелищ», если бы сам режиссёр не ссылался на Маршала МакЛюэна. «Первый вариант проходил по разряду порнографии, - рассказывал Кроненберг интервьюеру журнала Cinefantastique, - там было намного больше насилия, чем мы привыкли видеть в порнофильмах до сих пор. Эту версию я, естественно, не смог реализовать».

Компромисс привёл режиссёра к полуудаче. При просмотре не оставляет чувство, что Кроненберг остановился в полшаге от абсолютного шедевра. Зрители были раздражены, сам режиссёр выглядел недовольным, а критики просто разорвали картину на куски.

Впрочем, как это всегда бывает с фильмами Кроненберга, со временем Videodrome стал объектом культа, а сцена, где герой в красной комнате хлещет плёткой спазматически содрогающийся телевизор со связананной женщиной на экране, вошла во все заслуживающие внимания киноантологии как образец сюрреализма.
Tags: Дэвид Кроненберг
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments