bob_advisor (bob_advisor) wrote in drugoe_kino,
bob_advisor
bob_advisor
drugoe_kino

Categories:

Каким должно быть настоящее кино и почему лесбиянки стали главными героинями нашего времени.

Автор рубрики «ЛГБТ-кино» кинофестиваля «Бок о Бок» Таня Лабок поговорила с ведущими российскими кинопрокатчиками и организаторами фестивалей. Разговор назревал давно, а недавняя победа в Каннах фильма «Жизнь Адель» режиссера Абделатифа Кешиша, своего рода торжество ЛГБТ-кинематографа и очередное подтверждение постулата «настоящее искусство не знает различий между людьми» стали отличным поводом.

Таня Лабок: для начала я обратилась к Сэму Клебанову, президенту кинопрокатной компании «Кино без границ», который наряду с другими арт-хаусными картинами, давно и успешно прокатывает ЛГБТ-фильмы в России. Возможность посмотреть «Жизнь Адель» мы получим этой осенью, благодаря приобретению прав на этот фильм его кинокомпанией. Кроме того, мы поговорили с Алексеем Медведевым (организатор международного фестиваля современного кино «2-in-1», Москва), уже знакомым нашим московским зрителям. Начать разговор решили все с той же буквально взорвавшей и кинематографическое и ЛГБТ-сообщество картины «Жизнь Адель».


Кадр из фильма "Жизнь Адель"

Таня Лабок: Итак, почему режиссер впервые в своей режиссерской деятельности («Жизнь Адель»- пятый фильм франко-тунисского режиссера Абделатифа Кешиша) обратился к теме гомосексуальной любви, в чем суть авторского метода, почему этот фильм покоряет каждого, кто его видит, включая статусное жюри главного в мире киносмотра - Канны?

Сэм Клебанов: Мне сложно сказать, почему Абделатиф Кешиш обратился к этой теме. Все по-настоящему сильные режиссеры всегда находятся в поиске историй, которые им хочется рассказать. Очевидно, эта история его тронула. Тем более речь идет об экранизации очень популярного комикса. Комиксы очень кинематографичны, комиксы - это практически готовые раскадровки. Безусловно, мы и с ним говорили, и с актрисами: он прежде всего отображал историю любви, а то, что это была любовь между двумя девушками - это уже был нюанс этой истории. Я не думаю, что главной целью этого фильма (и Абделатиф Кешиш это отрицает) был какой-то такой гуманистический месседж. Это ни в коем случае нельзя рассматривать как фильм, направленный на просвещение зрителя на тему однополой любви. То, что любовь однополая - это заострить конфликты, добавить им новые грани. Например, это не просто история отношений девушек друг к другу, но еще и отношения с окружающими, отношения общества к ним. И любовь здесь как катализатор, как увеличительное стекло, которое позволяет какие-то черты ярче проявить.


Сэм Клебанов

Фильм был безусловно фаворитом на фестивале, и интрига как раз была в том, хватит ли жюри смелости - с учетом темы, и с учетом баталий, которые в тот момент во Франции развернулись - дать премию именно этому фильму. Потому что у него был самый высокий рейтинг кинокритиков – и международных и французских, и он вызвал потрясающие овации на показе. Это был фильм, который прямо взорвал кинофестиваль.  И когда Спилберг объявил вручение Золотой пальмовой ветви, весь зал взорвался: все повскакивали с мест, начали хлопать, кричать - реальный выплеск всеобщей радости. Я был в зале во время закрытия фестиваля.

Мне кажется, это очень сильное кино, оно работает на очень многих уровнях. Это, во-первых, и потрясающе сыгранная история и, конечно, у жюри была сложная ситуация: давая фильму Золотую пальмовую ветвь, они дисквалифицировали актрис в категории лучшая женская роль, потому что по регламенту в Каннах эти призы нельзя совмещать. И я впервые вижу, чтобы в Каннах разделили главный приз на двух актрис и на режиссера (актрисам - исполнительницам главных ролей Адель Экзаркопулос и Леи Сейду «Пальма» была дана в качестве специального приза). Это конечно высочайший уровень режиссуры, потрясающий уровень искренности и достоверности. Самая сильная сторона фильма - это то, что он создает какой-то потрясающий эффект присутствия и сопереживания.


Алексей Медведев

Алексей Медведев: Почему, собственно, сверходаренный гетеросексуальный режиссер решил снять трехчасовую драму о романе двух барышень? Очевидный ответ уже озвучен в рецензиях моих друзей и коллег: однополая любовь стала такой же частью современной жизни, как и гетеросексуальная, и в просвещенной Европе вообще никому не придет в голову обращать на это внимание.

А теперь два неочевидных ответа. «Адель» показывает желание и любовь единственно правильным способом – как путь. Не как реализацию заданных биологических параметров, а как путешествие. В каждой точке этого пути происходит выбор, в результате которого человек создает и сознает сам себя. Кешишу важно показать цепочку колебаний и решений, которые формируют Адель на наших глазах. Еще неизвестно, получится ли из Эммы гениальная художница. А вот Адель точно талантлива. И талант ее в том, чтобы жить, меняясь.

Второй неочевидный ответ в том, что драма гетеросексуальной любви самодостаточна. Эта любовь может реализовать себя полностью, без остатка – в семье, в детях. (Не утверждаю, что однополой любви этого не дано, но это, как минимум, менее вероятно в современном мире, даже во Франции). Кешишу же в «Адели» не нужна самодостаточная драма. Он не замыкает героиню на любовных переживаниях, а открывает ее миру, вводя темы самореализации, поиска своего места в жизни, далеко уводящие фильм от любовной линии. Поэтому, на мой взгляд, лесбиянки и оказываются главными героинями нашего времени.

Таня Лабок: Сэм, Алексей, вы сейчас говорите прекрасные и очень важные вещи. Так какие же последствия, какое эхо - в кинематографе, в социуме, в мировом пространстве и в нашем родном - Вы предрекаете триумф «Жизни Адель»?

Сэм Клебанов: Понятно, что даже если сам Кешиш всячески отрицает, что он снимал фильм с некоей просветительской или гуманистической целью, он же сам говорил, что есть много стран, где у фильма будет такое значение. Когда фильм будут показывать в той же Швеции, вряд ли здесь он вызовет шум из-за своего содержания, это вообще не является темой для политических дискуссий. В России, безусловно, это как-то всколыхнет: опять те же разговоры будут, обвинения. Есть довольно много стран, где семантика однополой любви бывает пока очень воспаленной, и там фильм наверняка вызовет споры. И это хорошо. Так что, прежде всего, «Жизнь Адель» будет важна именно в социальном контексте. Понятно, что в фестивально - кинематографическом она важна постольку, поскольку это просто очень хорошее кино, во многих отношениях прорывное: и в отношении киноязыка, и режиссура, вообще форма подачи.

Алексей Медведев: То, что произошло в Каннах - это очень здорово в плане PR, в плане события, эха; то, что это способствует развитию толерантности в людях из кино-сообщества, но с другой стороны, речь идет о том, что родился замечательный фильм - все так удачно совпало.

Прекрасный фильм победил на главном фестивале мира. Каннский кинофестиваль сохраняет за собой ведущее положение в мире авторского кино, это очень важно. С одной стороны, есть определенные объективные вещи, которые связаны с давлением на ЛГБТ - сообщество в России, но также есть не менее сильные объективные экономические вещи, связанные с давлением на арт-хаусное кино - вообще на кино в России как таковое. Поэтому я очень рад, что это совпало: фильм, который посмотрят многие люди,- он вдобавок еще и работает на повышение уровня толерантности в нашем обществе.

В Европе вряд ли кто-то обратит внимание, что этот фильм можно отнести к категории ЛГБТ. А для России это хорошее испытание: кто захочет показать этот фильм? Кинофестиваль «2-in-1», которым я руковожу, уже направил прокатчику Сэму Клебанову просьбу: мы хотим показать его на открытии или на закрытии. И я надеюсь, что кинофестиваль «2-in-1» даст старт триумфу замечательного фильма в России.


Лауреаты Каннского фестиваля 2013: актириса Леа Сейду, режиссер Абделатиф Кешиш, актриса Адель Экзаркопулос

Таня Лабок: И мы надеемся на это! Ждем его, затаив дыхание.

Сэм, как официальный кинопрокатчик фильма на территории России скажите, каковы ваши прогнозы относительно прокатной судьбы фильма? И постоянно обсуждаемая в последнее время тема возрастного ценза. Дайте, пожалуйста, комментарий по этому поводу. Как вы относитесь к соответствующим законопроектам?

Сэм Клебанов: С точки зрения российского законодательства, фильм должен получить ценз 18+. Мне кажется, само все это законодательство на эту тему (при том, что я абсолютно не отрицаю необходимость возрастных ограничений) - оно довольно абсурдное, очередной пример того, как благая идея превращается в России в свою противоположность. Во-первых, законы писаны чудовищным тяжеловесным языком, где теряется логика и очень трудно извлечь смысл и отыскать практическое применение, а это, в свою очередь, дает огромный простор для толкований, для произвола. И естественно этот закон о запрете пропаганды среди несовершеннолетних - это абсолютный бред! Закон чудовищный, антигуманный, отвратительный. Могу продолжать негативные эпитеты, полнейший идиотизм с точки зрения здравого смысла.

Во Франции, например, зрители могут смотреть этот фильм, начиная с 12 лет. Там ведь нет ничего такого в этом фильме - только любовь. Понятно, что в подростковом возрасте, в 14-15 лет, особенно в эпоху интернета - все уже активно все смотрят, а многие не только смотрят, но и участвуют. Например, в Швеции возраст половой зрелости считается 15 лет. После 15 лет это все уже твое личное право: хочешь с мальчиками, хочешь с девочками, это твое личное дело, а не дело государства. В Америке он будет идти вне возрастных рейтингов, по той системе, что сами кинотеатры будут их определять, если сочтут нужным.

В России, как мне кажется, прокатная судьба у этого фильма будет счастливая, интерес к фильму огромный, шума он наделал очень много. Я бы с удовольствием выпустил его прямо сейчас по горячим следам, но тут мы, к сожалению, должны следовать указанию продюсеров, которые обозначили, что премьера не может быть нигде, кроме Франции, где он выходит в начале октября. Сейчас веду переговоры с Кешишем, надеюсь, он сам в начале ноября приедет к нас сюда: фильм выйдет где-то в течение месяца после французской премьеры, что как мне кажется, очень хорошо.

Таня Лабок: Переходя от «Жизни Адель» к ЛГБТ-кинематографу в целом, к отбору фильмов для фестивалей и формированию программ. Должны ли фильмы с ЛГБТ - тематикой показываться на кинофестивалях в отдельных категориях?

Сэм Клебанов: Нет, конечно. Есть так называемые фестивали категории А (универсальные фестивали, для всех фильмов) и по регламенту они открыты для всех картин на любую тематику. Поэтому на всех фестивалях ЛГБТ- фильмы есть – где- то больше, где- то меньше: в берлинской Панораме традиционно таких фильмов очень много, в каннском конкурсе их попадается обычно один-два, в Швеции на Гетеборгском кинофестивале тоже все время что-то такое попадается. В общем, они всегда есть и будут. Про это снимают фильмы, и если это хорошее кино, то глупо было бы из-за такой тематики исключать их.

Алексей Медведев: ЛГБТ-фильмы на любых кинофестивалях не должны выделяться в особую секцию, для меня это очевидный момент. Они должны принимать равноправное участие в конкурсе, в параллельных программах. Другой вопрос, что существует такая вещь, как тематические ЛГБТ-кинофестивали, и мы все понимаем, почему они существуют: они существуют, потому что существует некое неприятие со стороны консервативной части либо общества, либо политических сил. Поэтому есть необходимость в том, чтобы показывать, что ЛГБТ-сообщество существует, что у него есть свои интересы и своя точка зрения, в том числе и в культурной сфере. В этом плане существование ЛГБТ-кинофестивалей, конечно, оправданно.

А вот существование ЛГБТ-программ в рамках отдельных фестивалей мне не кажется оправданным. Мне кажется, что люди, которые организовывают фестивали, люди, которые ходят на фестивали - они достаточно просвещенные, чтобы понимать, что здесь нет проблемы. Проблема есть только при соприкосновении с внешним миром. Для просвещения и просто для того, чтобы была доступная информация - для этого и нужны ЛГБТ- кинофестивали. Вообще после достижения эпохи толерантности – я не знаю, когда мы ее достигнем и при каких условиях, но надеюсь, что это произойдет и надеюсь, что еще при нашей жизни - существование ЛГБТ-фестивалей перестанет быть обязательным в этот момент.

Любой настоящий фильм - он не может не призывать к толерантности, не может не показывать, что люди бывают разными; и любой фильм, который этого не делает - его нельзя считать настоящим, это какой-то фашистский фильм.

ПРОДОЛЖЕНИЕ – интервью с другими известными фестивальщиками и прокатчиками – СЛЕДУЕТ…

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments