Tenn (pol_ned) wrote in drugoe_kino,
Tenn
pol_ned
drugoe_kino

Category:

Paradise Now / Hany Abu-Assad / 2005



Не так часто бывает, что бы фильм захватывал буквально с первой минуты и не отпускал до самого последнего кадра, а потом заставлял бы думать о себе снова и снова, причем в разных оценочных категориях и смыслах. «Рай –сейчас» именно из числа таких фильмов, хоть немногочисленные отзывы в рунете большей частью и полны эпитетов в стиле «скучно и ни о чем». В то же время, в 2006г. фильм получил «Золотой глобус» в категории «лучший иностранный фильм» и номинировался в аналогичной категории на Оскар, что само по себе говорит о многом, хотя бы о том, что незамеченным он не прошел, да и рейтинг на IMBd достаточно высокий – 7,4.
Сложность в оценке увиденного на экране совершенно не имеет отношения к фильму как таковому, сам по себе, на мой взгляд, он безупречен и заслуживает только аплодисментов. Здесь тот случай, когда политический контекст может сильно повлиять на восприятие в целом и многое уже зависит от личностных установок и взглядов на проблему, являющуюся смысловым ядром фильма – терроризм на почве израильско-палестинского конфликта. Особенность фильма в том, что формально он считается палестинским (хотя проект является международным и помимо Палестины в нем задействованы Германия, Франция, Нидерланды и Израиль) и представляет собой взгляд именно палестинцев, хотя сам режиссер палестинец чисто номинально – родился в Израиле, живет в Нидерландах, т.е. космополит в истинном смысле слова, а значит – человек со стороны и «эти стихи не написаны кровью». Присутствует в нем и некая осторожность – мы видим как несладко живется в Палестине, видим отношение палестинцев к затянувшемуся конфликту, но сам по себе Израиль практически остается за кадром, это некое едва ли не мифическое пространство, в отношении которого построена рефлексия персонажей фильм. Разумеется, являя собой «взгляд с другой стороны», фильм полон сочувствия именно к палестинцам, которые выступают в роли жертв, но первопричина всего этого бедлама особо и не затрагивается, правы они или нет в своем негодовании – вопрос, выведенный за скобки, внимание сконцентрировано на том «как не надо делать сейчас, что бы потом стало лучше» и рассматривается не причина возникновения терроризма, а терроризм сам по себе, его едва ли не бытовая составляющая – что и как, в какой последовательности, кто может оказаться в числе таких вот добровольных шахидов. Разумеется, претендуя на сложность и многоплановость, фильм осуждает терроризм сам по себе, но сочувствует тем террористам, которые в силу своей ограниченности, обусловленной социокультурной средой, крепят к своим телам взрывчатки и готовы проститься с жизнью, искренне веря, что впереди их ждет только рай. Иными словами, «Рай - сейчас» только производит впечатление фильма, который идет против течения в своем сочувствии террористам и симпатии к палестинцам, т.к. и то и другое носит исключительно общечеловеческий характер, сами же по себе острые углы виртуозно обойдены, а режиссер выступил в образе балерины, которая изящно станцевала на минном поле и не взорвалась. Наверное, это хорошо и уж во всяком случае чрезвычайно талантливо, но радикальность жеста отсутствует напрочь, а вот намек на некую форму либерального конформизма – вполне. Однако, мне как человеку аполитичному все эти подтексты не слишком важны, для меня «Рай- сейчас» - экзистенциальная драма о сложности выбора, филигранно разыгранная абсолютно неизвестными мне актерами.




Сюжет фильма довольно прост: двое друзей-палестинцев, Саид (Kais Nashif) и Халед (Ali Suliman) работают автомеханиками за гроши, их жизнь проста и непримечательна ничем, кроме одного факта – оба являются членами террористической группировки и ждут часа, когда получат первое и последнее в своей жизни задание – надеть пояс шахида и взорвать себя где-нибудь на территории Израиля. Они не злодеи и даже на религиозных фанатиков не слишком похожи, всего лишь обычные молодые мужчины, Саид – молчаливый и меланхоличный, Халед – импульсивный и драчливый, оба не женаты и скорее всего даже девственники (строгость нравов в мусульманской среде, особенно у религиозных людей, вполне ожидаемо может обернуться добровольным целибатом, ведь Аллах требует целомудрия). Час, когда требуется исполнить предначертанное, как всегда наступает внезапно и застает врасплох – когда не успел купить фильтры для воды, обещанные матери, когда появляется девушка, которая может занять место в не знавшем любви сердце. Просто приходит идейный наставник и с доброй улыбкой сообщает, что пора, брат, пора, Тель-Авив ждет тебя и на голубом глазу уточняет: «Ты ведь счастлив?». Халед вполне себе счастлив и разве что в ладошки не хлопает, хотя семья у него большая и расставаться с ней ему, пожалуй, жаль, а вот Саид более сдержан в эмоциях и просто соглашается, что счастлив. С этой мыслью, что «пора исполнить долг» герои проводят вечер и ночь, а на следующий день под пафосные наставления идейных вдохновителей записывают на видео «обращение к захватчикам», свершают омовение, состригают буйные кудри и прикрепив взрывчатку на тело облачаются в строгие костюмы, которые так отличаются от потертых футболок и джинсов, к которым оба привыкли. Остается самое сложное – перейти границу и доехать на автобусе до Тель-Авива, где им и предстоит свершить двойное самоубийство во имя свободы и попранных прав. Механизм отработан, проколов быть не должно, но все идет наперекосяк и оказавшись разлученными волей нелепого случая Саид и Халед моментально перестают быть ангелами мщения при исполнении, их новая неожиданная роль – загнанные в угол жертвы обстоятельств, которым впору подорвать себя где угодно, либо прослыть трусами и предателями. Их бесконечные метания, осмысление сути происходящего, попытка принять самостоятельное решение и составляют вторую часть фильма.

Вначале фильма окатывает волной ужаса от того, с какой простотой и естественностью в жизни простого человека могут сочетаться заботы о хозяйстве и мысли о высшем предназначении, с какой циничной непринужденностью человек, известивший о том, что «пора пришла» может заночевать в доме у другого человека, семья которого не подозревает, что «друг семьи» явился за жизнью их сына или брата. По-настоящему поражает как в одно и то же время одно и то же событие может вызывать абсолютно разные реакции – один смотрит в камеру и вырывает из сердца с кровью слова, которые по сути являются последними сказанными словами в жизни, другой в это время спокойно достает из пакетика еду и начинает жевать, но и это несоответствие реакций объясняется степенью вовлеченности – одному предстоит подорвать себя, другому – просто снять на камеру его прощальную речь. И все же – должно ведь быть осознание величия момента, но в том и ужас, что его нет, просто кто-то использует кого-то. «Рай – сейчас» полон вот таких моментов, явно демонстрирующих, что слова о высшем предназначении всего лишь средство манипуляции людьми, которые не являются чудовищами изначально. И, конечно, эти люди не всегда наделены высоким интеллектом: когда потенциальная возлюбленная Саида (к слову, свободно перемещающаяся из Израиля в Палестину и являющая собой «голос разума» и интеллекта) спрашивает его чем он занимается в свободное время, тот отвечает что-то в стиле «иногда хожу к друзьям, мы курим кальян». Но Саид, в отличии от Халеда, далеко не типичный пример человека, готового одеть пояс шахида, им движут куда более сложные причины, чем жажда попасть в рай и стать героем, но это становится ясно только ближе к финалу.
Если первая половина фильма представляет собой фиксацию «сочетания несочетаемого», тяготея к драме реалистической, то вторая половина – чистая экзистенция: центр внимания смещается на Саида, оказавшегося в настоящей ловушке: он понимает, что его поступок не столь уж и героический, но должен сделать выбор между жизнью в позоре и сомнительной славой в смерти, твердо зная, что его собственное представление о том что правильно совершенно не впишется в тот свод правил, которых придерживается община, на которой замкнулся его мир. Саид еще жив, но при этом он уже мертв (омывание тела перед выходом на задание приобретает символически оттенок – так обмывают уже умерших) и может ощущать свою смерть физически – она стягивает его тело поясом, а он может как призрак-невидимка украдкой взглянуть в окно своего дома и увидеть какая она жизнь в этом доме и вообще в его родном городе – без него. Последний день жизни человека, знающего что он мертвец куда страшнее факта самой смерти, которая будет быстрой и безболезненной.


Из описания можно подумать, что фильм как минимум душераздирающий, но одно из главных его достоинств в отсутствии всякого рода истерики, сентиментальности и какой-либо попытки манипулировать эмоциями зрителя. Тем сильнее эффект ощущения сжимающейся пружины, которая вот-вот разожмется и мало не покажется. Меня пугала мысль, что в финале этот эффект будет испорчен чем-то банальным вроде взрыва в кадре, или его звуком за кадром, но режиссер поступил умнее и тоньше, а выражение глаз Саида не задолго до того как погаснет экран врезается в память навсегда.
Экзистенциальная драма о людях в тисках обстоятельств и некоторой мировоззренческой слепоты в любом случае куда интереснее просто триллера о террористах, но для массового зрителя это скорее минус чем плюс. В этом смысле довольно интересно взглянуть на разные варианты трейлеров к фильму:

глядя на первый вариант (для американского проката), можно решить, что увидеть предстоит крутой экшн, где все как положено - погони, драки и поцелуй со знойной красоткой (к слову, единственный во всем фильме). Ах да, и разумеется "заглавная песня" (смотрел вроде внимательно, но не помню что бы она там вообще была):

Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

второй вариант (мировой кинопрокат) по духу куда ближе самому фильму. Что называется - почувствуйте разницу:

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments