vycheslav1983 (vycheslav1983) wrote in drugoe_kino,
vycheslav1983
vycheslav1983
drugoe_kino

Category:

Агирре-гнев божий (1972).Творчество Вернера Херцога и Клауса Кински.

Немецкое кино редко было модным . Выделяются два периода популярности. Первый в 20х годах (между двумя мировыми войнами), когда появился немецкий экспрессионизм. Режиссёры того времени — Фриц Ланг, Фридрих Вильгельм Мурнау, знаковый  фильм - " кабинет доктора Калигари" Роберта Вине (кино тогда было преимущественно немое). В ходе второй мировой существовало пропагандистское кино (Лени Рифеншталь), как бы само по себе. И вот, в 70х новая мощная волна популярности немецкого кино. Представители — Райнер Вернер Фасбиндер, Вим Вендерс (наиболее продвинутый), Фолькер Шлёндорф, Маргарета фон Тротта ну и Вернер Херцог. Он был, как бы, в стороне. В отличии от всех немецких режиссёров 70х, которые активно эксплуатировали и показывали в своих фильмах Германию, Херцог  поехал в Перу, снял там несколько фильмов и вообще он был и остаётся большим любителем путешествий. Его самый легендарный фильм - «Агирре-гнев божий» не был отмечен какими-либо титулами на кинофестивалях, но остается предметом культа и далее будет сказано почему.  Итак, о фильме...
.
музыка
.
Действие происходит в Перу, в 16 веке. Отряд конкистадоров плывет по притоку реки Амазонки вопреки всем приказам, которые дали им их начальники.Они сами себя провозгласили королями ещё не открытого государства (Эльдорадо), где всё должно было быть из золота, и это принесло бы им богатство и мировую славу. Но ничего у них не вышло...Фильм о смерти, её ожидании. Все участники умирают, но до конца ждут чего-то другого, что они смогут найти свою заветную страну. И зритель ждет (саспинс),  что вот сейчас начнутся боевые сцены с появлением индейцев, которые живописно копьями проколят этих конкистадоров, а мачете разрежет их на части. Но индейцы не показываются, они стреляют из зарослей сельвы и потихоньку, один за одним, все герои умирают. На этом история кончается... Кино также и про манию величия. Не просто про безумца-командира ,отряда, но маньяка (Лопе де Агирре), непомерные амбиции которого губят очень много людей...это выгодная тема для самовыражения каких-то больших артистов. И Кински (актёр, сыгравший Агирре) в этом качестве хорошо выступил... Если жажда наживы в отряде и присутствовала в начале, то она была в зачаточном состоянии. На самом деле солдаты  были просто тотально зомбированы этим своим лидером и страшно его боялись. Один из солдат пытается протестовать, но Агирре говорит: «Этот человек выше меня ровно на голову, нужно его укоротить». И голова солдата тут же слетает с плеч...Особую гипнотическую атмосферу  создаёт закадровая музыка. Это краут-прогрессив рок группы Пополь-Вух (Popol Vuh). Группа была популярна в 70е именно благодаря саундтреку к этому фильму.
.
агирреъ
.
На момент создания "Агирре" Херцгогу было всего 28 лет. Занятна история появления сценария. Как-то раз Вернер взял почитать у своего друга книгу о завоеваниях в Латинской Америке. Случайно открыл в случайном месте, прочитал половину страницы про конкистадора дона Лопе де Агирре, дико возбудился и решил писать сценарий. Больше у него не было никаких исторических сведений. Экспедиции этой на самом деле не было. Она не основана ни на одном дневнике, который упоминается в начале фильма. Херцог писал сценарий, находясь в автобусном трёхсоткилометровом путешествии на футбольный матч (он любитель разных игрищ). Но его товарищи-болельщики перепились и заблевали всю его писанину. Поэтому получилось то, что получилось))
.
ого

.
..Вся слава «Агирре» появилась лет через 5-6, как фильм был снят. В Германии его почти не посещали в кинотеатрах (фильм сначала показали по телевизору, а только потом догадались отправить в прокат, но зритель уже был потерян). Но когда он вышел в Америке- там люди офигели и одним из них был Френсис Форд Коппола. И из этого получился «Апокалипсис сегодня».(Это фактически ремэйк «Агирре»).Почти та же самая история. Компания солдат плывёт  не зная куда. Но их цель -офицер, возомнивший себя богом,- ждёт их на берегу в точке назначения. Фильм прославился и не только за счёт главной роли Марлона Брандо. «Апокалипсис» получил золотую пальмовую ветвь на Канском фестивале.
.
Единственный фильм, за который Херцог получил какую-то награду, было кино с "замечательным» названием"  «Каждый сам за себя и бог против всех». Это рассказ о подлинной истории Каспара Хаузера . Главную роль играл странный полусумасщедший бомж Бруно С. На вручение награды они пришли вместе с Херцогом издалека пешком и босые. В общем, Херцог порождал множество баек о себе, большая часть из которых, кстати, была правдой. Например, он в юности пришёл из Мюнхена в Париж пешком и к тому моменту якобы ни разу в жизни не видел кино. Одним слово, человек — легенда). Он до сих пор жив, здоров и даже недавно снял кино с Николасом Кейджем в главной роли (фильм называется «Плохой лейтенант»).
.
Отдельного разговора заслуживают отношения Херцога и Клапуса Кински (актёра, играющего Агирре). Было время, что они вместе жили в мюнхенской квартире. Херцог вспоминал, что Кински мог запереться в ванной на два дня, если ему приносили неглаженую рубашку. Он также мог разнести всю квартиру.. Есть даже у Вернера документальный фильм «Мой любимый враг», который Херцог посвятил Кински. Там он поведал такую историю. Как-то раз Вернер сказал Кински, что он в такой-то роли сыграл потрясающе. Кински накинулся на него, повалил на пол и стал душить. При этом он ему орал:»Я сыграл потрясающе? Я сыграл потрясающе? Я сыграл гениально!» Херцог выжил чудом))
.
оба
.
На съёмках «Агирре» творилось чёрт знает что. Кински периодически убегал в джунгли. Херцог же аставлял его играть реально под дулом пистолета.Угрожая оружием, говорил: «Сволочь, иди на площадку, иначе застрелю». Вернер потом оправдывался, что пистолет был не заряжен. Кински меж тем за время съёмок покалечил несколько человек....Главный спор на съёмках «Агирре» был из-за того, что Херцог настаивал - Агирре должен быть абсолютно холодным, спокойным, практичным и молчаливым человеком. Кински сдался... За весь фильм он ни разу не улыбнулся. Надо сказать, что Кински вообще улыбался только один раз- когда обнимал Клаудию Кардиналли в «Фицкаральдо». Во всех остальных своих 200 фильмах он серьёзен.)) «Агирре» был их первый опыт совместной работы, после чего они шесть лет не разговаривали.. потом помирились и сделали ещё несколько потрясающих фильмов. 1) «Ноосферату»-почти покадровый ремэйк классического фильма Мурнао. Кински потрясающе вписался в образ Дракулы. 2) «Фицкорральдо» (антитеза «Агирре»). Там Кински положительный персонаж. Герои также плывут по Амазонке с индейцами и перетаскивают через гору огромный корабль. Они планируют добывать каучук, чтобы разбогатеть и открыть на вырученные деньги оперный театр в амазонской сельве. ))
.
команда
.
...С конца 80х Херцог активно ставит оперы и делает это по сей день. Предпочтение отдаёт Вагнеру (поставил «Лоэнгрина», «Летучего Голландца», «Тангейзера», «Парсифаля»)... Нужно вспомнить, что Вагнер был таким же сумасшедшим, как Кински, как сам Херцог. Вагнер был композитором экстатических, сумасшедших форм, гигантоманских. Он тоже орал на людей, если они не признавали гениальным то, что он делает. Герои Вагнера такие же безумцы-идеалисты, которые хотят всё доводить до конца, даже если у них не хватает для этого сил и возможностей. И Персифаль, который добывает чашу грааля и Лоэнгрин, - всё это абсолютные герои Херцога. Но забавно, что у Вернера все герои такие, но наиболее удачный из всех был Кински, потому что такого актёра он больше не нашёл. Николас Кейдж тоже прекрасно вписался в эту галерею...Когда Херцогу сказали, что он снял голливудский фильм («Плохой лейтенант»- жанровый фильм на английском языке про коррумпированного полицейского), Он очень оскорбился: «Я сделал баварский фильм. Это баварский фильм!»)) Он снимал его в Новом Орлеане, ему понравился этот полуразрушенный город, какие-то игуаны, крокодилы участвуют в фильме, змеи плавают в воде...Наиболее трагический эпизод -крокодил, раздавленный машиной (это более трагично, чем всё, происходящее с Кейджем).
.
обезьяна
.
70е и херцоговский период был , вообще, последним, когда кто-то создавал миф о романтическом герое, который куда-то стремится, путешествует....Можно вспомнить, разве, Стивена Содерберга, который снял фильм «Че» (про Че Гивару из двух частей — всего пять часов), в главной роли — Бенисио Дель Торо. В первой части он завоёвывает Гавану с Фиделем Кастро, там всё нормально. А вот вторая часть посвящена гибели Че. Итак, Боливия, джунгли (это же абсолютный Херцог). Партизаны, потерянные, которые сбились с пути, хотя делают вид, что они знают, куда идут. И весб фильм они идут по джунглям. А их по одному, из зарослей расстреливает невидимый противник. При этом ощущение той же бессмысленной величественности, как и в случае с «Агирре». Но «Агирре» удалось стать предметом культа, так как это было в 70е, а фильм «Че» со всеми регалиями режиссёра (у него золотая пальмовая ветвь за фильм «Секс, ложь и видео», режиссёрский оскар за фильм «Траффик», коммерческие фильмы вроде «друзей Оушена» , которые принесли ему солидную сумму денег и что позволило ему потом эти деньги блистательно потратить на проект «Че»...Человек, у которого все рычаги в руках...И его амбициозное кино (получило первый приз за лучшую мужскую роль)- его никто смотреть не захотел ни в Америке, ни в Европе, ни в России. А ведь это - монументализм, масштаб, специальная романтическая амбиция (а плевать, что 5 часов, зато герой важен, история)..Казалось бы, Че популярен в народе и должен быть интересен, но, скорее всего, он воспринимается лишь, как потребительская ценность, как картинка на футболке.
.
Итак, 70е-второй период величия немецкого кино. В первый (междувоенный) снимались фильмы великих режиссёров и тоже, в основном, были основаны на мании величия.У режиссёра Фрица Ланга, например,  мания величия достигала невероятных размеров.... Он снимал фильмы, которые длились по 6 часов (например, Нибелунги),а фильм Метрополис (около 3часов)  был самым дорогим на то время и окупился с огромным трудом и далеко не сразу (пришлось приглашать монтажёра из Голливуда и сокращать до 2 часов, чтобы зритель пошёл),тем самым  мог вызвыть банкротство киностудии UFA.
.
корабль
.
 Один немецкий критик написал, что весь фашизм вырос из "Кабинета доктора Калигари" (первого экспрессивного фильма). И этот персонаж сумасшедшего доктора, который зомбирует людей, а они как кролики к удаву идут к нему, они его бояться, ненавидят и в то же время боготворят. Это образ, с которого началось немецкое кино. У Херцога идёт осмысление этого явления, но уже на новом уровне. На вершине пирамиды стоит безумец, под которого подстраивается всё общество (можно провести параллель с фашистской Германией). Не случайно Херцог делал ремэйк «Носферату» (первый вампирский фильм в истории). Фильм Мурнау о дракуле тоже находится в традиции фильмов о трагических безумцах, энергетических личностях, которые «сосут кровь» в прямом (в данном случае) , но чаще в метафорическом смысле. Это же делают все герои Кински, даже улыбчивый Фицкарральдо...Или «Доктор Мабузе», придуманный Фрицом Лангом. После смерти доктора его голос, записанный на магнитафон, продолждал зомбировать всех окружающих, творить зло. Вернер Херцог пришёл к этому же, но уже на другом витке. И все его фильмы, снимались ли они в Перу или Новом Орлеане, автоматически превращаются в баварское кино.
.
снамаем

.
Tags: 1972, Агирре - гнев божий, Вернер Херцог, Клаус Кински, немецкое кино
Subscribe

  • НЕ СМЕШНО И НЕ СКАЗОЧНО

    Прошёл 5-ый кинофестиваль на Стрелке. И чувства он вызвал полярные. С одной стороны, команда фестиваля - герои, что в условиях "вот этого…

  • "Портрет девушки в огне" (реж. Селин Скьямма)

    - 24 октября на российские экраны выйдет лесби-мелодрама французского режиссёра (или, как теперь принято выражаться, режиссёрки) Селин Скьямма…

  • СЕКС, ФАНТАСТИКА И РОКЕНРОЛ.

    Я даже не готов тут расписаться за всю фантастику, рокенрол и тем более секс, а возьму навскидку несколько опусов, по воле создателей…

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • НЕ СМЕШНО И НЕ СКАЗОЧНО

    Прошёл 5-ый кинофестиваль на Стрелке. И чувства он вызвал полярные. С одной стороны, команда фестиваля - герои, что в условиях "вот этого…

  • "Портрет девушки в огне" (реж. Селин Скьямма)

    - 24 октября на российские экраны выйдет лесби-мелодрама французского режиссёра (или, как теперь принято выражаться, режиссёрки) Селин Скьямма…

  • СЕКС, ФАНТАСТИКА И РОКЕНРОЛ.

    Я даже не готов тут расписаться за всю фантастику, рокенрол и тем более секс, а возьму навскидку несколько опусов, по воле создателей…