Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

Продолжаем рассказ о IX Казанском Международном Фестивале Мусульманского Кино

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На мой взгляд, наиболее сильные работы прислали на нынешний КМФМК именно документалисты    -    ведь этносы и конфессиональные группы,  становящиеся объектами их исследования, особенные социальные отношения, любая визуально непривычная среда сами по себе настолько художественны, что не требуют сценариев и кастинга    -    поставь камеру и снимай, только удачный и оригинальный угол зрения найди.

Документалист Зунуаз Арбуду, сам из киргизских дунган, 20 лет работающий в Германии,  представил историко-этнографическое документальное исследование "Дунгане. История одного народа". Мы привыкли думать о дунганах как о рассредоточенном по территории Казахстана и Кыргызстана этносе, бежавшем в Российскую империю из китайской провинции Шэньси в 1862 году после "Великого дунганского восстания" в г. Сиань против династии Цин, ставшего одним из самых кровавых в истории 19 века    -     было убито полтора миллиона (!!!) дунган и четыре миллиона (!!!) китайцев.  До новой родины тогда добралось только пять тысяч "хуэйцзу"  (китайский этноним дунган означал "мусульманский народ") тогда нашли убежище в пределах царской России, а сегодня их более ста тысяч, и они не ассимилировались, сохранив язык и самобытные традиции.  Но фильм Арбуду в основном не о них (о кыргызстанских дунганах в фильме говорится совсем немного), а о коренных дунганах Китая, которых в нынешней Поднебесной более 10 миллионов.  Собственно, дунгане  -  это те же китайцы, только давно исламизированные. Чтобы отличаться внешне от китайского большинства, они с 13 века привыкли носить особые платки и шапочки.  Съемки были затруднены тем, что дунгане практически буквально соблюдают предписания Корана, и упросить их разрешить запечатлеть себя было крайне трудно.  С точки зрения жанра фильм Арбуду    -   довольно традиционная этнографическая зарисовка, немного об истории, немного о традиционных занятиях, немного о религии, немного об обрядности, этакий добротный учебный фильм.

Ещё более классическая этнографическая зарисовка    -    получасовой фильм иранца Резы Маджлеси "Этническая свадьба"  о традиционной церемонии бракосочетания в шахрестане Кашан (профинция Исфаган).  Задачей режиссёра было показать связь обрядово-ритуальной стороны с персидской доисламской мифологией  (главная героиня фильма, деревянная лошадка   -   доисламский игровой рудимент).


В номинации "полнометражный документальный фильм"  резко вырвались вперед два фильма-лидера, между которыми разрывались и зрительские симпатии, и симпатии жюри.  Было совершенно очевидно, что один из этих фильмов ждет приз, шансы были примерно равны, и оставалось только гадать, на какой падет выбор пристрастных фестивальных судей.  Испанско-катарская копродукция уроженца Аргентины Матиаса Бассо  "Путь золотого динара"   -    уникальная лента, взывающая не к эмоциональному, а к рациональному просмотру киноматериала.  Документальный рассказ о попытке создания альтернативы доллароцентричному империализму, противостояния глобальному господству банковской элиты, кабальной зависимости мира от спекулятивного капитала раздвигает искусственные рамки "мусульманского кино".  Безусловно, вариант возвращения к "золотому стандарту"   -  золотому динару или серебряному дирхаму, был предложен лидерами исламской экономики, как известно, отрицающей спекулятивный процент и в силу этого гораздо более справедливой,   -    героями фильма становится закопёрщики проекта, экономист и суфий Умар Вадильо и премьер-министры Малайзии и Турции Махатхир Мохаммад и Тансу Чиллер.  Испаноязычный режиссер Бассо отслеживает ход развития проекта "Золотой Динар" и сопровождавшего его широкого общественного движения, зародившегося в Испании и достигшего своего пика в исламской части Юго-Восточной Азии, анализирует причины неудачи проекта, как он убежден, временной. Пока что доллар оказался сильнее, но кто сказал, что первая попытка окажется последней?

Если бы автор упомянул о том, что "исламская альтернатива" оказалась не единственной, о том, что латиноамериканские государства до сих пор не отказались от идеи введения общеамериканского золотого сукре, о также о том, чего стоила идея учреждения панафриканского золотого динара полковнику Каддафи, фильм, разумеется, может, и утратил бы часть своей узкоисламской специфики, но зато показал бы универсальный характер альтерглобалистского противостояния, универсальность экономических законов и объяснил бы многое, что осталось за кадром.

Главным спикером и консультантом фильма волею судеб выступил Абдугани  Ауесханов   -   ушлый молодой экономист из вестернизированных "новых казахов".  Завтракая с ним каждый день в ресторане отеля, я поняла, почему проект "Золотой динар" не  завоевал симпатии миллионных масс:)  -  юноша суетлив, амбициозен, но не вызывает доверия:).  Мне почему-то кажется, что он своими комментариями слегка убил впечатление от мировых тяжеловесов.  Ну это как, например, в киноэпопее об экономике социализма поручить главную роль какому-нибудь аспиранту из Вышки.

Рассуждая рационально, конечно, хотелось вручить Бассо приз за информативность, апелляцию к реальности и планетарный, альтерглобалистский месседж  (любопытным в этой связи представляется то, что фильм, лишь внешне об исламской экономической экспансии, а на самом деле, с изрядным левацким началом, профинансировала катарская аль-Джазира, директор кинофестиваля которой, Аббас аль-Арнаут, был гостем казанского кинофорума). Как любая информационная империя, аль-Джазира устами одних своих сотрудников сеет ложь и смерть по всему миру, устами других   -  несёт свет просвещения.....   Однако эстетические мои симпатии в итоге совпали с мнением высокого жюри, предпочитавшего холодно-рассудочному экономическому трактату Бассо другой фильм...

Мой восторг в отношении документальной ленты немца Мартина Гернера, кинорежиссера и внештатного корреспондента в Афганистане "Поколение Кундуз  -  чужая война"  многие, наверно, сочли бы предвзятым (я всегда с повышенным вниманием отслеживаю всё, что снимается о моей многострадальной исторической Родине) если бы не единогласное мнение и публики, и жюри:   фильм Гернера   -   наверно, лучшее, что было показано на фестивале. Четыре документальные новеллы, показанные перекрестной нарезкой, о пяти представителях молодого поколения афганцев из провинции Кундуз, поражают каким-то особым, бьющим в глаза несоответствием героев и места-времени   -    на пленке наши современники, люди, подобных которым легко можно встретить, выйдя из дома, а вокруг    -   ад, напоминающий беспросветный кинематографический Арканар,   -   представителям "золотого миллиарда", жителям мегаполисов трудно себе представить, что так может выглядеть среда человеческого обитания.  Афганистан, вбомбленный сильными мира сего в раннее средневековье, апокалиптический и мрачный, контрастирует с собственными же жителями    -    светлыми,  искрящимися, оптимистичными, привыкшими к трудностям и смотрящими в будущее не в пример бодрей своим соседям из других уголков планеты.
Десятилетний Мирвайс, днем торгующий на рынке, чтобы на несколько заработанных афгани прокормить мать и сестер (он в семье единственный мужчина) и купить школьные учебники, принимает свою участь со спокойным, на удивление зрелым достоинством  -  раз не получается днем ходить в школу, значит будет заниматься самообразованием по книжкам сам.
Молодая журналистка Назанин, голосом которой вещает кундузское радио, приходящая на радиостанцию в легком кокетливом хиджабе, вспоминает времена, когда  на работу приходилось ходить в глухой парандже, при талибах,    -  власть меняется, порядки меняются, а радиовещание остается.  "Правда,  -  говорит Назанин,   -  было время, когда талибы вообще запретили женщинам работать в СМИ..."  Лучистая улыбка Назанин согревает просто через экран, а её оптимизм дает такой заряд бодрости, что трудно припомнить подобное кинематографическое впечатление...
Студент Хасиб, мечтающих о свободных и справедливых выборах,  -   типичный гражданский активист, похожий на волонтера какой-нибудь нашей НКО "Голос" или завсегдатая митингов "За честные выборы".  С жаром рассказывает о том, что в Афганистане будут когда-нибудь демократические выборы в Джиргу, на которых будут побеждать не денежные мешки или представители знатных родов, а лучшие граждане.
Гулам и Хатера  -   репортеры, снимающие документальные ленты в гуще военных событий.  Они про родной Афганистан знают столько, сколько не снилось ни одному военному корреспонденту, прежде всего потому, что они снимают свою страну, свой народ, для них соотечественники  -  не объект киносъемок, а субъект истории...

Фильм Гернера иногда можно всерьез принять за художественное кино, настолько выписаны образы, цельны рассказы о судьбах молодого поколения.  Главный приз Гернера в номинации "документалистика" абсолютно справедлив и оправдан, а сам фильм  -  хрестоматия для любого документалиста.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments