Tenn (pol_ned) wrote in drugoe_kino,
Tenn
pol_ned
drugoe_kino

Categories:

Hellfjord / 2012 / Patrik Syversen, Sebastian Dalén, Ole Giæver , Vegar Hoel, Roar Uthaug


Все мы знаем, что если действие фильма происходит в маленьком городке, будь он на границе с Канадой, или где-то в Австралии, нам предстоит столкнуться с чередой эксцентричных характеров и лицезреть извлечение не одного скелета из шкафа в каждом доме, вот и мини-сериал «Хелльфьорд», в заглавие которого вынесено название такого маленького городка на самом севере Норвегии, не исключение. Здесь будут и скелеты в шкафу и неожиданные преступления, а эксцентричность персонажей носит откровенно клинический характер, нормальные люди отсутствуют как класс, а сравнительно вменяемые настолько странны, что степень их вменяемости постоянно под вопросом. В общем, если «вы хотите об этом поговорить», устраивайтесь поудобнее – вы уже пациент и вам здесь рады.


Сказать что «Хелльфьорд» черная комедия, значит не сказать ничего, потому что на самом деле это «Голый пистолет», снятый под влиянием «Твин Пикса», но при этом являющийся исключительно самим собой – «Хелльфьордом», сериалом, авторы которого с упоением глумятся над всем чем только можно, не забывая о священной корове западной цивилизации, политкорректности, а в финале главный герой, отважно бросающий курить на протяжении всех серий, с удовольствием прикуривает, потому что иначе уже никак…

С «Голым пистолетом» сериал роднит полицейская специфика, шутки на грани фола и пародийный стиль схваток «своих с врагами», с «Твин Пиксом» - насыщенная сюрреализмом атмосфера, неадекват персонажей и фетишизация вырванных из контекста предметов, которые внезапно перестают быть тем, чем кажутся. Впрочем, одними аллюзиями на линчевское детище авторы «Хелльфьорда» не ограничиваются, порой они откровенно его цитируют, а кичевые вставки с природными красотами становятся своеобразной рамочкой, в которую вставлена картина образцово-показательной паранойи. Особой фишкой норвежского сериала является игра с интонациями произносимых слов, которые то растягиваются до бесконечности, то проговариваются со скоростью автоматной очереди, а еще, если я правильно понял, в «Хелльфьорде» обыгрываются акценты и произношение, поскольку главный герой выходец из Пакистана, а в городке, где он оказывается, встречаются еще и исландцы, не говоря уже о том, что одна из героинь приехала из Финляндии и «не говорит по-норвежски», но время от времени с непроницаемым лицом что-то произносит по-фински и поскольку делает это в те моменты когда ее особо достают, есть основания полагать, что это не самые безобидные реплики, о чем подозревают и сами персонажи фильма, поэтому смотрят на нее в эти моменты крайне недоверчиво. Трудности перевода вообще очень актуальны для героев «Хелльфьорда» даже если они изъясняются на одном языке и изрядная доля юмора построена как раз на отсутствии понимания того, что один говорит другому, либо неверному толкованию услышанного (расследовать в такой обстановке преступления становится практически невыполнимой миссией) и здесь в равной степени играет роль как неумение правильно задавать вопросы, так и желание высказать что-то интересующее персонально тебя, а не задавшего вопрос. Показателен в этом смысле обмен репликами между главным героем-полицейским по имени Салмандер («Салмандер. Без «а» посередине!» - почти «Бонд. Джеймс Бонд!») и журналисткой, когда они видятся впервые (и это не я такой умный, прочитал на трековском форуме):
Журналистка: «Привет, я Иоганна!».
Салмандер: «Нет, Салмандер! А вы местная журналистка?».
Иоганна: «Да-а…а как вы догадались?».
Салмандер: «По тому, как вы задавали вопросы!».
Иоганна(осторожно): «Но я не задавала вопросов…».
Сам бы не догадался, но смотрящие с английскими субтитрами пояснили ситуацию: фраза «привет, я Иоганна» созвучна английскому «Hi. You Hanna?», то есть Салмандер искренне полагает, что девушка интересуется не зовут ли его Ханной.
Ну или вариант попроще, когда местный шериф Кобба везет Салмандера на съемную квартиру к некой престарелой тетушке и Салмандер интересуется «красивая ли она?» (спальня), на что Кобба с невозмутимым лицом отвечает: «Нет. Выглядит так, как будто на рожу насрали».
Зачин фильма фееричен и сразу может отсеять зрителей ранимых и брезгливых: пакистанец Салмандер (Zahid Ali) утвержден на должность полицейского в рамках эмиграционной программы, к должностным обязанностям относится истово и слишком буквально, в результате чего умудряется зверски убить лошадь на глазах у изумленной толпы (включаю белокурых детишек чистокровного норвежского происхождения) прямо в день празднования дня города в Осло, а все потому, что «Гунару стало херово», а в инструкции написано, что в таких ситуациях лошадь следует незамедлительно умертвить.

Только вот лошади хоть и было «херово», но умирать она отказывалась даже после того как ее расстреляли, избили и переехали машиной. В общем, Салмандер стал звездой таблоидов, а его работодатели оказались заложниками ситуации, когда человека нельзя уволить не предупредив за 3 месяца, но и на работе оставлять после случившегося совершенно немыслимо. Вот и отправили Салмандера в качестве участкового на самый север страны в городок, которого и на карте нет, что бы по истечении 3-х месяцев навсегда распрощаться с ним. Надо сказать, уже в первые 10 минут фильма «Хелльфьорд» в полной мере демонстрирует свой потенциал и разноуровневый подход к происходящему: с одной стороны, очень грубый юмор – глупый пакистанец в цивилизованном государстве измывается над полудохлой лошадью, с другой, юмор уровнем куда выше: во время служебного расследования Салмандер дает показания в стерильной комнате, где – буквально! – и плюнуть негде, настолько все чисто, а ему как раз велят вынуть жвачку изо рта («Это антиникотиновая!» - «Немедленно выньте!»), но категорически запрещают куда либо ее пристроить, вот и сидит он слишком большой и темный для этого сияющего светом помещения и униженно сжимает в руке липучий комочек того, что дополнительно уронило его в глазах судящих.


Поскольку Хелльфьорд «на краю света», то и попасть туда не так просто – сначала самолетом, потом еще плыть на катере под страшный рык «морской змейки», которой местные жители бросают овечьи головы, что бы она дала доплыть до берега. В общем, нормальные люди в Хелльфьорд без нужды не попрутся!


Само собой, местные жители все как на подбор: шериф полиции, Кобба, неопрятный старикашка с козлиной бородкой и выпирающими зубами, большой ценитель порнографии вообще и нетрадиционной в частности (оргии людей с деревьями из числа его особых фетишей). Кобба женат на «старушке Рине» - красавице финке, невесте по каталогу, которую он выписал в год, когда в Финляндии случился неурожай картофеля и Рина старается лицом в грязь не ударить – не только по кухне хлопочет и в спальне зажигает, но и на боевые задания с мужем ходит! Рину играет не абы кто, а зажигающаяся звездочка европейского кино Пихла Виитала и это тот редкий случай, когда красивая женщина умудряется быть смешной сохраняя при этом абсолютно непроницаемое выражение лица.






(осмотр трупа, с непосредственным участием Рины. Все кто смотрел "Твин Пикс" помнят загадочную находку агента Купера под ногтем Лоры Палмер!)


Абсолютное большинство жителей городка работает на местном перерабатывающем рыбзаводе, хозяин которого элегантный исландец Боссанова, человек скользкий и крайне услужливый, хочет всем нравится и имеет маленькую странность – постоянно пользуется гигиенической губной помадой, а шутить любит про скрытые камеры в раздевалках завода и «нетрадиционные экскурсии по предприятию».




Разумеется, в городе есть и свой врач, но он же по совместительству водопроводчик, электрик и почтальон.


Само собой, какая история без романтической линии! В «Хелльфьорде» за нее отвечает журналистка Иоганна (Ингрид Болсай Бердал, девушка-альбинос и отчасти клон Николь Кидман, что не делает ее менее привлекательной и талантливой). Если и есть во всем городе нормальный человек, то это Иоганна, но ее странностей в избытке хватает для того, что бы считаться достойным членом общества, в котором пребывает. Иоганна - страшно сказать - интеллектуалка, только вот тем для местной газеты совершенно нет, поэтому самореализовываться ей приходится талантливыми статьями о кошках, снятых с деревьев местной полицией.



Мог ли ее оставить равнодушной приезд нового участкового – нет! И не важно, что Салмандер тупой как пробка, он внес оживление в жизнь Хелльфьорда одним фактом своего появления, а еще он красивый и – немаловажно для Иолганны! - добрый. «Романтическая линия» сериала на удивление целомудренна – девушка-альбинос в нелепых нарядах и прической а-ля цыпленок из советской сказки «Честный, рыжий и влюбленный» и смуглый выходец с востока большую часть времени ведут себя как пионеры, но следить за развитием их отношений очень приятное занятие! Особенно, учитывая, что Салмандер большую часть времени тупит и искренне не понимает, что в него уже влюблены, а внимательный зритель ближе к концу сериала поймет в какой именно момент Иоганна уже знает, что Салмандер именно то, что ей нужно, а это произойдет достаточно рано! Забавный обертон, каких в фильме великое множество: в определенный момент выясняется, что Кобба воспринимал Иоганну как «кучерявого мальчика», поэтому его комментарии в отношении Салмандера и Иоганны приобретают весьма двусмысленный и очень смешной контекст. Справедливости ради, их отношения действительно сродни дружбе «невоспитанного лиса и строгой цыпы» из детской сказки, нежели влечению мужчины и женщины, но это предает фильму особый шарм, неожиданно трогательный, что даже удивительно на фоне черного юмора и непристойных шуток. Один из моих самых любимых моментов, связанных с Иоганной и Салмандером, вечеринка в доме тетушки Коузи, престарелой нимфоманки, которая сдает комнату молодому пакистанцу и не смотря на почтенный возраст всячески намекает тому на секс.



Почему-то ни Салмандер ни Иоганна не умеют танцевать (впрочем, учитывая что в Пакистане вряд ли особо потанцуешь так, как это делают в Европе, а в Хелльфьорде просто не с кем, это вполне объяснимо), а тетушка Коузи умеет, но ее не очень хорошо держат ноги, поэтому каждый из них по очереди выдает совершенно сюрреалистические телодвижения – тетушка Коузи встав поустойчивее дрыгает одной ногой, Иоганна смущается, но старательно воспроизводит то, что она наверняка видела в кино, а Салмандер нелепо складывает ладони в позицию «я зайка на утреннике» и прыжками передвигается из одного угла комнаты в другой, при этом явно входит во вкус и делает это с большим удовольствием.










Итак, городок на ходу засыпает от скуки, из доступных развлечений – сходить на работу, главная новость – кошка застряла на дереве. И тут происходит первое убийство…
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments