alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Ключ для распознания гномов

Вот ведь странно – мои любимые фильмы снимают, как правило, режиссёры, которые мне крайне антипатичны, как личности.
Обожаемый мною «Жюль и Джим», самый тонкий и искренний фильм о любви и потере, сделал Франсуа Трюффо, которого я презираю за глупость и ничтожную посредственность. Кроме того, он же снял «Нежную кожу»! Впрочем, тут можно свалить на то, что огромный вклад в оба фильма внёс Рауль Кутар, которого я уважаю столь же глубоко, как презираю Трюффо. Однако – другой пример: терпеть не могу Тарковского с его претензиями и пустым гениальничаньем, но он автор «Иванова детства», «Андрея Рублёва» и «Сталкера». Павел Юрачек воплощал в своей личности то, что я категорически не выношу в людях, в частности, снобизм, тем не менее я чувствую глубокое родство с человеком, создавшим «Дело для начинающего палача».

Pavel Jurácek case-for-a-rookie-hangman

Сноб этот Юрачек просто чудовищный. В своих дневниках он писал, что фильмы делает не для зрителя, а для себя самого. Когда вокруг него (в 1963 году, после выхода на экраны среднеметражного дебюта «Кариатида» - он же «Йозеф Килиан», он же «Кошки напрокат») начался киношный ажиотаж мирового масштаба, Юрачек впал в депрессию и стал подумывать о самоубийстве. К тому же, только после того, как «Кариатиду» начали сравнивать с текстами Кафки, он наконец удосужился прочитать Франца Кафку и прочитанное вызвало у него крайнее разражение: «оказывается, я опять изобретал велосипед».

Павел Юрачек писал сценарии, сценарии, сцнарии, и ненавидел это занятие. Иногда пытался писать рассказы. В результате из под его пера выходилит акие тексты, как «Конец августа в отеле «Озон» о гибели человеческой цивилизации и о женщинах, расстреливающих последнего на нашей платене мужчину, когда выясняется, что тот неспособен опложотворить из. Позже на базе этого рассказа сделали хороший фильм. Вообще, по сценариям Юрачека снимали хорошее кино («Хроники шута» Карела Земана – одного из немногих кинематографистов, о которых Юрачек говорил без ненависти и с уважением) и замечательное («Маргариткы» Веры Хитиловой).

postava-k-podpirani-03-cb 547658ca

Потом Юрачека призвали в армию и заставили снимать фильм, агитирующий молодёжь в пользу военной службы. В результате в 1965 году появился «Каждый молодой мужчина», саркастическая панорама по абсурдным армейским лабиринтам. К огромному изумлению режиссёра, генералам фильм пришёлся по нраву и его в самом деле стали гонять на призывных пунктах как пропагандистское кино. Пока всё это длилось, Павел Юрачек всё возился с главным делом своей жизни, с историей, названной им «Ключ к распознанию гномов», но в конце концов ставшей фильмом «Дело для начинающего палача».
Это единственный фильм, с которым я совпал полностью. Другие мои любимые фильмы – «Жюль и Джим», «Таксист», «Долгие проводы» - я воспринимаю всё же со стороны. Они мне близки, но... рядом со мной. А тут я проваливаюсь с героем фильма в страну Бальнибарби, точно такую же, как задворки Рязани, где прошло моё детство: пакгаузы заброшенных железнодорожных станций, покосившиеся бараки, заросшие сорняками овраги, чахлые лесочки, пустыри, пыль, летящая по ветру. Это всё родное, вызывающее нежность, слитую воедино с ненавистью.

8c1d767cc8_71027048_o2 tumblr_m1lyotXNVs1qevqwuo1_500

Неначитанный и нелюбопытный Павел Юрачек (он ещё и путешествовать терпеть не мог, воображая, что путешествие – это унылое хождение по достопримечательностям под приглядом экскурсовода) извлёк сюжет из «Третьего Путешествия Гулливера», и ядовитый человеконенавистник Свифт как нельзя лучше подошёл к миросозерцанию одного, отдельно взятого чеха. Задолго до того, как я узнал о существевании «Дела для начинающего палача», я сам пытался сделать кино по этой книге, правда, мультфильм, а не игровое кино, так что во время просмотра то и дело впадал в состояние дежа вю. Юрачек даже мою детскую убеждённость в нелинейности пространства использовал в этом фильме, настолько идеальным оказалось совпадение... Но черт возьми, Юрачек, до такой степени похожий на меня – плохой человек.

И его перфекционизм, его нежелание идти на компромиссы, нелюдимость, холодность, сыграли с ним ту самую злую шутку, которую он сам ожидал в мрачном мизантропическом предвкушении. Он так больше ничено не снял. Сделанный в 1969 году шедевр стал его последним фильмом. Сценарии, написанные им в Чехословакии и в эмиграции, остались невостребованными.

pavel-juracek 21891-rampa-miniature

Он умер после ре-эмиграции из Германии, в 1989 году, через год после смерти Эвальда Шорма, автора фильма «Отвага на каждый день».
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments