Smurov (smurofff) wrote in drugoe_kino,
Smurov
smurofff
drugoe_kino

Category:

Про реальность (Феллини, Восемь с половиной, 1963)

Still-1
Удивительное дело произошло у меня с этим фильмом)
Решив восполнить, наконец, позорные пробелы в нашем кино-образовании, мы взялись за просмотр культового "8 1/2".
Конечно, когда начинаешь смотреть что-то, о чём заранее известно, что это шедевр всех времён и народов, это загоняет тебя в определённые рамки восприятия.
По мере просмотра моё недоумение росло. Что за блин? О чём это? И это - всё, а где же обещанный гениальный шедевр? Кстати, примерно те же чувства я испытывала при просмотре "Зеркала" Тарковского. Я и сейчас считаю, что эти два фильма в главном похожи.
Под конец дело в фильме пошло поживее и поинтереснее, мы досмотрели его (а фильм не короткий, длится больше 2 часов), обменялись мнениями (Лёша высказался в том смысле, что это всё было действительно гениально с эстетической точки зрения, я же - что я так и не поняла, что уж там вообще такого гениального, в этом фильме, что Феллини, как и Тарковский, занимаются при создании кино исключительно собственной персоной, занимаются, вероятно, этим талантливо, но такой вот эгоцентризм меня лично напрягает), - и, поговорив так, отправились спать.
А потом всю ночь мне снился этот фильм, и в процессе сна я, как мне показалось, поняла очень много про это кино, про его ценность и про то, как надо его воспринимать.
Это было очень странно, потому что у меня вообще очень редко происходит во сне переработка чего-то, что я пережила в течение дня, а когда в результате этого ночного переосмысления ты просыпаешься с готовым "резюме" - это совершенно удивительно.
Проснувшись, я тут же начала пересказывать Лёше мои ночные "откровения" насчёт "8 1/2") К сожалению, как это часто бывает, во сне всё кажется таким ясным, структурированным, а когда просыпаешься и пытаешься изложить это словами - получается совсем не то, а многое, увы, вообще не поддаётся формулировке, хотя только что, 2 минуты назад, ты это очень чётко внутри осознавал. Ну, передам, как могу)
Главное моё сонное "открытие" было в том, что всё, что мы видим в этом фильме, не стоит пытаться воспринимать как объективную реальность. Потому что это как раз реальность субъективная. Реальность, существующая в голове главного героя. Мы просто 2 часа  смотрим на мир его глазами, и даже не глазами, - а мы видим изображение на внутреннем экране, разделяющем Гвидо и окружающий мир. (Ведь у нас у всех есть такой вот "планшет восприятия", и если бы можно было прокрутить записи одного и того же момента на "планшетах" двух разных людей, это было бы совсем разное "кино").
Для этой субъективной реальности одинаково реальны и одномоментны  воображаемая Клаудиа, "вспоминаемая" Сарагина и "реальная" Луиза. В этой "реальности" отказаться от съёмок фильма и выстрелить себе в висок - одно и то же. Там можно спрятаться от репортёров под столом, как в детстве, когда не хочется делать что-то, чего от тебя требуют другие. Там маленький мальчик, играющий на флейте и марширующий в хвосте клоунского оркестра, вдруг оказывается во главе этого строя и должен задавать тон общей игре, оставшись один посреди цирковой арены.
И с этой точки зрения, это, действительно, выдающееся кино. Потому что так скопировать картинку с внутреннего "планшета", так создать иллюзию присутствия в чужой голове - это большое искусство. И именно в этом, кстати, "8 1/2" перекликается с "Зеркалом" (которое при этом, как по мне, всё же гораздо тяжелее для восприятия, чем "8 1/2").
И понятно, что перед просмотром фильма хорошо бы иметь какое-то представление о том, что тебя ожидает. Этот фильм всё же рассчитан на определённым образом подготовленного зрителя. Либо, на худой конец, на зрителя, продолжающего во сне перерабатывать увиденное)
И кстати, как ни странно (с учётом моих "страданий" и "непониманий" по ходу просмотра), хочется почему-то этот фильм пересмотреть.
А это, как по мне, один из критериев стоящего кино.
Tags: 1963, Федерико Феллини, итальянское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments