alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Алексей Николаевич Толстой идёт в кино 2

С «оттепелью» время А.Н.Толстого в глазах советских культуртрегеров закончилось. Его перестали осмыслять и принялись выталкивать из культуры, что ярко проявилось в подчёркнуто архаичной трилогии Г.Рошаля «Хождения по мукам»: дивное совмещение унылого суконного пафоса «Первой Конной» Дзигана и салонного сталинского ампира в духе «Мусоргских» и «Пироговых». О том, что сие тусклое зрелище есть фильм по увлекательнейшему роману Толстого, можно было узнать из титров, предваряющих действие.

HJ_1_1 HJ_1_2 HJ_1_3

Отныне Алексей Толстой был только поводом для снов о чём-то большем. Сам по себе, как таковой, он не интересовал советских кинематографистов.

Ну, попутно там выскочил мультик «Приключения Буратино», порождённый радостным освобождением от гнёта Карабаса-Барабаса, заодно подтвердивший, что замечательную сказку Толстого можно, как замшевую перчатку, выворачивать наизнанку, и всё равно будет хорошо, однако реальными попытками вписать Алексея Толстого в контекст стали фильмы 1965 года «Гиперболоид инженера Гарина» и «Гадюка». Они же показали, что Толстой сам по себе, как писатель, не вызывает интереса у нового поколения советской интеллигентской элиты. Из книг Толстого извлекли сюжетные перипетии, проигнорировав содержание.

Hyb_1_1 Hyb_1_2 Hyb_1_4

«Гиперболоид» оказался в ряду «Тайны двух океанов», «На графских развалинах» и «Десяти шагов к Востоку», очередной попыткой создания советского нуара, на этот раз неудачной попыткой. Саспенс не возникал, темп действия провисал (несмотря на быстрое чередование эпизодов), эпоха на экране представала совершенно невнятной. Аксессуары 20-х годов произвольно перемешивались с дизайном 60-х, так что становилось непонятно – кто все эти люди с пистолетами? Причём это был не постмодернизм в духе «Бэтмена» или «Дикого Дикого Веста», а просто недомыслие.

gad 3 7 pv_20944

В свою очередь, «Гадюка» стала одной из картин, по-новому трактующих Историю Гражданской Войны, фильмом из серии «Сорок первый», «Оптимистическая трагедия», «Служили два товарища» и так далее. Шестидесятническая эстетизация комиссаров в пыльных шлемов, тускло поблёскивающих маузеров и шашки, воздетой к сияющему солнцу, стёрла авторскую интонацию. Впрочем, фильм хороший, как и другие фильмы этогой серии.

Hyb_2_1 Hyb_2_2 Hyb_2_3

Этого нельзя сказать об экранизации, открывающей череду экранизаций А.Н.Толстого 70-х годов. Телевизионный «Крах инженера Гарина» 1973 года даже более невнятен, чем фильм 1965 года. Если «Гиперболоид» нёсся по сюжету, как сумашедший лыжник по склону горы, то «Крах» наполнен длинными сценами раздумчивого пития чая, открыванием и закрыванием дверей, религиозными символами по тогдашней моде и долгими разговорами ни о чём, присочинёнными для растягивания метража. Режиссёром там был Леонид Квинихидзе, у которого гораздо увлекательнеее получался показ девичьих бёдер в ретромюзиклах. Вдобавок к общей бездарности, сюжет – несмотря на телевизионную безразмерность - перекурочен и обрезан более чем наполовину, спонтанный ницшеанец Петр Гарин превращён в самодовольного болтуна и тряпку, а главными злодеями оказываются нацисты. Мелкий суетливый интеллигент Гарин строил грандиозные планы, но, ничего не осуществив, погибал в луже грязи. Отдельный авантюрист не может тягаться с могущественными спецслужбами, назидательно указывает нам автор фильма, Квинихидзе. Другими словами, самому популярному у советских мальчишек роману Толстого крайне не повезло в советском кино.
За сим последовали подчёркнуто эскапистская постановка «Буратино», в которой, по-крайней мере, были забавные песенки и выразительный Этуш, и опять-таки безликая теленовелла «Хождения по мукам». Если первая экранизация романа была навязчиво старомодной и провинициальной, то версия 1977 года оказалась попросту пустым местом. Фильмом никаким, фильмом ни о чём. Своего рода эталон бессмысленности и бесстильности, возведённый на руинах самого стильного романа русской литературы ХХ века.

HJ_2_3 HJ_2_1 HJ_2_2

Знамение времени: публика увлекалась «господами юнкерами», но окормлявшая почтеннейшую публику элита оказалась не в состоянии внятно оформить пожелания широких народных масс, так как сама была воплощением эклектики. В результате, за неимением лучшего, был задействован сильно постаревший «адъютант его превосходительства» (по сюжету он должен быть в два раза моложе) и какая-то деревянная киностудентка Алфёрова с одним выражением лица на все случаи жизни.
Tags: советское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments