alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:

Алексей Николаевич Толстой идёт в кино

Алексею Толстому одновременно везло и не везло на экранизации.
Экранизаций было много (и это свидетельствует о реальной популярности Красного Графа в советской культуре), но почти все они шли мимо текста (а это является симптомом отсутствия внятной рефлексии по поводу книг А.Н.Толстого).
В СССР монополию на культурную рефлексию держали интеллигенты (по крайней мере, так стало после внезапной смерти Великого Друга Советских Физкультурников), они устанавливали репутации, ранжиры, ранги, так что те, кого элита интеллигентов в упор не видела или по каким-то своим причинам считала необходимым чмырить, в советской культуре отсутствовали либо представали гротескными монстрами. А у Алексея Толстого, как я уже говорил, репутация на сложилась, и он оставался каким-то невнятным размытым пятном...
Посмотрим, как это отразилось в экранизациях его книг.

hromoj Aelita-1 Aelita_1924_still_04

Началось всё, конечно, с поэтизации Заволжья, со всякого рода атмосферных псевдотургеневских мишук налымовых – целых три экранизации «Хромого барина» - типичное синема Серебряного Века, замедленное, трогательное. Характерно, что для синематографа отобрана не динамичная повесть «Похождения Расстёгина», предвещаяющая литературу ХХ века, остросовременная, саркастичная, едкая, а самый «нормальный», привычный для читателей «Нивы», импрессионистический роман, вялое чтиво с бо-ольшим приветом Великой Русской Литературе.
Следующее обращение к Толстому – сенсационная постановка «Аэлиты» в 1924 году. Вернувшийся их эмиграции Яков Протазанов, не очень хорошо ориентирующийся в культурной ситуации Советской России, задался вопросом «А какая книжка у нас тут нынче бестселлером идёт?» Ну, какая-какая... Ясное дело, «Аэлита» вернувшегося из эмиграции Алексея Толстого... И сайенс-фикшн экс-эмигранта пошла в дело. Протазанов обстругал роман Толстого до почти полной неузнаваемости, совокупил Алексея Толстого с Пантелеймоном Романовым, напихал туда модный дизайн, но режиссуру, увы, на уровень футуризма не вытянул, так что Церетелли, Эггерт, Ильинский, Солнцева и Баталов мыкаются по пространству фильма без взаимной стыковки. «Аэлита» Протазанова – честная попытка сделать кассовое кино, угодив всем, но попытка неудачная.

42320 42317 42321

Гораздо удачнее фильм Александра Птушко «Золотой ключик». Алексей Толстой принимал участие в работе над фильмом, обсуждал с режиссёром материал и вообще всячески помогал растущему гению спецэффектов. Фильм получился отменный, в модернистском 1939 году о нём можно было говорить как о постмодернистском произведении искусства. Подобно своему оригиналу, экранизация оказалась насыщена двусмысленностями, граничащими с цинизмом и дискредитирующими идеолгию, которую вроде бы полагалось нести в массы. Ясное дело, фильм понравился заказчику, главному кинозрителю страны, но важнее то, что он понравился широкой публике. До такой степени, что во время оттепели «Золотой Ключик» переозвучили с целью «устранения пережиткой культа личности».

medium_Petr_1 1 DETAIL_PICTURE_658951_28987208

Чуть раньше, но, скажем так, параллельно, вышла единственная неэкранизационная работа А.Н.Толстого в кино, грандиозный блокбастер «Петр Первый». Вероятно, советские и постсоветские интеллигенты, лепечущие об «искажении истории» и «идеализации фигуры Петра» в романе Толстого, на самом деле имеют в виду не роман (да и читали ли они его? многабукфф, ниасилили), а фильм, простодушно полагая кинобоевик переложением известной книжки. Но кое-кто догадывается, что фильм поставлен по оригинальному сценарию, что книга как раз кончается там, где начинается действие фильма, и что неврастеничный герой романа, стремительно несомый бурным течением истории, ничем, кроме имени, не похож на сверхчеловека фильма 30-х годов.

Фильмы 20-30-х годов «по» А.Н.Толстому, в общем, удачны. В ту пору Красный Граф был важной частью советской культуры и, хотя фильмы по его текстам и сценариям были разнообразны, они опознавались по интонации весёлого цинизма и неукротимой витальности героев.
Продолжение следует
Tags: советское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments