engurevich (engurevich) wrote in drugoe_kino,
engurevich
engurevich
drugoe_kino

Categories:

Строго и скорбно — о любви (И. Бергман «Час волка», хоррор, 1968)

О чем бы размышляли вы, когда счастливо избежали смерти от рук сумасшедшего супруга?.. Героиня кинодрамы И. Бергмана «Час волка» (1968) сожалеет о том, что не смогла защитить мужа от него самого. "...если бы я любила его гораздо меньше, - говорит она в финальном монологе, - и не так волновалась, что вокруг него происходит, я могла бы лучше его защитить... или было так... я не любила его достаточно...».

Художник и его жена живут уединенно на пустынном острове. Он ходит на этюды. Она занимается хозяйством. И тут отдельная восхищенная ремарка в сторону Лив Ульман (исполнительница главной роли) — как удивительно вписывается она в поэтику Бергмана стАтью своей, завораживающими жестами. Женщина выносит из домика таз с бельем, ставит его на деревянный стол — прозаический эпизод секунд на 10, даже меньше, а всю фламандскую школу живописи успеешь припомнить, подумаешь о веках домашней женской каторги и о том, что можно чувствовать себя абсолютно счастливой, стирая рубашки любимого мужчины...

Героиня Лив Ульман — Альма — очень любит своего мужа. Ее не пугает безденежье. Она говорит, когда ее муж хочет, чтобы она говорила. И молчит, когда ему нужна тишина. Она (по его словам) цельная натура. Чего о нем не скажешь.
Плохой художник Йохан или хороший, нам не ведомо, но что сумасшедший — это точно. У него есть альбом, куда он зарисовывает всех своих призраков. Потом показывает жене с пояснениями: этот, наверное, гомосексуалист, безобидный; а эта старуха все время просит снять с нее шляпу — я не делаю этого, потому что вместе со шляпой она всегда снимает лицо... Призраки все больше материализуются и уже не вмещаются в «час волка» (самый мОрочный час, когда уже не ночь, но еще не утро); призраки начинают разгуливать по острову среди бела дня.
Альма так любит своего Йохана, что тоже видит его привидения. Вместе с мужем она ходит на вечеринки в замок барона фон Меркенса, слушает пафосные монологи собравшихся там странных персонажей и беспомощно наблюдает, как Йохан все глубже погружается в свое безумие...
Постепенно, как мозаикой, выстилается из отдельных реплик полотно: как была у художника Йохана одна на века любовь к женщине по имени Вероника, и как свела его та любовь с ума, и как лечили его в клинике, а потом выпустили. И женился он на Альме, «цельной натуре» - полной противоположности Вероники. И не спасло.

Получить заказ на ужастик, выполнить его, но в то же время создать странную и страшную поэму о любви — вот что такое гений Бергмана. Я большая любительница жанра хоррор, но «Час волка» ни с чем не могу сравнить: нигде более я не встречала такого удивительно баланса между иллюзорным и действительным, и никто, кроме Бергмана, не сумел мне показать реальность через безумие — ни Кубрик, ни Хичкок, ни дель Торо. Поразительный фильм «Час волка». Просто поразительный.

Tags: Ингмар Бергман, европейское кино, хоррор
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments