Художник и его жена живут уединенно на пустынном острове. Он ходит на этюды. Она занимается хозяйством. И тут отдельная восхищенная ремарка в сторону Лив Ульман (исполнительница главной роли) — как удивительно вписывается она в поэтику Бергмана стАтью своей, завораживающими жестами. Женщина выносит из домика таз с бельем, ставит его на деревянный стол — прозаический эпизод секунд на 10, даже меньше, а всю фламандскую школу живописи успеешь припомнить, подумаешь о веках домашней женской каторги и о том, что можно чувствовать себя абсолютно счастливой, стирая рубашки любимого мужчины...
Героиня Лив Ульман — Альма — очень любит своего мужа. Ее не пугает безденежье. Она говорит, когда ее муж хочет, чтобы она говорила. И молчит, когда ему нужна тишина. Она (по его словам) цельная натура. Чего о нем не скажешь.
Плохой художник Йохан или хороший, нам не ведомо, но что сумасшедший — это точно. У него есть альбом, куда он зарисовывает всех своих призраков. Потом показывает жене с пояснениями: этот, наверное, гомосексуалист, безобидный; а эта старуха все время просит снять с нее шляпу — я не делаю этого, потому что вместе со шляпой она всегда снимает лицо... Призраки все больше материализуются и уже не вмещаются в «час волка» (самый мОрочный час, когда уже не ночь, но еще не утро); призраки начинают разгуливать по острову среди бела дня.
Альма так любит своего Йохана, что тоже видит его привидения. Вместе с мужем она ходит на вечеринки в замок барона фон Меркенса, слушает пафосные монологи собравшихся там странных персонажей и беспомощно наблюдает, как Йохан все глубже погружается в свое безумие...
Постепенно, как мозаикой, выстилается из отдельных реплик полотно: как была у художника Йохана одна на века любовь к женщине по имени Вероника, и как свела его та любовь с ума, и как лечили его в клинике, а потом выпустили. И женился он на Альме, «цельной натуре» - полной противоположности Вероники. И не спасло.
Получить заказ на ужастик, выполнить его, но в то же время создать странную и страшную поэму о любви — вот что такое гений Бергмана. Я большая любительница жанра хоррор, но «Час волка» ни с чем не могу сравнить: нигде более я не встречала такого удивительно баланса между иллюзорным и действительным, и никто, кроме Бергмана, не сумел мне показать реальность через безумие — ни Кубрик, ни Хичкок, ни дель Торо. Поразительный фильм «Час волка». Просто поразительный.
Community Info