Фильмы Скорсезе и двух китайских режиссёров рассказывают одну и ту же историю, однако они разные. И дело здесь вовсе не в том, что Голливуд такой тупой, а китайцы такие загадочные. Как раз "Двойная рокировка" предельно "технологична" и каждая деталь работает на развитие сюжета. В то время как "Отступники" похож на яркое импрессионистское полотно. Грубо говоря, взяв одинаковую картинку в раскраске, китайские режиссёры раскрашивают её в строгом стиле, а Скорсезе использует для раскрашивания совершенно безумные цвета.Главный цвет у Скорсезе красный.
Красный как цвет крови.
Красный как цвет насилия.
Красный как цвет смерти.
К многочисленным сценам насилия и убийств в "Отступниках" добавляется множество персонажей, выписанных в подчёркнуто гротескной манере. Так, чересчур эмоциоанальных персонажей в "Двойной рокировке" практически нет, если не считать босса мафии, в то время как в "Отступниках" практически каждый второй герой если и не бьт кого-нибудь по лицу, то уж красное словцо ввернуть всегда горазд.


1. Пассажиры поезда "Гонгконг - Бостон".
Многие упрекали старину Мартина в том, что отрочество Салливана в фильме показано, а отрочество Костигана проигнорировано. Однако здесь критики не видят, что концентрироваться нужно не на взрослении как таковом, а на моменте вербовки. Вербовка Салливана Фрэнком Костелло несомненно происходит в подростковом возрасте, а Костигана вербуют Куинан и Дигнэм только после окнчания полицейсской академии. В "Двойной рокировке" внедрение бойцов невидимого фронта тоже показано ассиметрично. Так, Лау Кин Мин уже является членом банды на момент поступления в школу полиции, а Чэнь Вин Ян вербуется на момент учёбы в полицейской школе.
Также "Отступники" теряют строгую симметрию оригинала из-за наличия в фильме Николсона. Скорсезе, как и нам зрителям, интересно наблюдать за Фрэнком Костелло. Он харизматиный философ и одновременно отталкивающий преступник, витающий в облаках романтик и жестокий прагматик, расчётливый стратег и вместе с тем спонтанный безумец. И здесь талантливый актёр Мартин Шин в роли капитана Куинана ничего не может противопоставить дьявольскому обаянию Николсона. Поэтому строгость "Двойной рокировки" в противостоянии "босс полиции/босс мафии" просто-напросто летит к чертям.
Что касается любовной линии, то американский фильм на самом деле не так уж и отшёл от американского и не столько повторяет оригинал, сколько "зеркалит" его. По сути, у Чэнь Вин Яна явные не лады в личной жизни, ведь его прошлая любовь замужем за другим, а с девушкой-психологом он не успевает пострить нормальные отношения. У Салливана в "Отступниках" с этим также проблемы, но не в отношениях, а непосредственно в сексуальной сфере.


2. Из Китая с любовью.
Но любовь к многослойности повествования всё же не пошла "Отступникам" на пользу. Так, главный "крючок" китайского фильма - это наркотики. Т.е. от начала и до конца босс мафии занимается только наркотиками. В американском же фильме, "крючком" 2/3 времени служат микросхемы, но в последнюю треть фокус смещается на наркоту. Ничего, кроме как отсылки к Китаю, где был снят оригинальный фильм, эта сюжетная линия не содержит.


3. Развязка.
Развязка "Двойной рокировки" как раз-таки не отвечает принципам симметрии, которые так хорошо работали на протяжении всего фильма. Мне кажется, что "аннигиляция", представленная в "Отступниках" более соответсвует традиционной китайской идее серединности и равновесия.
Заключение
Вообще, как я уже отмечал, в Отступниках очень мало деталей, двигающих сюжет, зато очень много самого настоящего любования. Любования Дэймоном и ДиКаприо, любования Уолбергом и Уинстоном, лбования Болдуином и Николсоном. Однако я, в отличие от того же Волобуева, не считаю, что "Отступники" в целом проигрывают "Двойной рокировке". Ведь в наш век постмодерна, век сплошных перезапусков, онгоингов, переизданий, ремейков и ремиксов умение по-своему трактовать уже известные сюжеты является не недостатком, а достоинством. Лучше пусть кинематограф качественно использует старые хорошие идеи, чем в погоне за призрачным первенством реализует плохие новые.
Community Info