
В третий раз обращаюсь к теме исторического кино. На сей раз это лузитанский (Португалия-Бразилия) фильм, снятый на довольно известный сюжет. Немецкий солдат на службе у португальцев попал в плен к бразильским индейцам тупинамба. Убедив их в том, что он принадлежит к "союзному" им народу - французам, Штаден прожил среди индейцев почти год, пока ему не удалось уехать на французском корабле. По возвращении на родину он написал книгу, впервые изданную в Марбурге в 1557 г., содержание которой в какой-то степени нашло отражение в фильме.

Обложка книги Штадена "Достоверная история и описание страны диких, голых, суровых людей-людоедов Нового Света Америки".
Как и в прошлый раз, у "Ганса Штадена" есть пара - бразильский фильм 1971 года "Как вкусен был мой француз". По-хорошему, можно было бы сравнить их между собой, но избранный мною формат этого не позволяет. Как всегда, ограничусь кратким описанием сюжета и приведу пару-тройку мыслей на тему. А тема эта распадается на две составляющие: европейцы глазами индейцев, индейцы глазами европейцев. Начну с первой.




Пленение Штадена индейцами. Гравюра первой трети XVII в. по рисунку Теодора де Бри.
Ганс Штаден был гессенским ландскнехтом, который отправился в Новый Свет за длинным талером. Оказавшись в результате кораблекрушения на территории колонии португальцев, он был вынужден поступить к ним на службу в качестве канонира. Однажды, когда срок службы Штадена уже подходил к концу, во время охоты, его окружили индейцы тупинамба, враждебно относившиеся к португальцам. Дальнейшее содержание книги подробно описывает нравы индейцев и попытки Штадена доказать им, что он не


Картинки на тему каннибализма индейцев из книги Штадена.
Обман индейцев был чреват весьма серьёзными последствиями. Штаден вспоминал слова вождя тупинамба: "Я уже захватил и съел пятерых португальцев; все они утверждали, что являются французами, но это была ложь..." Не сразу поверили и Штадену. Самый простой тест - поговорить с французом на его языке - пленнику пройти не удалось. Проживавший неподалёку француз убедился, что Штаден плохо владеет его родным языком, и не признал за своего: "Убейте его, съешьте его, это настоящий португалец, ваш и мой враг".

Штаден и злые французские торговцы (на самом деле - евреи).
Были и другие способы. Капуцин Ив д'Эвре в начале XVII в. утверждал, что бразильские индейцы без труда различают по лицу французов от португальцев. Считалось, что главными идентификаторами здесь были цвет шевелюры и бороды (у французов - более светлая и рыжая). Некий немецкий купец, живший на Мадейре в начале XVI в., сообщал, что по данным португальских моряков, приплывших из Бразилии, индейцы вспоминают о рыжебородых людях, приплывших в Бразилию не на португальских кораблях и одетых не так, как португальцы. Путешественник Андре Теве в 1575 г. называл даже прозвище, которое индейцы придумали для французов: "жёлтые попугаи" (возможно, не только за цвет шевелюры и бороды, но и за разговорчивость). Ганс Штаден воспользовался тем, что его волосы были светлыми и использовал в свою пользу убеждение, что французы отличаются более светлым цветом волос.

Ещё одна характерная черта французов глазами индейцев - их щедрость. Первое время тупинамба не могли поверить, что Штаден является французом, поскольку он не проявлял привычную для них щедрость. Тогда он попытался раздобыть что-либо ценное у португальцев из форта Санта-Катарина. Вот как Штаден описывает этот случай: "Я крикнул: "Не пытайтесь меня выкупить, но внушите дикарям, что я француз и, ради всего святого, оставьте мне несколько ножей и рыболовных крючков". ...Я раздал индейцам ножи и крючки со словами: "Вот что мне дал мой брат француз". ...Они же стали говорить между собой: "Наш пленник действительно француз, станем отныне обращаться с ним получше"". Штаден обрёл у тупинамба дом, возлюбленную и уважение индейцев за силу его Бога (насылающего и прекращающего болезни).




Болезнь вождя и его семьи. Гравюра первой трети XVII в. по рисунку Теодора де Бри.
Итак, добравшись вместе со Штаденом до счастливого конца (на самом деле - лишь кульминации истории, поскольку героя ещё ждёт возвращение домой), мы можем подытожить образ французов в глазах индейцев. Этой теме посвящена статья О.В.Окуневой. Согласно ей, представления бразильских индейцев о французах включали следующие элементы: 1) француз - торговый партнёр и поставщик ценных товаров на обмен; 2) представитель союзного народа; 3) военный союзник тупинамба против враждебных индейцев и португальцев. Чтобы доказать свою принадлежность к французам, Штаден использовал разные способы. Он даже участвовал в войне тупинамба с враждебным племенем тупиникинов.

Наконец, пережив эти и другие приключения, Штаден встретил французских моряков, которые согласились выкупить его у индейцев и отвезти в Европу. Однако на этом его история, как мы знаем, не закончилась, а перекочевала на страницы его книги и продолжила существование там. "Достоверной истории" Ганса Штадена, помимо прочего, мы обязаны утвердившейся репутации индейцев-тупинамба (и других бразильцев) как каннибалов.
Современник Штадена француз Мишель Монтень посвятил теме каннибализма целую главу своих "Опытов" (1580 г.), в которой доказывал относительность понятия "варварство" с учётом ужасов Религиозных войн. Апология дикарей-индейцев у Монтеня стала классической: "Мы можем, конечно, назвать жителей Нового Света варварами, если судить с точки зрения требований разума, но не на основании сравнения с нами самими, ибо во всякого рода варварстве мы оставили их далеко позади себя". Между прочим, в этой же главе Монтень воспроизвёл описание ритуала умерщвления пленника и подготовки его к ритуальному съедению, известный из книги Штадена.

Этот ритуал в фильме.
Традиционная точка зрения на каннибализм индейцев выглядит так: антропофагия имела ритуальный характер, будучи одним из механизмов поддержания существования племени. Подобно войне (которая не являлась войной в нашем смысле слова), ритуальный каннибализм играл важную социальную роль. Через противопоставление врагам на войне, а также ритуальное восполнение общины после съедения пленённого врага, индейцы самоидентифицировали себя.
На этом месте можно сделать паузу. Про фильм я рассказал, а каннибализм в книге Штадена представляет большую тему, которой я коснулся в отдельном посте.
Community Info