bande_nere (bande_nere) wrote in drugoe_kino,
bande_nere
bande_nere
drugoe_kino

Categories:

"Ганс Штаден - смотрите, к нам скачет еда" (Hans Staden - La Vem Nossa Comida Pulando, 199



В третий раз обращаюсь к теме исторического кино. На сей раз это лузитанский (Португалия-Бразилия) фильм, снятый на довольно известный сюжет. Немецкий солдат на службе у португальцев попал в плен к бразильским индейцам тупинамба. Убедив их в том, что он принадлежит к "союзному" им народу - французам, Штаден прожил среди индейцев почти год, пока ему не удалось уехать на французском корабле. По возвращении на родину он написал книгу, впервые изданную в Марбурге в 1557 г., содержание которой в какой-то степени нашло отражение в фильме.


Обложка книги Штадена "Достоверная история и описание страны диких, голых, суровых людей-людоедов Нового Света Америки".

Как и в прошлый раз, у "Ганса Штадена" есть пара - бразильский фильм 1971 года "Как вкусен был мой француз". По-хорошему, можно было бы сравнить их между собой, но избранный мною формат этого не позволяет. Как всегда, ограничусь кратким описанием сюжета и приведу пару-тройку мыслей на тему. А тема эта распадается на две составляющие: европейцы глазами индейцев, индейцы глазами европейцев. Начну с первой.



Пленение Штадена индейцами
Пленение Штадена индейцами. Гравюра первой трети XVII в. по рисунку Теодора де Бри.

Ганс Штаден был гессенским ландскнехтом, который отправился в Новый Свет за длинным талером. Оказавшись в результате кораблекрушения на территории колонии португальцев, он был вынужден поступить к ним на службу в качестве канонира. Однажды, когда срок службы Штадена уже подходил к концу, во время охоты, его окружили индейцы тупинамба, враждебно относившиеся к португальцам. Дальнейшее содержание книги подробно описывает нравы индейцев и попытки Штадена доказать им, что он не верблюд португалец. Читателю ясно (и зрителю становится понятно), насколько это было важно для героя: всякий знает, что бразильские индейцы практикуют ритуальный каннибализм по отношению к военнопленным. В книге описаны случаи, когда Штадена угощали супом из человеческого мяса, когда казнили и съели пленного представителя враждебного племени. Поскольку Штаден не хотел, чтобы его самого тоже съели, ему приходилось доказывать, что он не враг.

Тупинамба-каннибалы
Cannibals
Картинки на тему каннибализма индейцев из книги Штадена.

Обман индейцев был чреват весьма серьёзными последствиями. Штаден вспоминал слова вождя тупинамба: "Я уже захватил и съел пятерых португальцев; все они утверждали, что являются французами, но это была ложь..." Не сразу поверили и Штадену. Самый простой тест - поговорить с французом на его языке - пленнику пройти не удалось. Проживавший неподалёку француз убедился, что Штаден плохо владеет его родным языком, и не признал за своего: "Убейте его, съешьте его, это настоящий португалец, ваш и мой враг".

Ганс Штаден-04
Штаден и злые французские торговцы (на самом деле - евреи).

Были и другие способы. Капуцин Ив д'Эвре в начале XVII в. утверждал, что бразильские индейцы без труда различают по лицу французов от португальцев. Считалось, что главными идентификаторами здесь были цвет шевелюры и бороды (у французов - более светлая и рыжая). Некий немецкий купец, живший на Мадейре в начале XVI в., сообщал, что по данным португальских моряков, приплывших из Бразилии, индейцы вспоминают о рыжебородых людях, приплывших в Бразилию не на португальских кораблях и одетых не так, как португальцы. Путешественник Андре Теве в 1575 г. называл даже прозвище, которое индейцы придумали для французов: "жёлтые попугаи" (возможно, не только за цвет шевелюры и бороды, но и за разговорчивость). Ганс Штаден воспользовался тем, что его волосы были светлыми и использовал в свою пользу убеждение, что французы отличаются более светлым цветом волос.

Ганс Штаден-05

Ещё одна характерная черта французов глазами индейцев - их щедрость. Первое время тупинамба не могли поверить, что Штаден является французом, поскольку он не проявлял привычную для них щедрость. Тогда он попытался раздобыть что-либо ценное у португальцев из форта Санта-Катарина. Вот как Штаден описывает этот случай: "Я крикнул: "Не пытайтесь меня выкупить, но внушите дикарям, что я француз и, ради всего святого, оставьте мне несколько ножей и рыболовных крючков". ...Я раздал индейцам ножи и крючки со словами: "Вот что мне дал мой брат француз". ...Они же стали говорить между собой: "Наш пленник действительно француз, станем отныне обращаться с ним получше"". Штаден обрёл у тупинамба дом, возлюбленную и уважение индейцев за силу его Бога (насылающего и прекращающего болезни).

Ганс Штаден-06 Ганс Штаден-07 Ганс Штаден-08

Вождь тупинамба
Болезнь вождя и его семьи. Гравюра первой трети XVII в. по рисунку Теодора де Бри.

Итак, добравшись вместе со Штаденом до счастливого конца (на самом деле - лишь кульминации истории, поскольку героя ещё ждёт возвращение домой), мы можем подытожить образ французов в глазах индейцев. Этой теме посвящена статья О.В.Окуневой. Согласно ей, представления бразильских индейцев о французах включали следующие элементы: 1) француз - торговый партнёр и поставщик ценных товаров на обмен; 2) представитель союзного народа; 3) военный союзник тупинамба против враждебных индейцев и португальцев. Чтобы доказать свою принадлежность к французам, Штаден использовал разные способы. Он даже участвовал в войне тупинамба с враждебным племенем тупиникинов.

Ганс Штаден-09

Наконец, пережив эти и другие приключения, Штаден встретил французских моряков, которые согласились выкупить его у индейцев и отвезти в Европу. Однако на этом его история, как мы знаем, не закончилась, а перекочевала на страницы его книги и продолжила существование там. "Достоверной истории" Ганса Штадена, помимо прочего, мы обязаны утвердившейся репутации индейцев-тупинамба (и других бразильцев) как каннибалов.

Современник Штадена француз Мишель Монтень посвятил теме каннибализма целую главу своих "Опытов" (1580 г.), в которой доказывал относительность понятия "варварство" с учётом ужасов Религиозных войн. Апология дикарей-индейцев у Монтеня стала классической: "Мы можем, конечно, назвать жителей Нового Света варварами, если судить с точки зрения требований разума, но не на основании сравнения с нами самими, ибо во всякого рода варварстве мы оставили их далеко позади себя". Между прочим, в этой же главе Монтень воспроизвёл описание ритуала умерщвления пленника и подготовки его к ритуальному съедению, известный из книги Штадена.

Ганс Штаден-10
Этот ритуал в фильме.

Традиционная точка зрения на каннибализм индейцев выглядит так: антропофагия имела ритуальный характер, будучи одним из механизмов поддержания существования племени. Подобно войне (которая не являлась войной в нашем смысле слова), ритуальный каннибализм играл важную социальную роль. Через противопоставление врагам на войне, а также ритуальное восполнение общины после съедения пленённого врага, индейцы самоидентифицировали себя.

На этом месте можно сделать паузу. Про фильм я рассказал, а каннибализм в книге Штадена представляет большую тему, которой я коснулся в отдельном посте.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments