dralexmd (dralexmd) wrote in drugoe_kino,
dralexmd
dralexmd
drugoe_kino

Фильм А.Балабанова "Груз-200": День возмездия. Фильм о растоптанной любви. (part2)

(part1) (part2) (part3)
Калякино и Ленинск
Нужно отметить, что все ключевые и главные герои пересекаются на хуторе у самой дороги, что тоже вполне символично. Калякино – это суть Перестройка, в которой все перевернулось и смешалось. Увозят невольницу, как заключенную в город Ленинск, который есть суть того советского светлого будущего, которое заповедовал нам когда-то товарищ Ленин, которое и стало настоящим для Анжелики, которую привезли насильно в наручниках. И дорога к этому светлому будущему пролегала через гигантские индустриальные стройки, это та мощь, в которой, где нет место человеку, это приданое молодоженам (ведь мент Журов везет свою невесту), которое оставила невесте Родина-мать, приданое которое юная невеста, в ближайшем будущем разбазарит за красные туфли и помаду.

Прим.: и опять, как в фильме "Я тоже хочу", всплывает тема Челябинска.


Справка
Ле́нинск — посёлок (основан в 1824 году) в России в Челябинской области, входит в состав Миасского городского округа. Население — 1713 человек (2002). Протяжённость посёлка с севера на юг — 3 км, с запада на восток — 3,5 км.

Посёлок основан в районе открытого в 1797 году Е. Мечниковым месторождения рудного золота. В 1824 году здесь был открыт Царёво-Александровский прииск, названный в честь императора Александра I. В 1824 году прииск посетил сам император Александр I. В 1842 году здесь был найден самый большой в России золотой самородок весом 36 кг, названный «Большой Треугольник».


Кульминация фильма: прошлое, настоящее и будущее Анжелики
В самом Ленинске, на квартире у мента Журова происходит кульминация фильма. Впрочем, основные и главные метафоры мы уже раскрыли, но нужно объединить все в одно целое, заполнить все пустые лунки и показать всю трагедию легкомысленной девки Анжелики, а главное – что все-таки скрывается в «Грузе-200», который незримо и постоянно присутствует в квартире рядом с «семейным очагом».

Итак, в квартиру привозят «Груз-200», мент Журов, хочет уже не просто физически, но и духовно добить Анжелику, растоптать и ее любовь, как последний стержень, любовь - на которую она сама уже наступила в своих красных туфлях. Подельник Журова, не удостаивая Анжелику взгляда, швыряет ей на кровать труп жениха-десантника - т.е. "мертвый афган", кидают на кровать, к ногам России, которому она изменила и вспоминает о нем лишь только в тяжелые для нее моменты. Но кто поможет ей, если «афган» уже мертв? Символично, что десантника, предварительно прицепив все уже не нужные ему награды, бросает на кровать именно актер Александр Мосин – бывший десантник, прошедший Афганистан и Чечню. Это личная открытка от А.Балабанова, также прослужившего в десантных войсках, и от его друзей – открытка той самой России, которая купилась на красные туфли, оставив свою первую любовь.

Мент Журов читает России письма из Афганистана, на которые Россия не отвечала, а может быть и даже не читала. Насколько важно бойцу на передовой, в адском котелке, знать, что у него тылы крепкие, что ему есть куда вернуться, что его любят и ждут – тогда это ему придает силы и надежды, его стержень любви крепок, позволяя оставаться человеком в этой бесчеловечной бойни. Но Россия молчит. В ад в расход посылают новые «консервы», а на чужую постель поруганной России, бросают труп «мертвого афгана», который мечтал вернуться к себе домой.

И тут, как думаю, самый момент раскрыть полностью крышку «Груза-200». Обратил ли кто-нибудь на цифры на гробе? Режиссер явно хотел, чтобы эти цифры въелись в глаза, и многие кадры так построены, что понимаешь, что цифры имеют тоже свою смысловую нагрузку. «348». В правой части гроба, где цифры больше, между четверкой и восьмеркой, краска, как бы потекла, но в том-то и дело, что А.Балабанов, который снимает только то, что реально, это подтек сделан явно искусственно, намеренно - он мозолит глаза.

Когда дело касается тотальной мерзости, и когда ожидаются большие катаклизмы и последствия, открывают пророка Исайю, который относится к большим пророкам Библии, смотрим 34-ую главу, 8-ой стих:


Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион.
(Ис.34:8)


«Груз-200» - это то возмездие Бога всей России и всему человечеству, за отступление от Него, и погружение в пучину той мерзости, за то, что набросились на плоды с «дерева соблазна» и пожирают их, превращаясь в моральных уродов. Это то, что сейчас хлынуло из всех щелей в виде, морального разложения, педерастии, педофилии, абортов, проституции, коррупции - переход человека в состояние животного. Сион – это священная гора Бога, символ духовной чистоты, к которой должна стремиться душа. Но теперь это место топчут грязными ногами, и наступает мерзость запустения.


15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, -
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
(Матф.24:15-22)


И вот наступает момент мщения – входит Антонина, со своим грузом, в виде массивного чемодана, расчехляет свою двустволку именно на «Грузе-200» и пристреливает, как бешенного пса, мента Журова. На самом деле, это только промежуточное возмездие, т.к. Журов отделался легкой смертью, а Бог справедливый судья, и каждый получает по своим заслугам в полной мере. Но в фильме главная тема не воздаяния, а участь Анжелики.

И какое естественное продолжение, уверен, ожидали все? Верно, то, что Антонина освободит бедную, измочаленную Анжелику. Но, Антонина поворачивается и уходит.


Ономастическая справка
Имя Антонина: Предположительно оно происходит от греческого слова «antao». В переводе это слово означает «вступающая в бой», «состязающаяся в силе», «противостоящая», «противница», «достойная похвалы». Версии происхождения имени Антонина очень спорные. Имя Антонида является греческим патронимом и означает «дочь Антония». Есть еще иной вариант перевода - «просторная», «широкая».

Психологическое значение имени Антонина: Несмотря на значение своего имени, побуждающего к решительным действиям, в жизни Антонина — тихая, не приметливая. Склонна к рукоделию, шитью, к любой другой несколько однообразной работе. Никогда не упустит свою выгоду, но сделает это деликатно. В отношениях с родственниками бывает порою жесткой, даже жестокой, укоряя давними обидами. Семейная жизнь у Антонины складывается драматично. Не ужившись с первым мужем из-за его пристрастия к спиртному, она, как правило, избавляется и от второго, тоже попивающего, и предпочитает жить одна. Детей научит всему, что знает и умеет сама.

Антонина, это суть Родина-Мать, т.е. Россия советских времен, которая терпела своего мужа - пьяницу, но зато правильного, мечтающего о «Городе-Солнце», построенном на христианской морали, муже, который до конца оставался честным и верным своему слову, в отличии от современной Анжелики, которая с легкостью продалась за сверкающие побрякушки и бросилась на шею смазливому охламону. Поэтому Антонина и не освободила Анжелику – в девке ничего уже не осталось человеческого, любовь ее растоптана и сломана, и женщина-мать оставляет ее среди всего это маразма в дерьме, с кишащими мухами, выпивкой, двумя трупами урки и мента, по разные стороны от нее, и с «мертвым афганом», от которого она уже никогда не освободится, который навечно повенчан с ней.

Т.е. Антонина это суть прошлое России, она приезжает в Ленинск под ту же песню Ю.Лозы «Мой маленький плот», под которую мент Журов увозил свою невесту. Подъезжая к Ленинску, она горько взирает на то приданное, которое досталось Анжелики. Анжелика суть настоящее
(для 1984 года, как заявлено в конце фильма – год, в котором разворачиваются события фильма). Но кто же тогда будущее Анжелики? Должна быть еще третья женщина в квартире….

- Пирожок с «капустой» хочешь?

…это сама мать Журова, апатичная, равнодушная, старая вонючая старуха, без имени, безродная, чья жизнь проходит только у телевизора, в которой не проглядывается ни капельки любви. Это и есть будущее Анжелики, за пирожок с баксами – с этой старухой Анжелика и остается в своем «семейном очаге». Это то, что ждет тех, кто соблазнился плодами с «дерева соблазна» - юная, наивная девушка Анжелина, превратится в старую вонючую старуху, с атрофированными мозгами.



Православный Алексей и атеист Артем
Если до сих пор мы следили только за разворачивающейся хроникой событий, главным сюжетом фильма, раскрывающим реальную картину того, что было, есть и будет, то фоном, параллельно разворачивается другая сюжетная линия, которая может быть не так явна – это постоянный спор верующего Алексея и атеиста Артема. Даже, когда мы этого не видим, и когда главные герои разделены в пространстве и времени – между ними идет постоянный спор. Это война идеологий – веры или безверия, в какую сторону по дороге направится из отправной точки в Калякино – налево или направо.

И Алексей побеждает – он выбирает смерть и идет на смерть, по сути жертвует собой. Артемий боится смерти, хочет убежать от нее, но чуть не попадает под грузовик. Но смысл жертвы Алексея? Жертва приносится за кого-то или что-то, во спасение кого-то, иначе жертва становится бессмысленной. Алексей в первую очередь приносит жертву за себя – за спасение своей души, т.к. он понимает, что «Город Солнца» - это утопия, Царство Небесное нельзя построить на земле.


Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
(Иоан.18:36)


И мент Журов перерубает все канаты, которыми Алексей был привязан к этой утопии, разрушает эту иллюзию, растаптывает ее, и Алексей, свободно вздохнув идет на смерть, т.к. знает, что смерти нет, после смерти все изменится. Кто-то может считать, что его фраза: «Скоро все изменится!» относится к России… но его смерть, только усугубляет положение девицы – ему нет никакого интереса до нее, она уже сделала свой выбор и теперь она та пустышка, которую не вырвешь из цепких рук взрослых дядек.

Он идет на смерть, т.к. понимает, что иначе сам может уйти в вечную погибель души, т.к. если на трезвую голову он говорит правильные и красивые вещи, проповедует Царствие Небесное, т.е. христианские заповеди, то алкоголь все это перечеркивает – ведь на месте мента Журова , в роли «жениха» мог оказаться он, в поисках приключений по заблудшей Анжелике.



ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(Гал.5:21)


Алексей также приносит жертву за свои прежние грехи – ведь алкаш-урка в роли Баширова, который насилует Анжелику, это потомок, плод, самого бывшего урки Алексея – «Что посеет человек, то и пожнет»(Гал.6:7); это уголовная романтика, которой болела вся страна, и которую распространяли такие, как Алексей. Теперь пришло время заплатить по счетам и срывать прогнившие плоды – каждый ответствен за то, что делает. И между профессором научного атеизма и Антониной происходит ключевой разговор, который становится переломным для самого Артемия:

- Но если вам что-то понадобится…
- Алексей сказал, чем раньше нас Господь забирает к себе, тем меньше у нас возможностей согрешить.

И, как не парадоксально, Алексей также приносит жертву и за… Артемия! Жертва во спасения Артемия. Смерть Алексея рождает нового человека - Артемий, в постоянных раздумьях о том, что вот человек идет на верную смерть, в раздумьях о своей духовной слабости и безвольности, в сравнении с этим человеком, а потом этот случай, когда он сам чуть не вкусил смерти под колесами грузовика, и только благодаря, какому-то чуду остается жив - и он понимает, что смерти нет! Бог есть! Это как Св.Мария Скобцова, которая в фашистском концлагере, уходит в газовую камеру вместо своей сокамерницы, чтобы доказать, что смерти нет - Бог есть. И Артемий идет креститься. Алексей победил Артемия, точнее одна идеология победила другую, и в этом смысле, действительно – «скоро все изменится».

(продолжение следует...)


(part1) (part2) (part3)

(с) Дрэничеру Александр
"Записки мирянина"

Tags: Алексей Балабанов
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments