dralexmd (dralexmd) wrote in drugoe_kino,
dralexmd
dralexmd
drugoe_kino

Category:

Фильм А.Балабанова "Груз-200": День возмездия. Фильм о растоптанной любви. (part1)

Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион.
(Ис.34:8)
(part1) (part2) (part3)
После первого моего расклада-анализа (все-таки мне трудно это назвать рецензией или критикой) фильма «Я тоже хочу» (см.заметку: "Фильм А.Балабанова "Я тоже хочу": Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу"), вдруг почему-то возникла тема фильма «Груз-200» - один читатель за другим стали спрашивать по поводу него и делиться своими мыслями. Как постоянно в своих заметках упоминаю, что нет ничего случайного, то поэтому подумал, что стоит пересмотреть «Груз-200», тем более, что после «Я тоже хочу», начинаешь переоценивать все творчество А.Балабанова и смотреть на него другими глазами. Понимал ли я много лет назад, когда смотрел «Груз-200», что это не просто весьма сильный, добротно и откровенно снятый "чернушный" фильм, а самая настоящая притча, со своими скрытыми символами и даже провидением? Нет, конечно.



13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
(Матф.13:13-15)


Если смерть А.Балабанова и вся мистика вокруг фильма «Я тоже хочу» подняла большую волну интереса к самому фильму, то падение на 40-ой день после смерти А.Балабанова колокольни, в котором снимался фильм, подняло новую большую волну интереса вообще ко всему творчеству покойного режиссера. Нет ничего случайного в этой жизни. Более того, долго не хотел браться за эту рецензию, но одна особенная деталь, в сцене с гробом, как последняя капля, все-таки заставила взяться за перо. Но обо всем по-порядку.

Итак, давайте, просмотрим фильм «Груз-200» новыми глазами. Конечно, в отличии от «Я тоже хочу», в котором прямо буквально прочитывается Евангельский сюжет, то в «Грузе-200» не все так однозначно, нет такого же буквализма, и каждый волен воспринимать его по своему, но все же он метафоричен. Более того – фильм «Я тоже хочу», это естественное продолжение «Груза-200» - они вместе составляют одно целое. Вот на метафорах и заострим внимание.

Как и в случае с «Я тоже хочу» важно найти ключевую сцену, которая раскрывает весь фильм, как запертую шкатулку, или заводит весь фильм, как «заводной апельсин». В принципе их две – это шедевральный проезд мента Журова со своей жертвой к Ленинску, и вторая сцена, где обнаженная и поруганная девушка лежит между тремя трупами: десантника, уголовника и мента. Вот со второй и начнем.



"В "Грузе" там все персонажи это прообраз того, что творилось с нашей страной в перестроечное время. Не смотря на всю чернушность самого фильма, образы подобраны довольно точно и именно так как и было. Маньяк тот образ мертвого внутренне Запада, а девушка - чистая, не уже немного вкусившая запретного плода Росссия. И там тоже каждая фраза свой смысл несет и фильм заканчивается двоедорожием. Один из героев-преподаватель атеизма приходит в Храм креститься, а молодой парень выбирает дорогу бизнеса. Герой Серебрякова там чудесный образ светлого капитализма со своим понимаем Рая на земле".
Ирина Сидорова.


В принципе, этим комментарием моей знакомой все самое важное о фильме и сказано. Не во всем с ним согласен, но с него началось все переосмысление фильма, а потом вдруг «случайно» появился еще автор рецензии ««Груз 200». Размышление над фильмом», который также помог своими комментариями.

Итак, перед нами разворачивается трагедия России, правопреемницы СССР - в фильме показано ее прошлое, настоящее и будущее (об этом поговорим ниже). И в самой кульминации фильма, Россия предстает пред нами валяющейся на полу, изнасилованная, растерзанная, как дешевая проститутка в красных туфлях на голое тело, между тремя трупами:

- труп жениха-десантника: десантник, который есть суть советская десантура и воины, т.е. советская армия, участвовавшая в позорно слитой войне в Афганистане, о которых страна забыла и по сути сдала и списала, как ненужный утиль и отход. Это труп, который намертво привязан наручниками к стране-девушке – этот тот скелет в шкафу, от которого, никак не избавишься и не вычеркнешь из истории;

- труп уголовника: уголовник, который поимел девушку и воспользовался ею по полной, который есть суть - та беспредельная преступность, которая наводнила всю страну и насиловала ее в 90х , беспредельно хозяйничала, взобравшись грязными ногами в постель;

- труп импотента мента: мента, который беспомощно и равнодушно наблюдал, как преступность насилует страну. По сути, внутренне мент (прим.: я намеренно называю «мент», а не милиционер, дабы отделить понятие преступной милиции от добропорядочных милиционеров) , тот же уголовник, только с другой стороны и в погонах – он получает внутренне удовлетворение от наблюдаемого бесчинства, ибо он ощущает себя хозяином положения – не партийные боссы, которые безгранично правили, а именно он – теперь пришло его время, теперь он реальная власть. По сути он с уголовником брат-близнец, но у него есть одно важное преимущество – он может безнаказанно убивать своего брата (что и видим в сцене, когда мент Журов заметает малину на квартире у алкаша, в роли Баширова).

В сцене, незримо присутствуют еще одни определяющие герои, которые раскрывают всю истории трагедии девушки России, которая искала свободной любви и забав, и нашла ее на грязной постели среди разлаживающихся трупов и роя мух, но главное - в ней присутствует тот самый «Груз-200», в котором и находится послание всем нам ныне живущим. Но обо всем по порядку.

Приключение Алисы в стране чудес

Некий ушлый парень, без рода и корней, который не понятно откуда взялся, это суть Запад. Носит яркую красную футболку, с большой надписью на «СССР» - т.е. это самая главная, красная цель его интересов. Россия, как легкомысленная девушка старлетка, ищет приключений на свою голову и ведет себя, как последняя шлюха – вместо того, чтобы сохранять верность своему жениху десантнику и дожидаться его, она начинает заигрывать с Западом. Жених надежен для семейной будущей жизни, но с ним не так интересно, к тому же он беден, и у него нет тех штучек, которые так соблазняют ветреное девичье сердце, поэтому, почему бы и не пофлиртовать на лево.



Не прелюбодействуй.
(Исх.20:14)


Анжелика, так зовут главную героиню, на самом деле внутри еще наивный ребенок, комсомолка, как дочь партийного работника, воспитана в вере в светлое будущее, но с взрослением, видя всю семейную кухню изнутри, понимает, что горизонты, которые ей сулит отец, не такие светлые и ясные, поэтому, как любой тинэйджер, она особо чувствует всякую ложь и желает всячески вырваться из под гнета и контроля отца и обрести свободу. И тут как раз и подворачивается Запад, который давно уже пасётся у ее дома, подбрасывая ей через бетонный забор всяческую фарцовку в красочной упаковке.
Нет, однозначно Анжела не была изначально такой испорченной, ведь душа у нее суть ангельская.



Ономастическая справка:
Анжела — «ангельская» (фр.-греч.).
Анжела, как мы можем заметить, нервна, непостоянна, любит комфорт, изящество. Фантазерка, живет в мире, созданном ее воображением. Отрицает действительность. Это — поэтесса, которая мечтает, но никогда не воплощает свои мечты в жизнь.

Видит мир через призму своих эмоций. Сильно поддается чужому влиянию. Импульсивна, возбудима, а это часто приводит к нерешительности.
Натура неуравновешенная, готовая к самопожертвованию. Подвержена нервным срывам и часто беспомощна и бессильна перед сложившейся ситуацией. Не всегда может принять правильное решение, осторожна в поступках. О деятельности только размышляет. Она неорганизованна.

Но к моменту повествования, по ее вульгарному и нелепому виду, словно накрашенная сельская корова, вышедшая на городскую площадь, можно понять, что она уже успела вкусить запретных плодов с «дерева соблазна», которые взрастил Запад – плоды, о которых она тайно всегда мечтала и грезила, вдруг стали доступными, как никогда.



1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела;
(Быт.3:1-6)

И вот от поедания этих плодов, девушка становится уподобляется невесте Запада – предел ее мечтаний это красные туфли. Где в Советскому Союзе можно было найти еще такие красные туфли, мечта фетишистов, в которых можно было сойти за Мерлин Монро и стать объектом вожделений мужчин? Правильно – только с того дерева, что росло за забором, т.е. за бугром. В Советском Союзе таких туфель нельзя было найти, разве что только калоши с красной стелькой. Вкусив плодов и насытившись, тело жаждет приключений, которые Анжелика и находит на свою ветренную голову.

С легкодоступной особой, каждый волен вытворять все, что хочет – теперь игры в куклы закончились. Теперь она сама становится куклой в чужих играх и переходит из рук в руки – она не вольна над собой, она полностью во власти сильных дядек. Так она вначале попадает на хутор в Калякино, скрывается в сарае от Алексея, а потом ее подбирает Журов.

И вот, даже тогда, когда мент Журов только-только собирается увезти ее из хутора Калякино к ее новому «семейному очагу», уже после того, как мираж светлого розового будущего был изощрено поруган бутылкой в бане, и предстала реальность темноты, в ее пугающей черной грязи, когда уже стало ясно, что ничего хорошего ее впереди не ожидает, разве только круги ада, она все еще держится за те соблазны о которых грезила – она вдруг вспоминает, что забыла в бане свои красные туфли. У нее был еще шанс для спасения – отказать от этих туфель, за которые она продала свою душу, оставить, как улику, по которой следственные органы, выйдут на оборотня в погонах, но она сама ставит крест на своем спасении и для нее начинается новая жизнь.

Детство Алисы кончилось. Западная кукла, которую мы увидим в углу ее нового "семейного очага", оказалась «Прелестной Долли» (известный фильм ужаса 90х годов), исполненной злого духа.

(продолжение следует...)

(part1) (part2) (part3)

(с) Дрэничеру Александр
"Записки мирянина"

Tags: Алексей Балабанов
Subscribe

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…

  • ЛЕЙТЕНАНТ

    Кто знает, не зависит ли великая судьба будущих поколений народа от того, как умирают в бессмысленных противостояниях простые солдаты Василь Быков…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…

  • ЛЕЙТЕНАНТ

    Кто знает, не зависит ли великая судьба будущих поколений народа от того, как умирают в бессмысленных противостояниях простые солдаты Василь Быков…