kinolepka (kinolepka) wrote in drugoe_kino,
kinolepka
kinolepka
drugoe_kino

Categories:

Луис Бунюэль: реальность и сюрреализм в одной коробке

Давно собиралась написать об этом пост, и вот наконец собралась.
Пару месяцев назад я взялась пересматривать фильма Луиса Бунюэля.
Безусловно, это один из моих любимых режиссеров, но пересмотреть я их решила, потому что выбрала сюрреализм в творчестве Бунюэля в качестве научной работы в универе.


 И один из найденных мной в процессе "раскопок" информации ракурсов,  я вам сегодня покажу. Этот пост по большей части представит выписки из первой главы моей научной работы о Бунюэле, то, что показалось мне наиболее интересным. Загоняю все под кат, дабы не мучить долгими вечерами словами тех, кому не интересно.






Уже 4 года я изучаю соционику. Да да, прекрасно понимаю скептиков, которые сейчас презрительно сморщили нос.
Но все же я решила посмотреть на Луиса Бунюэля не как на гения, снявшего более 30 картин вошедших в золотой фонд кино, а как на простого человека - со своим характером, типом личности и информационного метаболизма. Ведь личность и характер режиссера, несомненно, накладывают отпечаток на созданные им фильмы. По крайней мере я на уровне своей "насмотренности" я в этом уверена.

Взявшись за эту работу я, для начала исследовала манеры и внешность Бунюэля, его стиль слова и самовыражения и сделала вывод о его психологическом типе информационного метаболизма (ТИМе).  Итак, по моему мнению, Луис Бунюэль логико-сенсорный интроверт.




Для логико-сенсорного интроверта характерно спокойное, бесстрастное выражение лица, часто  имеющее как бы строгую геометрическую форму, тяжелый подбородок, характерный, оценивающий взгляд – все это можно увидеть на фотографиях Бунюэля разных лет. Для представителей этого тима характерна хорошая координация движений, до преклонных лет они, как правило, очень подвижны. В книге воспоминаний «Мой последний вздох» Луис Бунюэль рисует нам именно такой портрет самого себя.






Имея в программной функции  структурную логику, представители этого типа последовательны в делах и решениях, любят во всем порядок, точность, конкретность и рациональность. Хорошие исследователи узких проблем. Вникают во все детали и не упускает из виду мелочей. Логико-сенсорный интроверт  — человек структуры, которую он стремится найти, в нее встроиться, ей следовать. Это, конечно, можно подтвердить его словами:



«Подчас мне случалось поддаваться некоторым искушениям, и я отступал от своих правил —
но это случалось редко, и обычно ради вещей, которые считаю малозначительными».


Все вышесказанное находит глубокое  отражение в его творчестве -  фильмы Бунюэля имеют жесткую структуру, очень слабо насыщены по цвету и эмоциональному окрасу, в них не встретишь яркого проявления эмоций, динамичности движений и быстрого ритма. Все это выдает явную рациональность, интроверсию и логику их создателя. Среди режиссеров, кстати говоря, можно часто встретить людей такого типа.


Например, Рената Литвинова. Каким бы нелепым ни казалось это сравнение, посмотрите, у них одинаковый тип внешности, тяжелый подбородок, рациональный взгляд.




Но самое главное, вспомните их фильмы - по напряжению и каркасу они очень схожи! Одинаково блеклые, с внешне мрачными, без эмоциональными героями. В пример могу привести главную героиню фильма "Дневная красавица" Бунюэля и "Последней сказки Риты" Литвиновой.




Что интересно, поклонником творчества Бунюэля (логико-сенсорного интроверта) был  Андрей Тарковский – сенсорно-логический интроверт. То есть,  если у Бунюэля на первом месте стоит логика, то у Тарковского – сенсорика,то есть у  него главную роль играет ощущение, а у Бунюэля – структура. Но оба этих художника интроверты, логики и сенсорики, опять же, это легко ощутить просто посмотрев их картины и задумавшись о том, куда "надавил" режиссер, на какую часть вашего восприятия.



Итак, вот мы определились, что Бунюэль  логик и рационал, но как же ему удалось стать одним из самых ярких представителей сюрреализма 20 века?
Здесь можно немного окунуться в биографию Луиса.

В мир сверхреализма началось для Бунюэля, когда тот, вместе со своими друзьями  и однокурсниками Сальвадором Дали и Федерико Лоркой , примкнул к обществу сюрреалистов, которое сложилось в 20-х годах под предводительством Андре Бретона.




Кстати , здесь стоит вновь обратиться к соционике - его лучший друг Сальвадор Дали был его дуалом по социотипу, то есть идеально дополнял его по всем функциям. Сальвадор Дали - этико-интуитивный экстраверт. То есть человек крайне эмоциональный, любящий привлекать внимание, эксцентричный. Ну думаю здесь сомнений не остается ни у кого. Долго думала, какой бы фотографией проиллюстрировать этот отрывок, в итоге выбрала эту - "Сальвадор Дали с личным муравьедом".



Окрыленные идеями сюрреализм, Дали и Бунюэль сняли свой первый фильм - "Андалузский пёс". Это 16-минутная немая короткометражка. В ней нет сюжета, в общепринятом смысле этого слова. Это скорее набор образов, картинок, сменяющих друг друга ,как во сне.  Тогда, в 20-х годах, он произвел эффект разорвавшейся бомбы. Шокирующие сцены разрезания глаза и мертвых ослов на рояле – все это было выплеском той идеи свободы в творчестве, к которой стремились сюрреалисты.




Однако для Бунюэля, такой откровенный сюр был не смыслом жизни, а лишь увлекательным приключением. Сюрреалисты представлялись ему маленькой группой дерзких интеллигентов-идеалистов, которые любили поболтать сидя в кафе, раздираемые несбыточными мечтами.
С ними он пробыл чуть больше трех лет, однако след от влияния этого общества у него остался на всю жизнь. В нем осталось стремление свободно проникать в глубины человеческого сознания,  обращаться к иррациональному, «иному».

Куда сложнее были его отношения с Сальвадором Дали. После первого фильма, второй фильм «Золотой век» дался им уже не так легко. У них ,как оказалось, был совсем разный взгляд на искусство. Они спорили о том, насколько далеко искусство способно «улететь от реальности». Бунюэль оказался не готов лететь так далеко. Даже в своих самых запредельных фантазиях он оставался закоренелым реалистом.


В итоге он порвал отношения со всеми своими сюрреалистичными приятелями и пустился в свободное плавание.
Здесь начался второй этап в творчестве Бунюэля, он уехал в Мексику, где провел 15 лет, за которые успел снять 20 фильмов (иногда по три картины в год). Вы можете себе представить - 3 картины в год! Несмотря на количество работ, эти годы можно с уверенностью назвать для Бунюэля самыми непродуктивными. В его мексиканских фильмах невозможно разглядеть ни его самого, ни сюрреализма . По большей части это были мыльные оперы, навязанные продюсерами. Но именно эти работы вернули его " с небес на землю" и научили жесткой сценарной структуре кинематографа.




По возвращению в Европу, он подумал, что неореализму, который тогда был на пике в Италии, не хватает «поэзии». Ее он и решил привнести в кинематограф.  Вот здесь и начался поздний, самый цельный  период его творчества. Фильм за фильмом — «Виридиана» , «Призрака свободы» , «Скромное обаяние буржуазии», «Этот смутный объект желаний» — он всё дальше уходил от пошлой действительности, всё глубже погружался в мир таинственных сновидений.  В поздних картинах мы видим четкие повествовательные структуры кинематографа, которые он освоил в Мексике, и в этот строгий каркас добавлял капли сновидений, воображения и свободы, подхваченные у сюрреалистов. Вуаля, вот так и образовался самый цельный период его творчества. И именно так Бунюэль нашел гармонию между своей натурой и своей тягой к сюру, к тому невероятному, чем наполнена наша жизнь.

В следующей главе своей работы я исследовала тему сновидений в работах Бунюэля, если будет желание - я продолжу ))


Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Community