Об инсценированной документалистике говорить не приходится: почти вся документалистика, от Вертова и Рутманна до Якопетти и Лозницы, постановочна. Исключений очень мало и их надо специально оговаривать. С другой стороны, нет смысла в данном контексте говорить и о «гиперреалистических» фильмах, которые сняты «как документальные» - фильмы Алексея Германа начиная с «Двадцать дней без войны», ранние фильмы Белы Тарра, «Куллоден» Питера Уоткинса, в котором сражение 1749 года снято в подчёркнуто репортажной документальной манере, и, наконец, шедевр Фредерико Феллини, вершина его творчества – телефильм «Репетиция оркестра». Это всё не мокументари.
Однако на границе игрового кино и мокументари стоит один из самых мною ценимых фильмов:
6. «Это случилось здесь», It Happened Here, 1963, реж. Кевин Бранлоу и Эндрю Молло. В фильме фиктивная кинохроника оккупации нацистами Британии в годы Второй Мировой Войны перемежается игровыми (но снятыми подчёркнуто «документально») эпизодами их жизни героини, оказавшася между оккупантами и партизанами, ожесточённо отстреливающими нацистов и коллаборационистов. Достоверность непроисшедших событий поражает чуть ли не в большей степени, чем монтаж «настоящей» кинохроники в обычных документальных фильмах о Второй Мировой. Холодная научная фантастика, именно такая, какой должна быть кинофантастика, без спецэффектов и сверхгероев, прыгающих по стенам небоскрёбов на манер Кинг-Конга.
7. «Хроники Хеллстрома», The Hellstrom Chronicle, 1971, реж. Уолон Грин и Эд Шпигель. Я об этом фильме уже писал, и не один раз. Энтомолог Хеллстром читает лекцию о том, что людям предстоит сойти с беговой дорожки эволюции, уступив место истинным хозяевам планеты – насекомым. Вот, собственно, и всё. Замечательно красивое умное научно-фантастическое кино, замаскированное под документалистику. Предшественником фильма являются кинопамфлеты Якопетти Mondo Cane и „Воспоминания о будущем“ Харальда Райнля, а последователями – бесчисленные Zeitgeist´ы и продукция Майкла Мура, однако подобные родственники ничуть не бросают тень на строгую завершённость «Хроник».
8. «Выход через сувенирную лавку», Exit Through the Gift Shop, 2010, реж. Бэнкси. Блистательный памфлет, рассказывающий о закулисной механике современного искусства, сделанный несуществующим художником Бэнкси. Особое значение этой работы в области мокументари в том, что после выхода фильма граница между фикцией и реальностью начала стремительно размываться – очарованные лихим и остроумным фильмом зрители начали действовать в согласии с рецептами, предложенными Бэнкси. Воля ваша, что-то в этом есть от модели, которую Борхес описал в новелле «Тлён, Укбар, Орбис Терциус».
9. Blair Witch Project, 1998, реж. Дэниел Майрик и Эдуардо Санчез. Фильм-эпоха, фильм-эталон, как бы вы к нему ни относились. При том, что выстроен Blair Witch Project более чем экономно и с сюжетной точки зрения абсолютно бессодержателен, он воздействует на любого зрителя. В сущности, это машина, порождающая страх. Совершенство, своего рода.
10. «Падения», The Falls, 1980, реж. Питер Гринуэй. О чём рассказывает этот более чем трёхчасовой фильм, состоящий из бесконечных пустопорожних интервью, перемежающихся видеоизображением летящей стаи птиц и украшенных гениальной музыкой Майкла Наймена, я затрудняюсь объяснить. Тем не менее, когда на фестивале авангардного кино в Юрмале я забрёл в пустой кинозал, где демонстрировались «Падения», я не смог выйти до самого конца фильма – он меня буквально заворожил.
Меня, наверно спросят: А как же «This Is Spinal Tap»? А где же «A Hard Day's Night»? И почему не упомняут «Парк наказаний» Питера Уоткинса?
На это я отвечу так: Punishment Park - один из самых важных для меня (и не только для меня) фильмов, но любить подобное кино я не могу. Оно слишком больно меня задевает.
Да, «Парк наказаний», посвящённый пыткам и убийству диссидентов в фашиствующей Америке, один из самых впечатляющих фильмов, что я знаю. И этот фильм – одно из самых внятных политических высказываний, что мне известны. И я совершенно согласен и с посылками и с выводами Уоткинса. Но. Удовольствия от пересматривания этого сильного фильма я не испытываю.
Community Info