


А вот последовавшие за «Сатаной» «Дожди в океане» меня интересовали дико, потому что выходили за рамки чисто российской проблематики и обещали шедевр.
Предполагалась вольная экранизация pulp-fiction одного из чемпионов странностей советской литературы – А.Беляева, конкретно, его романа «Остров Погибших Кораблей». Сам роман является мистификаций, при первопубликации было заявлено, что Беляев лишь новеллизировал американский кинобевик, а не сочинил его от и до. Хотя на самом деле советский фантаст лишь воспользовался типичными сюжетными клише сенсационных «сериалов» типа «Приключения Пирл» и «Маска с белыми зубами». Стоит ли после этого удивляться вольностям в пересказе «Острова»? Аристов, по словам его коллег, довольно далеко отошёл от романа, но что именно, что конкретно он задумал, по сей день неизвестно. Сценарий не опубликован, тем более не опубликован первый вариант сценария, писавшийся ещё до развала советской кинематографии.


Местом съёмок должно было быть грандиозное кладбище кораблей в Приморье – идеальная декорация для сюрреалистического фильма. Но всё лопнуло, новая власть быстро, ловко изъяла деньги из области культуры, так что гигантский остров ржавых кораблей, громоздящихся друг на друга в пароксизмах похоти стиля постиндастриал, остался за кадром, а местом действия стала одинокая баржа, болтающаяся посреди океанской пустыни.
Но большой художник потому и велик, что может даже катастрофу, повергшую фильм в визуальную нищету, обернуть поэтической метафорой. Аристов сжал сюжет, и продолжил упорно работать над «Дождями в океане».


Сюжет вывернулся историей юной девушки, интеллигентной буржуазки (наверно, ныне все отдают себе отчёт в том, что советская и постсоветская интеллигенция является носителем именно буржуазной ментальности – хотя ей свойственна тяга к дворянскому аристократизму) стиля art déco, оказавшейся после крушения роскошного трансокеанского лайнера между двух мужчин и вынужденной – хочет она того или не хочет – отказаться от условностей высокой культуры начала ХХ века и стать собой. Женщиной, ищущей сексуального удолетворения, но пытающейся при этом не опуститься на уровень животного, сохранить себя, как личность. Аристов взвинтил напряжение на уровень «Империи чувств» Нагисы Осимы, но не успел даже снять все запланированные сцены... Умер. В 1994 году.


Друг и коллега Аристова, Юрий Мамин, взялся довести до конца снятый наполовину фильм и кое-как завершил его. Наверно, Мамин сделал максимум возможного. Но ему пришлось снова менять сюжет, выбрасывать эпизоды, иначе расставлять акценты и вообще многое угадывать, а не следовать твёрдому плану.


Так что имеющийся у нас вариант «Дождей» - не более чем компромисс. Каким был бы фильм Виктора Аристова, мы не знаем и знать не можем, потому что Аристов был уникален в советском (тем более, в российском) кинематографе и по уровню таланта и по пристальному интересу к самой сути человеческой психики. Может лишь предположить, что мы имели бы фильм, равный «Валерии и неделе чудес» Яромила Иреша. Ибо Виктор Аристов, гиперреалист, сюрреалист и проклятый поэт, единственный в отечественной кинематографии, заглядывал в такие бездны, к которым большинство кинохудожников даже близко боятся подходить. А он не боялся. Но – умер, в 1994 году, в расцвете своего таланта, пообщав многое и не успев сдержать своего обещания.

Модератор.
Re: «Сатана» давал картину зла, как такового, и для того
Вы не возражаете, если я "Пустельгу" посмотрю?
Или "Сестричек Либерти", снятный по сценарию Улицкой. Мне кажется, что это в той же весовой категории, но лучше.
Я на "Дождях" полтора года отработал ассистентом режиссера. Как раз до того как его заморозили за неимением средств.
Режиссерский сценарий у меня, кстати, кажется сохранился.
Еще без баржи.
Так жаль что не сложилось...
Начало было яркое.
"Так жаль что не сложилось..." - Ещё бы не жаль!
Это была интересная эпоха...
Да уж, что там от Беляева взято - даже не представляю.
Тут вы или ошибаетесь, или действительно сценарий сильно изменили по ходу:
"оказавшейся после крушения роскошного трансокеанского лайнера между двух мужчин и вынужденной – хочет она того или не хочет – отказаться от условностей высокой культуры начала ХХ века и стать собой" В фильме не было никакого крушения, взбалмошная девица выбросилась с корабля, "женоубийца" кинулся за ней, а сыщик - за ним.
Потом они долго втроём барахтались в океане, пока не попали на баржу.
Интересный момент - когда "женоубийца" не дал девице утопить спящего сыщика (его лютого врага, по сути) со словами "Я его люблю" (вы ж любите такие "штуди" на гей-тематику, и не обратили внимания?)
А в целом, хороший фильм интересной позднесоветской эпохи, самого конца 80-х и по инерции зашедшей в начало 90-х. По началу фильм банально напоминал Феллини (корабль, цирк, балаган), а потом вдруг пришли ассоциации с фильмом "Остров" (не Лунгина, а другой - http://ru.wikipedia.org/wiki/Остров_(фильм,_1989), из той же эпохи).
Re: Это была интересная эпоха...
взбалмошная девица выбросилась с корабля - Это придумка Юрия Мамина. Это не Аристов.
вы ж любите такие "штуди" на гей-тематику, и не обратили внимания - Если этот мотив был бы спрятан, тогда о нём стоило бы говорить. Но он идёт открытым текстом.
По началу фильм банально напоминал Феллини - "Порох" по первым эпизодам - нормальное лениниградское кино о войне, хорошего качества. "Трудно первые сто лет" тоже сначала напоминает типовое "проблемное" кино позднего застоя, а потом идёт вглубь, вглубь, вглубь. "Сатана" тоже начинается как вариация на тему Шаброля, а потом растворяется в ауре повседневности. Так что начало фильма у Аристова всегда обманка.
Вот именно! Но причина объективная - автор умер, не сумев доснять, как хотел.
Актриса ещё очень красивая. Ни кого не напоминает, кстати?
мне подумалось, что именно в конце 80х-начале 90х снимались такие шедевры постсоветской реальности, взращенные на сильном, психологически мощном и талантливом реализме советского кинематографа и распустившиеся как некие цветы зла этакого серебряного века от кино...
два актера из трех почти не известны. сколько интересных и красивых лиц все же было в кино...