?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Вдогон предыдущему посту о Ларсе фон Триере, чтоб два раза не вставать.
Groucho
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
1. Выяснилось, что многие поклонники «гениального» Ларса фон Триера вообще понятия не имеют, что это за Догма-95 такая. Советую погуглить: к немалому своему изумлению неленивый выяснит, что одним из основных принципов Догмы-95 является анонимность творчества. И коллективность творчества, куда же без него. То есть, группу, которая будет снимать «фильмы Ларса фон Триера» придумал не я, а тот, кто Догму-95 провозгласил.

2. Любопытно, что в массе публикаций о Ларсе фон Триере мне почти никогда не встречались параллели с Райнером Вернером Фассбиндером, хотя ввиду идеологической и эстетической близости таковые параллели буквально напрашиваются: в плане идеологии инфантильный нигилизм Ларса фон Триера выглядит гротескной карикатурой на депрессивную мизантропию Райнера Вернера Фассбиндера. Создаётся впечатление, что существует некий негласный запрет, своего рода табу на упоминание Р.В.Фассбиндера рядом с Ларсом фон Триером. Почему?

RVF_1 Lars-1

3. А потому что сам Фассбиндер – неясность. Он был дилетант, кокаинист и истерик, но по мере роста кокаиновой зависимости, учащавшихся депрессий, нервных срывов, ухудшавшегося состояния здоровья одновременно росла его художественная продуктивность. Чем чаще Фассбандер впадал в невменяемое состояние, сопровождавшееся гомсексуальными оргиями, там чётче, интересней, ярче становились его фильмы. И тем больше он снимал, тем интенсивней работал, буквально вкалывая на съёмочной площадке по 28 часов в сутки. И такой безумный темп дряблый опухший, едва ворочающий языком кокаинист поддерживал несколько лет подряд.... Как это могло быть? Киноведы многозначительно закатывают глаза и покачивают головизной.

4. Однако загадка Фассбиндера разрешается довольно просто. Дело в том, что существует некоторое количество «фильмов Фассбиндера», подписанных не им. Это очень хорошие фильмы, в которых снималась «семья Фассбиндера», сформировавшаяся ещё во времена «Антитеатра», а музыку писал близкий его друг Пиир Рабен. Если бы под фильмами, например, «Тени ангелов» и «Нежность волков» стояла подпись РВФ, а не Даниэля Шмида и Ули Ломмеля, никто ничего не заподозрил бы. Оптика, темпоритм, сценарии и актёрские работы – на высшем фассбиндеровском уровне. Но это фильмы других режиссёров.

5. Разумеется, внутрикиношная тусовка всё прекрасно понимала и во времена РВФ и во времена ЛфТ, но именно поэтому никаких параллелей знающие люди между этими двумя кинорежиссёрами не проводят и проводить не будут.

Lars_2 rainer-werner-fassbinder

К сему могу лишь добавить, что, как бы плохо я ни относился к Фассбиндеру лично, но большинство фильмов у него замечательные, и слава его абсолютно заслуженная – кто бы ни делал в реальности «Лолу», «Третье поколение» и «Тоску Вероники Фосс» - это великое кино, и мы должны быть благодарны истерику с плохой дикцией и манией величия, сумевшему собрать такую сплочёнууную группу таких талантливых людей. А вот к продукции «Ларса фон Триера» я в лучшем случае равнодушен. Его «настоящие» фильмы эпохи «Элемента преступления» плохи, однако в них есть что-то живое, задевающее душу. Но всё, сделанное под маркой «Ларса фон Триера» начиная с «Разбивая волны» - мёртвое концептуальное кино, собранное из готовых деталек, бывших в многократном употреблении.

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Автор, вы искусства троллинга у ЛФТ учились? :)

(Deleted comment)
Ларс Фон Триер же)
Я лично считаю этого человека превосходным троллем, несмотря на то, что очень люблю его фильмы, и что такое "Догма 95" в курсе.

Сложно ответить. Может быть, дело в том, что Триер начал творить в эпоху разудалой массовой промо-культуры и краха ценностей , а Фассбиндер еще из того времени - времени почиваюшей на лаврах европейской позитивистской культуры восьмидесятых?

Я вот до Фассбиндера вообще не добрался еще. Надо будет посмотреть его фильмы, потому смогу высказать мнение.

Edited at 2013-05-31 04:35 pm (UTC)

"Я вот до Фассбиндера вообще не добрался еще" - Лучшие фильмы Фассбиндера: "Американский солдат", "Горькие слёзы Петры фон Кант", "Страх съедает душу", "Замужество Марии Браун", "Лили Марлен", "Тоска Вероники Фосс". Самый лучший фильм - "Берлин, Александерпляц". Остальное можно смотреть, если эти понравятся. Эти фильмы очень разные (это ещё мягко сказано) - по ним видно, как Фассбиндер постепенно учился делать кино, всё лучше и лучше.

"времени почиваюшей на лаврах европейской позитивистской культуры восьмидесятых" - Фигушки. Фассбиндер - воплощение кино 70-х годов в лучших и худших его проявлениях. Хотя он, умирая, переполз в 80-е, но был наследником кинокультуры предыдущего десятилетия.

Edited at 2013-05-31 04:44 pm (UTC)

"Эти фильмы очень разные (это ещё мягко сказано) - по ним видно, как Фассбиндер постепенно учился делать кино, всё лучше и лучше." - так подождите, я подумал, что из этого вы делаете вывод, что он вообще не сам многие из них снимал, нет?

"из этого вы делаете вывод" - В самом деле? Вам так кажется?

Спасибо за ''наводку'', посмотрю. Кажется, я знаком с фильмом ''Американский солдат'', надо будет обновить память.

"Американский солдат" - это ранний период, закончившийся "Предостережением святой шлюхи". Более поздние фильмы совсем не таковы.

Семидесятых, уважаемый. Се-ми-де-сятых со всеми его диско, панком и психоделик роком, буйством психоделик-культуры и вседозволенности культурной в кино. Эра первого расцвета порно...

В книге 2008 года "Ларс фон Триер: Интервью: Беседы со Стигом Бьоркманом" Райнер Вернер Фассбиндер вспоминается девять раз, доказательством чему служит 345 страница ("Указатель"). Табу на упоминание Райнера Вернера Фассбиндера рядом с Ларсом фон Триером снято.
Третий раз не вставайте.

НУ тут по второму пункту не совсем так. Фассбиндер - дитя эпохи 70-х, когда как раз самый разгул постмодернистской моды, и он, скорее всего, думал "поймать волну", ну и каком-то её хвосте, что остался в руках, тащился до 90-00-х.

Может, и так. Но сам факт стыдливого умолчания забавен. Получается, что Ларс фон Триер (то есть те, кто им манипулируют) не хочет быть копией. он хочет быть симулякром - "копией без оригинала".

Дело в конъюнктуре, мне кажется, в ветрах поиска новой идеи в пространстве пост-модернизма. Пост-модернизм быстро надоел, а фассбиендеры остались. На волне вот ренессанса постмодернизма в конце 90-х к нему присоединился фон-триер. Срубить копейку "на мутном" - весьма модный, но, тем не менее весьма социально-застрахованный риск в странах обывательского капитализма.

"Срубить копейку" - Не будьте наивны. Европа - старая и умная интриганка, породившая маккиавелизм. "Копейку рубят" в диких зелёных ебенях, типа матушки-руси, а Европа сама - золотой эталон и стоит выше денег.

Любопытно, а вы на какие-то конкретные факты опираетесь, когда говорите о том, что «Райнер Вернер Фасбиндер» – это просто такое броское имя, которым прикрывалась сплоченная команда кинотворцов? Может, даже на какие-то конкретные источники? Достаточно сюрреалистичная картина: пока известный режиссёр пачкает усы с бородой в кокаине, «команда Ф» на конспиративной студии снимает фильмы. Об этом можно было бы снять мокьюментари, стилизованное под передачи о сексуальных и политических связях между инопланетянами и йети в бермудском треугольнике.

Вы хотя бы примерно знаете, кто такой Райнер Вернер Фассбиндер, чем он замечателен и что собой представляла его "семья"? Кто такая Ингрид Кавен? Ева Маттес? Пиир Рабен, Курт Рааб? Вам эти имена что-то говорят? Я бы рекомендовал вам поинтересоваться - это поразительная история.
Впрочем, не уверен, что на русском что-то внятное о Фассбиндере публиковали.

Если в гугле набрать запрос "семья Фассбиндера", то ссылку на данную запись можно будет обнаружить на первой странице. Со стороны это, конечно, больше похоже на, скажем так, вашу личную творческую находку. Мне думается, что даже если сослаться на одну-две никому неизвестных книги (непременно на немецком), разоблачающих банду мистификаторов, то это будет выглядеть чуть убедительней, чем туманные намёки в виде перечисления нескольких имен.

Ах, гугл... Ну да, славные времена интернетовской эрудиции. Другими словами, вы ни Die Sehnsucht des Rainer Werner Fassbinder, ни Die 13 Jahre des Rainer Werner Fassbinder, ни даже Das ganz normale Chaos не читали и о них не слышали, а так, Мойша по телефону напел. И читать, само собой, не собираетесь. Да?
Это просто ахуй, назвать основные тексты по биографии Фассбиндера, написанные людьми, знавшими его лично и работавшими с ним, "никому неизвестными книгами", в конспиративных целях написанных по-немецки.
Сейчас я вас удивлю: Фассбиндер - немецкий кинорежиссёр и естественно, что мемуары и основные работы о нём написаны по немецки. Могу вас заверить, что они используют немецкий язык вовсе не для того, чтобы сбить вас с толку.
В общем, мои предположения стоят на твердой почве фактов, однако что-то мне подсказывает, что вас твёрдое обоснование не интересует, вы его всё равно оценить не в состоянии, да и желания такого у вас нет.

Edited at 2013-06-01 09:03 am (UTC)

Таки гугл виноват во всём, да. Я так смекнул: раз уж терминами вы такими оперируете ("семья Фассбиндера"), то либо это какое-то мне неизвестное устоявшееся выражение, либо ваше собственное «изобретение». А гугл, чёрт его дери, косвенно указывает на то, что к оценке творчества Фассбиндера вы и подошли, скажем так, творчески. Простая же логическая конструкция, верно? Вы так в штыки не воспринимайте, даже если и придумали всё сами, читать лично мне было интересно. Готовый сценарий, говорю же. А учитывая, что вам есть чем крыть, то и вовсе волноваться не о чем. И всё же, хотелось бы уточнить: вот в «Die Sehnsucht des Rainer Werner Fassbinder», «Die 13 Jahre des Rainer Werner Fassbinder» или даже в «Das ganz normale Chaos» можно встретить прямые указания на то, что фильмы Фассбиндера снимал не Фассбиндер? Может, какую-то цитату оттуда приведёте? Я в немецком не силён, но уж как-нибудь переведу, скопирую всё в гугл траслейтер (непременно при этом густо покраснев).

Да, и поймите правильно, уличить вас в чём-то я не пытаюсь, но раз уж вы решили высказаться об авторстве «фильмов Фассбиндера», то как-то странно ограничивать себя полунамёками. Нужно быть последовательным. Мне лично это интересно. Не настолько, чтобы прочесть три книги о далеко не самом любимом режиссёре на немецком, но интересно. Подозреваю, что и не только мне. Сами подумайте, как было бы здорово, если если вы привели бы тут какую-нибудь цитату в духе: «Пока RWF водил гей-хороводы вокруг веченозелёных пальм на Карибах, мы с Шульцем и Фрицем сняли четыре серии «Берлин, Александерплац», но об этом никто ничего не знает». Вроде и не прямое доказательство, но тут уже было бы о чём подумать. Такой козырь даже я в состоянии оценить.

Ну... если вы серьёзно спрашиваете, то выражение "семья Фассбиндера" - устоявшееся самоопределение группы, сформировавшейся вокруг него ещё в конце 60-х годов. Это те люди, которые были рядом с Фассбиндером в "антитеатре" и потом пошли с ним работать в кино. Я не знаю, что пишет о Фассбиндере и его соратниках гугл, но на русском мне встречались дивные тексты, повергавшие меня в ступор.
Сам я ничего не придумал, а частично то, что знаю, вы можете прочитать у меня в ЖЖ - несколько лет назад я написал большой, разделённый на насколько частей пост о Фассбиндере.
То, что друзья, соратники и любовники Фассбиндера, типа Курта Рааба, участвовали в создании его фильмов больше, чем принято считать, прочитывается сквозь мемуарные тексты очень отчётливо - но при этом (учтите!) сам Фассбиндер был для них пророком и кумиром в буквальном смысле слова. Они молились на него. Даже когда Ули Ломмель имитировал Фассбиндера в "Нежности волков" (замечательное кино, кстати) он не подделывал, не создавал пастиш, а "воссоздавал дух Фассбиндера", как его понимал. Полагаю, что и "Керель" создан практически без прямого участия самого Фассбиндера, пока великий режиссёр валялся в прострации на измазанных кровавыми соплями простынях отеля. Тем не менее - это фильм Фассбиндера.
Чтобы убедиться, что я прав, попробуйте всё же прочитать, хотя бы со словарём, Die Sehnsucht des Rainer Werner Fassbinder. Оно того стоит.
И ещё раз: мои рассуждения полностью понятны тем, кто действительно видел фильмы Фассбиндера и знает тот фон, на котором они создавались. Это совершенно замечательная история. Мерзкая на некоторых страницах - не без этого - но совершенно замечательная.
А чтобы полностью объяснить свою аргументацию (с ссылками, фактами и т.п.), мне пришлось бы писать целую монографию. Сами понимаете - никому такая монография не нужна.

Это ж как надо нелюбить Триера... Но спасибо, я и во второй раз тоже посмеялась) Особенно, когда про Догму заговорили.

А в году тринадцать лун.

Банду Триера под суд!

просто скажу: я не люблю фильмы Триера
:-)

спасибо за оба поста!
ich bin ganz ihre Meinung ...
imho, LvT всегда хотелось (может быть подсознательно) походить на РФ, он даже создал вокруг себя образ фрика, будучи совершенно нормальным. То ли дело искренность фильмов Фассбиндера и умение его группы воплотить замыслы в интерсное (если не сказать гениальное) кино. помню, например, какое впечатления на меня произвел "Продавец черырех времен года" в юности.
а вам что-нибудь из догмы понравилось? а то со времен мифуна не интересовался...

Ну вот в том-то и дело, в том-то и разница между Фассбиндером и фон Триером, что первого (и его "семью") сжигало желание рассказывать, высказаться как можно полнее (и потому все фильмы о разном, никаких повторений), а второй жаждет манипулировать зрителем, не более того, и поэтому все фильмы об одном и том же.
Что касается Догмы-95, то это был проект, заранее обречённый на исчезновение в течение двух-трёх лет. Это был призыв поучастновать в проекте "Ларс фон Триер", а не эстетический манифест. Даже удивительно, что пара-тройка заметных фильмов всё же появилась. Мне они совсем не понравились из-за искусственно педалируемой нервности. Мне кажется, что хорошее кино (пусть даже такое дешёвое, как "Взрыв молчания") должно свою нервность давить, загонять в бутылку, чтобы напряжение росло. А такие фильмы, как "Торжество" и "Мифуне", наоборот, всячески раскручивали эмоциональную несдержанность. Помню, у норвежцев был интересный "догматический" фильм по сюжету "Дня сурка" (название не помню), он стал бы хитом, если бы авторы не взвинчивали истерику а-ля Ларс фон Триер.

  • 1