dralexmd (dralexmd) wrote in drugoe_kino,
dralexmd
dralexmd
drugoe_kino

Categories:

Фильм А.Балабанова "Я тоже хочу": Евангельская история об Апокалипсисе души. (part4)

(part1)(part2)(part3)(part4)

Фильм, как лента жизни
Теперь остается нам соединить все в одно единое целое. Фильм, на самом деле – это разворачивающаяся лента жизни, которая начинается от самого рождения, для этого и нужны все эти долгие сцены в автомобиле, по коридорам, улицам и т.д.

Перед тем, как пойти в путь к Колокольне, они заезжают к отцу, т.е. начальная точка – детство. У подъезда стоит коляска, слышны детские голоса. Даже больше скажем – это начальный момент зачатия (вход в тесный, пещеристый, узкий и долгий коридор подъезда) и затем рождения (когда они по этому же коридору выходят, при этом Матвей отдельно со своим отцом, который его и зачал, едут в лифте). В самой квартире Матвея старый ламповый бардиольник[2], как напоминание о далеком детстве. Т.е. фильм рассказывает о пути души от самого рождения до самой смерти.

Но мир сам начинается не с рождения души. До рождения души, что-то еще было. Что же было вначале?

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

(Иоан.1:1-4)

С Бога все начинается – Он есть жизнь, Он есть свет, Он есть Любовь.

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.

8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

(1Иоан.4:7-10)

Но человек должен вначале принять этот свет, услышать зов Бога, ибо:

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

(Рим.10:17)

И поэтому фильм начинается с ночных трущоб, трущоб царствия греха в котором мы все живем, в котором происходят убийства, блуд, воровство, педерастия, разврат и т.д., и вот в этом царствии греха, идет проповедь о Свете, о Жизни - по телевизору, в баре, Мальчик рассказывает о Счастье:

«Эта планета вне нашей системы, она очень большая, на ней есть вода и жизнь, а еще на ней есть Счастье».

Это Евангельская проповедь Христа:

48 Я есмь хлеб жизни.

(Иоан.6:48)

14 кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

(Иоан.4:14)

Но, как только зашла о Счастье, бармен тут же переключает канал, как и 2000 лет назад, когда Понтий Пилат, задав вопрос Христу, тут же отвернулся от Него, не дожидаясь ответа, т.к. не нуждался в нем:

38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к  (Иоан.18:38)

И вот когда люди задаются вопросом, или их спрашивают, в чем смысл жизни, они что отвечают? Правильно, в основном – семья, дети и т.д., но только не Бог, от которого все это и зависит. И по телевизору в баре, нам преподносят именно такую подмену:

(Сцена из фильма):

- Лиля! Будь моей женой! Выходи за меня замуж!

- Я говорю: «Да!»

Но главная свадьба в жизни человека – это свадьба души с Богом. Жених есть Христос , а душа - Его невеста, чья взаимная любовь особо воспета в книге Писания «Песня песней».

«Невеста – христианская душа – желает, чтобы Бог лобзал ее лобзаньем уст своих, то есть, чтобы Бог встретился с ней лицом к лицу. Душа желает, чтобы Бог не через тени, не через кого-то из посредников общался с нею, но чтобы лобзанье Его уст, то есть слово Его, выходящее из Его уст, прекраснейший поцелуй, оно пришло к лицу ее, чтобы она могла встретиться с Ним и стать одним целым». о.Даниил Сысоев, [12](толк. на (Песн.1:1))

Но вернемся к нашим героям, которые уже приняли проповедь, и знают, где находится Счастье и в каком направлении двигаться. Все православные знают, что когда человек становится на путь к Богу, его тут же поджидают неприятности, т.к. противник, древний враг человечества – сатана (или как его называю «лохматым») не дремлет. Как компания тронулась четко в путь к Колокольне, то они тут же чуть не попали в аварию. За рулем проехавшей иномарки была женщина, а падение человечества началось именно с Евы.

Нет до этого, вначале они все-таки заехали в «магазин». А потом на протяжении всего фильма, компания глушит водку из горла без всякой закуски. Очень странное действие, как-то они упорно и упорно, как последние алкоголики пьют эту водку, и при этом, вроде бы, и не пьянеют. Долго не мог понять смысл сего действия. Обратим внимание на мелочи и вернемся опять к началу фильма – в бане Бандит говорит о той аномальной зоне в которую они направляются :



«Там произошло, какое-то сильнейшей электромагнитное излучение, и все погибло. Территория там небольшая, но много лет уже зима – ядерная зима. Чудовищная радиация. А в центре Колокольня, она людей забирает, но говорят не всех».

Колокольня дает Счастье, а кого не забирает, тот умирает,  значит  зона с чудовищной радиацией вокруг Колокольни - это зона смерти, и не просто смерти, а вечной мерзлоты - тотальная окончательная смерть в аду.

Также в ключевой сцене у костра в самой зоне происходит разговор:

Бандит: Алкоголь понижает уровень радиации в крови.

Матвей: А ты по чем знаешь?

Бандит: Говорят. А ты че наезжаешь?!

Итак, аномальная зона – это зона смерти, радиация –  это то, что медленно убивает, т.е. это сама смерть, время, которой мы подвластны, и которая неумолима действует на нас и тело под ее действием постепенно тлеет и тлеет. Очень яркий образ, интересная сценарная находка  в этом контексте сравнить радиацию со смертью или, точнее, со временем.

И вот, извечная проблема человечества – или победить смерть, найти эликсир молодости, или забыться и совсем забыть о времени, забыть о смерти, и делать вид, что не замечаешь ее, и это не касается тебя, во всяком случае в данный конкретный момент.

И если эликсир молодости за столько тысяч лет так и не открыли, то лучший заменитель этого эликсира – конечно же водка: «Алкоголь понижает уровень радиации в крови». Это все, что создает видимость жизнь – развлечения, веселия, пьянство, разврат. У человека возникает ощущение, что он живет, и что у него все «all right». А где водку достать? Правильно – в магазине. А кто стоит за магазином? кто управляющий? Правильно – лохматый, которого мы ни разу не видели в фильме, как и Бога, но он незримо постоянно присутствует, как и Бог – идет тотальная война за души людей.

И вот Матвей проиграл в этой войне, он выбрал «магазин» (последняя остановка у костра), а не Колокольню, закопав прямо перед магазином себя и самого отца, выбрав простой символический колокол, вместо Колокольни Вечности (приглядитесь внимательно к сцене - режиссер ее скрупулезно выстроил и чтобы надпись "магазин" хорошо читалась).

Хочется отметить, что в городе еще есть аптеки, и вот, Музыкант, вначале заходит в аптеку и покупает за 34 рубля пихтовое масло для парилки. Честно, что именно  имел в виду Алексей Балабанов под пихтовым маслом  трудно понять. Ясно, что в аптеку идут за лекарствами, а в фильме главное лекарство – это Христос, поэтому пихтовое масло, может быть созвучно смирне, которую принесли волхвы новорожденному Младенцу Иисусу. Хотя в этом случае, логичнее было, если бы он взял полынное масло, но пихта, также горька на вкус, к тому же имеет иголки, которые могут символизировать терновый венок Спаситель, через страдания Которого, мы и излечиваемся. Музыкант несколько раз предлагала Бандиту пихтовое масло в бане. Баня, это Церковь, в которой душа очищается:

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

(Еф.5:25-27)

Т.е. пихтовое масло, оно в первую очередь, для излечения души:

14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

(Иак.5:14,15)

И как можно догадываться, Бандит так и не воспользовался этим лекарством.

Вот и вся история о пути нескольких душ к Богу – кто не обрящет путь, и не придет к Богу, тот просто мертвец и лежит в вечной мерзлоте:

«Человек без Бога - абсолютно ненужное никому существо, которое живет непонятно зачем, непонятно зачем ест, пьет, размножается, помирает, которое в землю закапывают.

Был человек, и непонятно зачем жил. Говорят: напрасно прожитая жизнь. Так и получается без Бога. Какой смысл во всей его жизни? Никакого!

Много разных смыслов выдумывают себе люди, говорят: ради потомков. Но если твой потомок такой же, какая разница?... Жить [без Бога] абсолютно бессмысленно, а разве это не так? Ведь земные цели тленны. Они все исчезают и распадаются....Ради имущества жить бессмысленно, потому что имущество часто и до смерти не доживает. Ради детей жить бессмысленно, потому что дети тоже смертны.

Всё в этом мире смертно и тленно, лишь Бог бессмертный и нетленный может дать нам возможность расцвести для нетления». О.Даниил Сысоев.

Послесловие: Алексей Балабанов и Андрей Тарковский. Мистика фильмов «Я тоже хочу» и «Солярис»
 Вначале предполагал, что этот раздел будет в введении, но потом решил не утруждать читателя и так слишком большим повествованием, поэтому перенес в послесловии.

Хочется сказать в общем о самом фильме и в частности, о его мистике.  Просто нельзя не провести параллели между фильмом «Я тоже» и творчеством Андрея Тарковского. Такое ощущение, что Алексей Балабанов просто сделал ремейк «Сталкера» (группа интеллигентов направляется к таинственной закрытой зоне , в которой находится комната исполнения желания), но на современный лад. Также чем-то схожие сцены движения в автомобиле со знаменитым длительным проездом по улицам мегаполиса в фильме Андрея Тарковского «Солярис».

Фильм Алексея Балабанова, все же намного слабее и проще «Сталкера», в принципе, это можно и  понять – «Сталкер» это детище, которое могло быть мучительно рождено только в таком тоталитарном  обществе, как «совок». Думаю, «Я тоже хочу» все-таки рассчитан на богему, которая может созреет, чтобы повернуться лицом к Колокольне. Нынешнее поколение, выращенное на «кашке» современного телевидения и киноиндустрии, с трудом может переварить «грубую» пищу Андрея Тарковского, и поэтому вызрело, точнее давно назрело,  «молоко» Алексея Балабанова, разговаривать о том, же но на другом, более легком и понятном языке:

«Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские». (1Кор.3:2,3)

Ремейк или не ремейк, но фильмы не могли не быть похожими, т.к. в основу обоих творений была заложен Евангельская проповедь, Сам Евангельский камень – т.е. Христос, но что еще общего у фильмов – так это мистика, которая окружает эти киноленты и их авторов:

- в фильме «Сталкер» есть кадр, где проплывает листок из отрывного календаря с датой смерти Андрея Тарковского. В фильме, «Я тоже хочу», созданном в 2012г , можно сказать, что режиссер также предсказал свою смерть – когда группа греется ночью у магазина, Матвей говорит: «всего равно, через год умирать». Чуть позже на этом опять акцентируется внимание;

- также это последний фильм Алексея Балабанова, в котором он буквально снял свою смерть;

- многие фильма Алексея Балабанова, как и фильмы Андрея Тарковского, преследовали какие-то мистические и трагические истории, связанные со смертью актеров, и изменению планов по съемкам фильмов [1];

- как уже отмечал выше выбор церквей для съемки фильма – возможно это сознательный выбор, но может и нет. Есть предположение, что церковь привлекла внимание именно чудесами, которые там происходят – т.е. сам храм, или точнее Бог, привел Алексея именно на это место, хотя все в этом мире творится по Божьему промыслу [13];

- после выхода на экран «Сталкера» все считали, что Андрей Тарковский пророчествовал взрыв на Чернобыльской АЭС, и хотя в фильме ничего не сказано об этом, но у всех аномальная зона А.Тарковского ассоциируется именно с этим. Весь фильм постоянно упоминается какая-то катастрофа в 4м бункере – и потом авария в Чернобыле произошла именно в 4-м блоке. Не знаю, знал ли об этом Алексей Балабанов, но его герой Матвей тоже лежал в 4-м боксе (на регистратуре Бандиту говорят).

Мог ли обойтись режиссер без этой сцены в фильме, или он ее специально включил именно для этой фразы: «Он в 4-м боксе», или опять мистика – не знаю. Но знаю, что в этом мире нет ничего случайного. Если фильм Андрея Тарковского сулил Чернобыльскую аварию, тогда что сулит нам фильм Алексея Балабанова, если сам Матвей – суть апостол Матфей, не хочет идти к Колокольне и остается в вечной мерзлоте, то это можно воспринимать, как окончательную катастрофу – Апокалипсис. Апокалипсис души.

P.S. Вообще детально изучая всю нелегкую историю создания «Сталкера», у меня было неотступное ощущение, что Сам Бог снял этот фильм, т.к. он задумывался изначально совсем иначе. Но это уже другая история.


[2]Так в Молдавии (на родине автора заметки) называют старые ламповые радиоприёмники;

(с) Дрэничеру Александр


(part1)(part2)(part3)(part4)

21 мая 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com


Библиография

[1]  Комсомольская Правда: Коллеги об Алексее Балабанове: «У него за все болело сердце». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/online/news/1441738/ (дата обращения: 21.05.2013)

[2]  Алексей Балабанов начал поиски Колокольни Счастья. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinopoisk.ru/news/1832738/ (дата обращения: 20.05.2013)

[3]  Св.Иоанн Златоуст: Толкование на святого евангелиста Матфея : Книга 1,2, Т.7. в собр.:  Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1).

[4]  блаженный Феофилакт Болгарский: Святое Евангелие от Матфея с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. блаженный Феофилакт Болгарский — М : Изд. дом "Новая кн.", 1996.

[5]  Б.Геце; Торрей, Р.А. (Mitarb.): Библейский словарь. Б.Геце — Б. м : Б. и, Б г.

[6]  Вихлянцев, В. П.: Библейский словарь //К русской канонической Библии : версия 25.11.2010// . Вихлянцев, В. П. — Москва : Сам полиграфист, 2010.

[7]  Св.Тихон Задонский: Об истинном христианстве, кн. 1: Приготовление к мудрости христианской: о грехах и добродетелях. Св.Тихон Задонский, 2011.

[8]  Сайт: "Взрослые дети алкоголиков (ВДА)": Молитва на все времена. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detki-v-setke.ru/txt/index.php/t814.html (дата обращения: 21.05.2013)

[9]  блаженный Феофилакт Болгарский: Святое Евангелие от Луки с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. блаженный Феофилакт Болгарский — М : Изд. дом "Новая кн.", 1997.

[10]        Вечерняя Москва: Алексей Балабанов: "Я хочу в рай, чтобы встретиться со своим папой". [Электронный ресурс]. URL: http://www.vmdaily.ru/news/2013/05/18/aleksej-bababanov-ya-hochu-v-raj-chtobi-vstretitsya-so-svoim-papoj-196790.html (дата обращения: 21.05.2013)

[11]        Комсомольская Правда в Твери: Алексей Балабанов превратил Тверскую область в аномальную зону. [Электронный ресурс]. URL: http://tver.kp.ru/daily/25844/2815870/ (дата обращения: 21.05.2013)

[12]        о.Даниил Сысоев: Беседы на книгу Песнь песней. о.Даниил Сысоев — Москва : Христианская книга, 2010.

[13]        ТВ Русский Север: Фильм А. Балабанова «Я тоже хочу» //Чудеса храма, в котором снимали фильм// . [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lWcy14YUFrw (дата обращения: 21.05.2013)


(part1)(part2)(part3)(part4)
21 мая 2013г

"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com
Tags: Алексей Балабанов, Я тоже хочу
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments