Фильм, как лента жизни
Теперь остается нам соединить все в одно единое целое. Фильм, на самом деле – это разворачивающаяся лента жизни, которая начинается от самого рождения, для этого и нужны все эти долгие сцены в автомобиле, по коридорам, улицам и т.д.
Перед тем, как пойти в путь к Колокольне, они заезжают к отцу, т.е. начальная точка – детство. У подъезда стоит коляска, слышны детские голоса. Даже больше скажем – это начальный момент зачатия (вход в тесный, пещеристый, узкий и долгий коридор подъезда) и затем рождения (когда они по этому же коридору выходят, при этом Матвей отдельно со своим отцом, который его и зачал, едут в лифте). В самой квартире Матвея старый ламповый бардиольник[2], как напоминание о далеком детстве. Т.е. фильм рассказывает о пути души от самого рождения до самой смерти.
Но мир сам начинается не с рождения души. До рождения души, что-то еще было. Что же было вначале?
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
(Иоан.1:1-4)
С Бога все начинается – Он есть жизнь, Он есть свет, Он есть Любовь.
7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
(1Иоан.4:7-10)
Но человек должен вначале принять этот свет, услышать зов Бога, ибо:
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:17)
И поэтому фильм начинается с ночных трущоб, трущоб царствия греха в котором мы все живем, в котором происходят убийства, блуд, воровство, педерастия, разврат и т.д., и вот в этом царствии греха, идет проповедь о Свете, о Жизни - по телевизору, в баре, Мальчик рассказывает о Счастье:
«Эта планета вне нашей системы, она очень большая, на ней есть вода и жизнь, а еще на ней есть Счастье».
Это Евангельская проповедь Христа:
48 Я есмь хлеб жизни.
(Иоан.6:48)
14 кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
(Иоан.4:14)
Но, как только зашла о Счастье, бармен тут же переключает канал, как и 2000 лет назад, когда Понтий Пилат, задав вопрос Христу, тут же отвернулся от Него, не дожидаясь ответа, т.к. не нуждался в нем:
38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к (Иоан.18:38)
И вот когда люди задаются вопросом, или их спрашивают, в чем смысл жизни, они что отвечают? Правильно, в основном – семья, дети и т.д., но только не Бог, от которого все это и зависит. И по телевизору в баре, нам преподносят именно такую подмену:
(Сцена из фильма):
- Лиля! Будь моей женой! Выходи за меня замуж!
- Я говорю: «Да!»
Но главная свадьба в жизни человека – это свадьба души с Богом. Жених есть Христос , а душа - Его невеста, чья взаимная любовь особо воспета в книге Писания «Песня песней».
«Невеста – христианская душа – желает, чтобы Бог лобзал ее лобзаньем уст своих, то есть, чтобы Бог встретился с ней лицом к лицу. Душа желает, чтобы Бог не через тени, не через кого-то из посредников общался с нею, но чтобы лобзанье Его уст, то есть слово Его, выходящее из Его уст, прекраснейший поцелуй, оно пришло к лицу ее, чтобы она могла встретиться с Ним и стать одним целым». о.Даниил Сысоев, [12](толк. на (Песн.1:1))
Но вернемся к нашим героям, которые уже приняли проповедь, и знают, где находится Счастье и в каком направлении двигаться. Все православные знают, что когда человек становится на путь к Богу, его тут же поджидают неприятности, т.к. противник, древний враг человечества – сатана (или как его называю «лохматым») не дремлет. Как компания тронулась четко в путь к Колокольне, то они тут же чуть не попали в аварию. За рулем проехавшей иномарки была женщина, а падение человечества началось именно с Евы.
Нет до этого, вначале они все-таки заехали в «магазин». А потом на протяжении всего фильма, компания глушит водку из горла без всякой закуски. Очень странное действие, как-то они упорно и упорно, как последние алкоголики пьют эту водку, и при этом, вроде бы, и не пьянеют. Долго не мог понять смысл сего действия. Обратим внимание на мелочи и вернемся опять к началу фильма – в бане Бандит говорит о той аномальной зоне в которую они направляются :
«Там произошло, какое-то сильнейшей электромагнитное излучение, и все погибло. Территория там небольшая, но много лет уже зима – ядерная зима. Чудовищная радиация. А в центре Колокольня, она людей забирает, но говорят не всех».
Также в ключевой сцене у костра в самой зоне происходит разговор: Бандит: Алкоголь понижает уровень радиации в крови. Матвей: А ты по чем знаешь? Бандит: Говорят. А ты че наезжаешь?! И вот, извечная проблема человечества – или победить смерть, найти эликсир молодости, или забыться и совсем забыть о времени, забыть о смерти, и делать вид, что не замечаешь ее, и это не касается тебя, во всяком случае в данный конкретный момент. И если эликсир молодости за столько тысяч лет так и не открыли, то лучший заменитель этого эликсира – конечно же водка: «Алкоголь понижает уровень радиации в крови». Это все, что создает видимость жизнь – развлечения, веселия, пьянство, разврат. У человека возникает ощущение, что он живет, и что у него все «all right». А где водку достать? Правильно – в магазине. А кто стоит за магазином? кто управляющий? Правильно – лохматый, которого мы ни разу не видели в фильме, как и Бога, но он незримо постоянно присутствует, как и Бог – идет тотальная война за души людей. И вот Матвей проиграл в этой войне, он выбрал «магазин» (последняя остановка у костра), а не Колокольню, закопав прямо перед магазином себя и самого отца, выбрав простой символический колокол, вместо Колокольни Вечности (приглядитесь внимательно к сцене - режиссер ее скрупулезно выстроил и чтобы надпись "магазин" хорошо читалась). Хочется отметить, что в городе еще есть аптеки, и вот, Музыкант, вначале заходит в аптеку и покупает за 34 рубля пихтовое масло для парилки. Честно, что именно имел в виду Алексей Балабанов под пихтовым маслом трудно понять. Ясно, что в аптеку идут за лекарствами, а в фильме главное лекарство – это Христос, поэтому пихтовое масло, может быть созвучно смирне, которую принесли волхвы новорожденному Младенцу Иисусу. Хотя в этом случае, логичнее было, если бы он взял полынное масло, но пихта, также горька на вкус, к тому же имеет иголки, которые могут символизировать терновый венок Спаситель, через страдания Которого, мы и излечиваемся. Музыкант несколько раз предлагала Бандиту пихтовое масло в бане. Баня, это Церковь, в которой душа очищается: 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (Еф.5:25-27) 14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. (Иак.5:14,15) Вот и вся история о пути нескольких душ к Богу – кто не обрящет путь, и не придет к Богу, тот просто мертвец и лежит в вечной мерзлоте: «Человек без Бога - абсолютно ненужное никому существо, которое живет непонятно зачем, непонятно зачем ест, пьет, размножается, помирает, которое в землю закапывают. Был человек, и непонятно зачем жил. Говорят: напрасно прожитая жизнь. Так и получается без Бога. Какой смысл во всей его жизни? Никакого! Много разных смыслов выдумывают себе люди, говорят: ради потомков. Но если твой потомок такой же, какая разница?... Жить [без Бога] абсолютно бессмысленно, а разве это не так? Ведь земные цели тленны. Они все исчезают и распадаются....Ради имущества жить бессмысленно, потому что имущество часто и до смерти не доживает. Ради детей жить бессмысленно, потому что дети тоже смертны. Всё в этом мире смертно и тленно, лишь Бог бессмертный и нетленный может дать нам возможность расцвести для нетления». О.Даниил Сысоев.
Хочется сказать в общем о самом фильме и в частности, о его мистике. Просто нельзя не провести параллели между фильмом «Я тоже» и творчеством Андрея Тарковского. Такое ощущение, что Алексей Балабанов просто сделал ремейк «Сталкера» (группа интеллигентов направляется к таинственной закрытой зоне , в которой находится комната исполнения желания), но на современный лад. Также чем-то схожие сцены движения в автомобиле со знаменитым длительным проездом по улицам мегаполиса в фильме Андрея Тарковского «Солярис». Фильм Алексея Балабанова, все же намного слабее и проще «Сталкера», в принципе, это можно и понять – «Сталкер» это детище, которое могло быть мучительно рождено только в таком тоталитарном обществе, как «совок». Думаю, «Я тоже хочу» все-таки рассчитан на богему, которая может созреет, чтобы повернуться лицом к Колокольне. Нынешнее поколение, выращенное на «кашке» современного телевидения и киноиндустрии, с трудом может переварить «грубую» пищу Андрея Тарковского, и поэтому вызрело, точнее давно назрело, «молоко» Алексея Балабанова, разговаривать о том, же но на другом, более легком и понятном языке: «Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские». (1Кор.3:2,3) Ремейк или не ремейк, но фильмы не могли не быть похожими, т.к. в основу обоих творений была заложен Евангельская проповедь, Сам Евангельский камень – т.е. Христос, но что еще общего у фильмов – так это мистика, которая окружает эти киноленты и их авторов: - в фильме «Сталкер» есть кадр, где проплывает листок из отрывного календаря с датой смерти Андрея Тарковского. В фильме, «Я тоже хочу», созданном в 2012г , можно сказать, что режиссер также предсказал свою смерть – когда группа греется ночью у магазина, Матвей говорит: «всего равно, через год умирать». Чуть позже на этом опять акцентируется внимание; - также это последний фильм Алексея Балабанова, в котором он буквально снял свою смерть; - многие фильма Алексея Балабанова, как и фильмы Андрея Тарковского, преследовали какие-то мистические и трагические истории, связанные со смертью актеров, и изменению планов по съемкам фильмов [1]; - как уже отмечал выше выбор церквей для съемки фильма – возможно это сознательный выбор, но может и нет. Есть предположение, что церковь привлекла внимание именно чудесами, которые там происходят – т.е. сам храм, или точнее Бог, привел Алексея именно на это место, хотя все в этом мире творится по Божьему промыслу [13]; - после выхода на экран «Сталкера» все считали, что Андрей Тарковский пророчествовал взрыв на Чернобыльской АЭС, и хотя в фильме ничего не сказано об этом, но у всех аномальная зона А.Тарковского ассоциируется именно с этим. Весь фильм постоянно упоминается какая-то катастрофа в 4м бункере – и потом авария в Чернобыле произошла именно в 4-м блоке. Не знаю, знал ли об этом Алексей Балабанов, но его герой Матвей тоже лежал в 4-м боксе (на регистратуре Бандиту говорят). Мог ли обойтись режиссер без этой сцены в фильме, или он ее специально включил именно для этой фразы: «Он в 4-м боксе», или опять мистика – не знаю. Но знаю, что в этом мире нет ничего случайного. Если фильм Андрея Тарковского сулил Чернобыльскую аварию, тогда что сулит нам фильм Алексея Балабанова, если сам Матвей – суть апостол Матфей, не хочет идти к Колокольне и остается в вечной мерзлоте, то это можно воспринимать, как окончательную катастрофу – Апокалипсис. Апокалипсис души. |
[2]Так в Молдавии (на родине автора заметки) называют старые ламповые радиоприёмники;
(с) Дрэничеру Александр
Библиография
[1] Комсомольская Правда: Коллеги об Алексее Балабанове: «У него за все болело сердце». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/online/news/1441738/ (дата обращения: 21.05.2013)
[2] Алексей Балабанов начал поиски Колокольни Счастья. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinopoisk.ru/news/1832738/ (дата обращения: 20.05.2013)
[3] Св.Иоанн Златоуст: Толкование на святого евангелиста Матфея : Книга 1,2, Т.7. в собр.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1).
[4] блаженный Феофилакт Болгарский: Святое Евангелие от Матфея с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. блаженный Феофилакт Болгарский — М : Изд. дом "Новая кн.", 1996.
[5] Б.Геце; Торрей, Р.А. (Mitarb.): Библейский словарь. Б.Геце — Б. м : Б. и, Б г.
[6] Вихлянцев, В. П.: Библейский словарь //К русской канонической Библии : версия 25.11.2010// . Вихлянцев, В. П. — Москва : Сам полиграфист, 2010.
[7] Св.Тихон Задонский: Об истинном христианстве, кн. 1: Приготовление к мудрости христианской: о грехах и добродетелях. Св.Тихон Задонский, 2011.
[8] Сайт: "Взрослые дети алкоголиков (ВДА)": Молитва на все времена. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detki-v-setke.ru/txt/index.php/t814.html (дата обращения: 21.05.2013)
[9] блаженный Феофилакт Болгарский: Святое Евангелие от Луки с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. блаженный Феофилакт Болгарский — М : Изд. дом "Новая кн.", 1997.
[10] Вечерняя Москва: Алексей Балабанов: "Я хочу в рай, чтобы встретиться со своим папой". [Электронный ресурс]. URL: http://www.vmdaily.ru/news/2013/05/18/aleksej-bababanov-ya-hochu-v-raj-chtobi-vstretitsya-so-svoim-papoj-196790.html (дата обращения: 21.05.2013)
[11] Комсомольская Правда в Твери: Алексей Балабанов превратил Тверскую область в аномальную зону. [Электронный ресурс]. URL: http://tver.kp.ru/daily/25844/2815870/ (дата обращения: 21.05.2013)
[12] о.Даниил Сысоев: Беседы на книгу Песнь песней. о.Даниил Сысоев — Москва : Христианская книга, 2010.
[13] ТВ Русский Север: Фильм А. Балабанова «Я тоже хочу» //Чудеса храма, в котором снимали фильм// . [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lWcy14YUFrw (дата обращения: 21.05.2013)
(part1)(part2)(part3)(part4)
21 мая 2013г
Community Info