Про что кино: столяр Антон (Тоно) - такой, знаете, тюха-матюха, подкаблучник, щуплый невзрачный мужичонка, затюканный тщеславной бой-бабой. А на дворе-то 1942 год и марионеточное фашисткое государство Первая Словацкая республика. Родственник Тоно, ловкий парень и какой-то там словацкий мелкий фюрер (а Тоно на него злой - они когда-то чье-то наследство не поделили) с барского плеча отжалел горемыке-столяру магазинчик галантереи на городской площади в безраздельное пользование (вот так по-нашему, по-славянски!) вместе с еврейской бабушкой, бывшей владелицей лавки. Еврейская бабушка оказалась слепенькой и глухенькой одинокой женщиной, а магазин - абсолютно нерентабельным. К городу подгоняют составы из красных телячьих вагонов, пока еще пустых...
Это фильм о том, как важно быть собой - в любых обстоятельствах, и о том, как для главного героя измена самому себе оказалась несовместимой с жизнью.
Почему смотреть: исключительные актерские работы - все играют великолепно, но актерский дуэт Йозеф Кронер (Тоно) - Ида Каминска (старушка пани Лаутман) - это просто фантастика! Трагизм сценария скрашен малой толикой славянского юмора, сродни "Бравому солдату Швейку", но не так брутально. И.Кроннер, пародирующий Гитлера (сцена семейной вечеринки), переплюнул Чарли Чаплина. Классическая, вдумчивая, без выкрутасов и самовыражалова, кинорежиссура. Операторская работа хороша, но монтаж выше всяких похвал. Аскетичный саундтрек в стиле музыкального авангарда (в СССР подобную музыку писал А.Шнитке) создает особенное настроение фильма. "Золотой глобус" (1965г.) — «Лучший фильм на иностранном языке», "Оскар" (1966г.) — «Лучший фильм на иностранном языке», Специальная премия на Каннском кинофестивале (1966г.) .
Резюме: Фильм предвосхитил такие знаковую картину, как "Пролетая над гнездом кукушки"(схожи по проблематике морального выбора и стилю режиссуры - и М.Форман и авторы "Магазина на площади" - представители т.н. "Пражской школы"). Некоторое влияние, как мне кажется, оказал этот фильм и на С.Спилберга и его "Список Шиндлера". А в целом, это незаслуженно забытый шедевр эпохи "золотых шестидесятых" в европейском кино.
Community Info