alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Categories:

Человек с золотой рукой

Сегодня – день рождения Сола Басса (Saul Bass, 1920-1996), одного из величайших художников ХХ века, впрочем, не знаю, считал ли он себя художником, поскольку всю жизнь совершенно сознательно оставался в области прикладного дизайна, создавая плакаты, логотипы и анимированные титры для различных фильмов.

saul-bass-1 Saul-Bass saul-bass-2

Я преклоняюсь перед скромным величием творччества этого человека.
Своего «Оскара» в 1968 году он получил за короткометражную документашку «Почему люди творят», но в истории искусства он остался как мастер нефигуративной анимации, довёдший идеи Фишингера, Рутмана, Цехановского и Мак-Ларена до немыслимого совершенства. Он делал титры для фильмов Преминджера, Олдритча, Билли Уальдера, Кубрика, Хичкока и Мартина Скорсезе, и эти краткие, функциональные фрагменты больших фильмов – одно из высших достижений мировой анимации!

saul-bass-1960-psycho-title-sequence 1

Титры «Психо» с музыкой Херманна являются, по сути, абсолютным кино, безупречным шедевром, от красоты ритма которого перехватывает дыхание. Одного этого фрагмента было бы достаточно, чтобы навсегда остаться в истории искусства, но Сол Басс однажды сделал целый художественный фильм в качестве режиссёра.

saul-bass-1960-psycho-title-sequence 3

Я уже не раз упоминал об этом - Phase IV, 1974 года, один из немногих фильмов, которые можно было бы с полным правом назвать «научно-фантастическими».

phase_iv-31 phase-iv

Фильм с тремя актёрами и несменяемой декорацией в пустыне Аризоны, где наблюдающие за космическими феноменами астрофизики оказываются объектами экспериментов мутировавших муравьёв, обретших подобие разума и быстро создающих свою цивилизацию, не имеющую ничего общего с цивилизацией людей... Напряжённое кино, полное саспенса, выстроенное строго, скупо, с жёсткой каллиграфией, оно не вызвало абсолютно никакого резонанса ни у критики ни у массового зрителя. Для ценителей авангарда оно было слишком увлекательным и понятным, для поклонников ужасов в нём было маловато спецэффектов... Вернее, до финального эпизода спецэффектов там нет вовсе, а этот феерический, захватывающий дух финал ещё был и перемонтирован Солом Бассом, убравшим откровенно сюрреалистические образы, потоком обрушивающиеся на зрителя, и оставившим лишь то, что необходимо для понимания – перфекционизм, доходящий до аскетизма.

phase-iv-title-sequence phase_iv_cover

В общем, Phase IV оказалась фильмом не для всех, а последовавшее со второй половины 70-х массовое поглупление кинопублики и вовсе отодвинуло единственный полнометражный шедевр Сола Басса в дальний уголок полочки культового кино.
Я не знаю, встанет ли когда-нибудь этот любимый мною фильм на достойное его место. Но то, что Phase IV оказалась эстетическим и интеллектуальным прорывом в будущее (увы, не состоявшееся), это несомненно.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments