Top.Mail.Ru
? ?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Человек с золотой рукой
Alex_P
alexander_pavl wrote in drugoe_kino
Сегодня – день рождения Сола Басса (Saul Bass, 1920-1996), одного из величайших художников ХХ века, впрочем, не знаю, считал ли он себя художником, поскольку всю жизнь совершенно сознательно оставался в области прикладного дизайна, создавая плакаты, логотипы и анимированные титры для различных фильмов.

saul-bass-1 Saul-Bass saul-bass-2

Я преклоняюсь перед скромным величием творччества этого человека.
Своего «Оскара» в 1968 году он получил за короткометражную документашку «Почему люди творят», но в истории искусства он остался как мастер нефигуративной анимации, довёдший идеи Фишингера, Рутмана, Цехановского и Мак-Ларена до немыслимого совершенства. Он делал титры для фильмов Преминджера, Олдритча, Билли Уальдера, Кубрика, Хичкока и Мартина Скорсезе, и эти краткие, функциональные фрагменты больших фильмов – одно из высших достижений мировой анимации!

saul-bass-1960-psycho-title-sequence 1

Титры «Психо» с музыкой Херманна являются, по сути, абсолютным кино, безупречным шедевром, от красоты ритма которого перехватывает дыхание. Одного этого фрагмента было бы достаточно, чтобы навсегда остаться в истории искусства, но Сол Басс однажды сделал целый художественный фильм в качестве режиссёра.

saul-bass-1960-psycho-title-sequence 3

Я уже не раз упоминал об этом - Phase IV, 1974 года, один из немногих фильмов, которые можно было бы с полным правом назвать «научно-фантастическими».

phase_iv-31 phase-iv

Фильм с тремя актёрами и несменяемой декорацией в пустыне Аризоны, где наблюдающие за космическими феноменами астрофизики оказываются объектами экспериментов мутировавших муравьёв, обретших подобие разума и быстро создающих свою цивилизацию, не имеющую ничего общего с цивилизацией людей... Напряжённое кино, полное саспенса, выстроенное строго, скупо, с жёсткой каллиграфией, оно не вызвало абсолютно никакого резонанса ни у критики ни у массового зрителя. Для ценителей авангарда оно было слишком увлекательным и понятным, для поклонников ужасов в нём было маловато спецэффектов... Вернее, до финального эпизода спецэффектов там нет вовсе, а этот феерический, захватывающий дух финал ещё был и перемонтирован Солом Бассом, убравшим откровенно сюрреалистические образы, потоком обрушивающиеся на зрителя, и оставившим лишь то, что необходимо для понимания – перфекционизм, доходящий до аскетизма.

phase-iv-title-sequence phase_iv_cover

В общем, Phase IV оказалась фильмом не для всех, а последовавшее со второй половины 70-х массовое поглупление кинопублики и вовсе отодвинуло единственный полнометражный шедевр Сола Басса в дальний уголок полочки культового кино.
Я не знаю, встанет ли когда-нибудь этот любимый мною фильм на достойное его место. Но то, что Phase IV оказалась эстетическим и интеллектуальным прорывом в будущее (увы, не состоявшееся), это несомненно.


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Очень интересно. Но согласитесь, что плакат к фильму (с рукой) похож на эпизод из фильма "Андалузский пес".

Сам режиссёр к этому плакату прямого отношения не имеет - это так прокатчики "увидели" фильм в безнадёжной попытке привлечь внимание зрителя. Но укус в ладонь в сюжете фильма наличествует. Басс, конечно же, фильм Бунюэля и Дали видел.

Edited at 2013-05-08 10:51 am (UTC)

Спасибо. Надо фильм посмотреть.
"День, когда Земля превратилась в кладбище". Сейчас такое сплошь и рядом, а тогда, наверное, это было в новинку.

В "Phase IV" Земля вовсе не превращается в кладбище. Посыл фильма гораздо более страшный.

Это я так афишу к фильму с рукой перевела.
Вы столько фильмов знаете и режиссеров, что я чувствую себя дурочкой. Вы про Басса, а я знаю только Брасса.

Тинто Брасс хороший, только немножечко в другом жанре.

Про жанр понятно, - просто фамилии похожи. И помнится его признали худшим режиссером всех времен и народов.

Пардон, но автора таких фильмов как "Запыхавшись", "Салон Китти", "Калигула" и "Закусочная "Будапешт" уж никак нельзя назвать "худшим режиссёром всех времён и народов".

"оказываются объектами экспериментов мутировавших муравьёв, обретших подобие разума и быстро создающих свою цивилизацию, не имеющую ничего общего с цивилизацией людей"
Да, это любопытно. Недавно австралийцы, кажется, сняли неплохой хоррор на эту тему.
(А тема, в принципе, поднималась и у Саймака, и у Лема.)

Ну, в литературе можно вспомнить не только Лема и Саймака, но и Херберта с "Ульем Хеллстрома", а в кино - мокументари "Хроники Хеллстрома". Тем не менее фильм Басса оригинален.

  • 1