starcinemaclub (starcinemaclub) wrote in drugoe_kino,
starcinemaclub
starcinemaclub
drugoe_kino

Categories:

Каннские победители. "В любом случае Лоуренс" (2012, реж. Ксавье Долан)

Внимание! Данная рецензия НЕ является "оправданием гомосексуальности, бисексуальности и трансгендерности".

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ "QUEER PALM"*

Звезда канадского кинематографа, любимец европейской публики, Ксавье Долан

Вышло бы очень странно, если б третий по счету фильм Ксавье Долана остался без единого приза. Тем более такого — тоже третьего в истории Канн. Премию Queer Palm учредили в 2010 году, но она достаточно сильно выделяется в череде каннских наград. На утешительный приз она похожа меньше всего.


Эту "квир-пальму" получил американец Грегг Араки в 2010 году за фильм "Ба-бах!"
У Долана должна быть точно такая же, только с циферкой 2 на конце.

Под "Queer", в данном случае, не стоит понимать соответствие каким-то неведомым стандартам ЛГБТ-кинематографа: таковыми может стать, что угодно — на иных ретроспективах по этой статье проходят и документальные драмы про кубинцев, мечтающих об эмиграции, а то и вовсе ленты об одиночестве в большом городе. На самом деле это никакой не ЛГБТ-приз для странных юношей и девушек, а поощрение за, что называется, «раскрытие темы маленького человека», другого не в смысле сексуальной ориентации, а по массе качеств, по психофизике, если угодно. Достаточно сказать, что первым лауреатом "другой пальмы" стал контркультурщик и скандалист Грегг Араки, вечно экспериментирующий и не имеющий себе равных ни в американском, ни в мировом кино.


Кадр из фильма Грегга Араки "Ба-бах!" (2010)

Под определение «кино о другом» третья работа Долана подходит идеально. После дебюта с возмутительным названием «Я убил свою маму» Долан, что называется, проснулся знаменитым. С одной стороны, киносообщество с радостью приветствовало двадцатилетнего хипстера с кинокамерой, фигуру, которой долго ждали на сцене и на которую возлагали надежды. А с другой — он еще и обладает нешуточной харизмой, прирожденный шоумен, да еще и сам играет главную роль. Все надежды юный режиссер оправдал: это и правда был фильм нового времени. Снятый за две копейки, тонкий и ловкий, техничный.


Кадр из фильма Ксавье Долана "Я убил свою маму" (2010)

Но Долан оказался непростым парнем: овации принял как должное, а после «Мамы» вдруг свернул на другую дорожку. Чем и обеспечил себе репутацию посерьезнее, чем звание хорошего мальчика, который по утрам делает зарядку. От независимости с лощеной картинкой он двинулся к европейскости. Не Орсон Уэллс, но Франсуа Озон (сказывается единое языковое пространство Канады и Франции, возмужавший Долан вообще оказался очень галльским режиссером). Вторая лента, «Воображаемые любови», уже претендовала на манифест поколения, соединяла французскую традицию и уловки американских независимых. Была тем самым червонцем, который нравится всем — и фестивальной публике, и зрителям в кинотеатрах, которые видели в ленте мелодраматизм и правильную чувствительность.


Кадр из фильма Ксавье Долана "Воображаемые любови" (2011)


"В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЛОУРЕНС"


В третьей картине, «В любом случае, Лоуренс», Долан выходит на новый уровень - теперь он не снимает самого себя и не погружается в меланхолию с рефлексией. Однако некоторая склонность к скандалам и эпатажу осталась. А на фоне последних российских репрессивных законопроектов Милоновых-Мизулиных фильм о перемене пола выглядит и вовсе ультралиберальным, если не сказать оппозиционным.


Главный герой картины решает сменить пол, но совсем не от одиночества — рядом с ним есть любимая женщина. Стало быть, мелодраматизм и блюзы в сторону. Да и по форме это кино не «молодое», а вполне зрелое. Долан уходит от самолюбования, эгоцентризма и свойственного ему юношеского кокетства. Переключается с живописания себя и себе подобных, которым грешил в прошлых работах, на обобщения.


Это кино для всех — как ни странно это звучит в отношении ленты про трансгендер. Какие бы надежды на Долана фестивальная публика не возлагала, а такого жеста от юного дарования никто не ожидал точно. «Лоуренс» - кино не мальчика, но мужа (в данном случае — буквально). Тема гомосексуализма в его лентах едва ли не ведущая, от нее и концентрация на одиночестве, самокопании и рефлексии, отличительные черты холодноватого и вялого мира Долана. Здесь же он разворачивает эту вселенную в противоположную сторону.


Мир «Лоуренса» — пестрый, яркий, шумный, крикливый, как травести-шоу. Фильм бьет по глазам, эпатирует и скандалит. Неподготовленную публику Долан здесь уже не ласкает своими печальными холодными балладами, а протаскивает через этот мир дешевых духов, крикливых старух и трансух с криво напомаженными ртами. И все ради того, чтобы в финале зритель - ханжа и зануда - научился сопереживать и этим малоприятным персонажам. Не в виду сексуальной ориентации, а просто по сумме человеческих и эстетических качеств.


Так что каннскую ветвь получил не только действительно сильный, зрелый и мускулистый фильм повзрослевшего автора, но и сам режиссер. По сумме качеств — за то, что позволил киносообществу следить за эффектным и впечатляющим процессом своего взросления и превращения из хипстера-доходяги в настоящего возмутителя спокойствия.



Иван Чувиляев специально для drugoe_kino
Читать другие кинорецензии этого автора


Читайте другие рецензии в рубрике "10 фильмов Каннского фестиваля, достойных вашего внимания":

Tags: 2012, В любом случае Лоуренс, Каннские победители, Ксавье Долан, рубрики
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →