Cinefeelia (cinefeelia) wrote in drugoe_kino,
Cinefeelia
cinefeelia
drugoe_kino

Categories:

Кто за кем подсматривает в "Злых улицах" Мартина Скорсезе

Eyes wide open

Есть что-то хаотичное в "Злых улицах" Мартина Скорсезе. Немного вальяжное, если хотите, не зря же тут достаточно сцен с вечеринками. "Тени" Джона Кассаветиса прячутся тут по углам - их видно, о них говорил и сам Мартин. Все эти герои бесцельно гуляющие вразвалочку по Нью-Йорку и как бы бесцельно фиксирующий их режиссер. На самом деле, конечно, не бесцельно, но в случае со "Злыми улицами" у режиссера задача вообще особая. Режиссер здесь в самом деле наблюдатель, а сами "Злые улицы" - фильм о вуайеризме (не в сексуальном, в более общем смысле). И вот 5 на то причин.

1) Начинать всегда надо, конечно, с сюжета. Итак, Чарли (Харви Кейтель) - верующий католик, без определенной работы, немного повеса, он крутится в криминальных кругах Маленькой Италии, играет на незаконном тотализаторе, имеет влиятельного дядю. У Чарли есть друг Малыш Джонни (Роберт Де Ниро) - неуравновешанный отморозок, никем не любимый и всем задолжавший. Однако, Чарли, например, поручается за него перед опасным ростовщиком Майклом (Ричард Романус). Делает он это отчасти потому, что считает Джонни своим крестом, а отчасти потому, что любит его кузину - Терезу (Эми Робинсон), которая, к слову, тоже не без креста - страдает эпилепсией. Тут нельзя ошибиться: главный конфликт фильма именно в злополучном долге Джонни и поручительстве за него. И даже отношения Чарли и Терезы крутятся вокруг Джонни: узнает - не узнает, и как потом отреагирует. При этом как усомниться в том, что Чарли - главный герой, ведь мы даже мысли его слышим? Для кино прием очень сильный и красноречивый. Но движение сюжету задает именно Малыш Джонни и без его линии это и было бы простое и милое шатание ребят по Нью-Йорку. В довершение Скорсезе лишь усиливает сумятицу, ставя Де Ниро первым в титры. Объяснение такому расколу только одно: Джонни - в самом деле главный герой, но герой той истории, которую должен был увидеть Чарли. Чарли - герой-наблюдатель, герой, проживающий религиозное переживание через Джонни.

2) Интересны и отношения Чарли с Терезой. О ее существовании как таковом мы узнаем только минуте на пятидесятой. Каким образом? Чарли выглядывает из своего окна в окно своего же дома, образующего здесь угол. И видит он в этом окне ... голую женщину. Вуайеризм теперь уже в самом прямом смысле. Дальше больше. Уже в следующей сцене оба они вместе, в постели, а женщина эта - Тереза. В следующий момент она начинает одеваться и просит Чарли не смотреть. Чарли закрывает лицо руками, но сам при этом подглядывает. Камера жадно впивается в лицо Харви Кейтеля, вернее даже в его глаз, неотрывно смотрящий на женское тело. И этот момент - самый пронзительный, самый чувственный во всех их отношениях в фильме. Секс между ними был только что, но он остается за кадром, в кадре же только это пожирание глазами, но работает оно куда эффектнее.

3) "Мы никогда не грешим в церкви. Мы грешим на улице. Мы грешим дома. Все остальное чушь, и ты знаешь это." Это первые слова фильма. Чарли слышит их во сне и просыпается. Для верности он еще зайдет один раз в церковь, но Бога он там не найдет. Найдет только десять раз прочитанный "Отче наш". Что дает мне этот "Отче наш", вопрошает Чарли? Ничего. И за поисками ответов отправляется на улицу. Эти злые улицы - и есть божий дом. И там мы ищем Его. Находим или нет - вот вопрос. Кажется, Скорсезе очень хочется Его найти. Этого самого главного вуайериста, который пригласил нас к себе в гости только для того, чтобы поглазеть на нас.

4) И тут Скорсезе не выдерживает. Он вообще среди режиссеров, снимающихся в своих фильмах, занимает особое место. Он не хулиган, как Хичкок, и не стержень своего мира, как Аллен, хотя и снимает данный фильм несомненно о себе. Дистанция между ним и Чарли очень мала, на самом деле, есть очень сильные сомнения в том, действительно ли мы слышим мысли Чарли или это голос самого режиссера? В таком случае дистанция стирается вообще или же Скорсезе сразу же берет на себя функции где-то незримо присутствующего наблюдателя? Харви Кейтель хоть и не стал музой для Скорсезе масштабов Де Ниро, счет у них 5-8 в пользу последнего, но нельзя не отметить, например, то, что Кейтель имел сильное портретное сходство с режиссером. И если Де Ниро всегда шел от своего мощного Я, то Кейтель не прочь побыть и резонером, как здесь, в "Злых улицах". Так вот, начиная сливаться с Чарли, Скорсезе затем перечеркивает все, появляясь на экране самостоятельно. Появляясь решительно. Здесь не было никакой случайности, как, к примеру, легенды утверждают о его появлении в "Таксисте". Появление Скорсезе в "Злых улицах" - это ключевой, судьбоносный момент фильма. Это появление творца, который не найдя Творца более высокого ранга и наконец не выдержав, вторгается в свой мир самостоятельно и вершит суд, развоплощая себя как главного наблюдателя и становясь действующим лицом.

5) Что же получается: неуравновешанный Джонни двигает сюжет, при нем вынужден находиться Чарли, потому от этого стала зависеть его собственная жизнь, рядом незримо все время присутствует режиссер, который в итоге вторгается в фильм, а все потому, что он отчаялся найти самого главного Наблюдателя. Все это, к слову, происходит на улицах и в квартирах, в ресторанах и барах. Скорсезе сразу исключает церковь, и ведь знаете, в высокие церковные окна крайне сложно заглядывать, а в закрытые кельи сложно сунуть свой нос. То ли дело нью-йоркские квартиры-клетушки с насквозь просматриваемыми окнами или рестораны и бары, где чужая судьба разворачивается прямо за соседним столиком - пожалуйста, глазей сколько захочется. Глазей в чужие окна, смотри, как веселится герой, или устраивай шумную вечеринку у всех на виду, чтобы сам герой потом с завистью заглянул в твое окно. Приходи смотреть на этих людей в кино или обнаружь, что они сами сидят в кинотеатре и  смотрят пристально на экран, туда, где как раз находишься ты. "Злые улицы" - это история про людей с этих улиц и это история для людей с этих улиц. В конце тебе останется только осознать, что ты все это время был тут, рядом, а потом стыдливо занавесить окно.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments