?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Каннские победители. "Смерть господина Лазареску" (2005, реж. Кристи Пую)
starcinemaclub wrote in drugoe_kino
Страшитесь ли Вы нашей ненавязчивой медицины? А заодно - старости, болезней и смерти? Да? А у нашей каннской рубрики есть "особый взгляд" на эту проблему. Из Румынии. С любовью?

КАННСКИЙ «ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД»

Премия «Особый взгляд» вручается за день до закрытия Каннского кинофестиваля за «самый оригинальный по идейному содержанию и эстетике фильм, отражающий свежесть кинематографического взгляда», и может считаться второй по престижности наградой Канн.

У синефилов есть юбилейный повод для размышлений - в мае Каннский кинофестиваль в 35-й раз будет вручать премию в номинации «Особый взгляд» («Un certain regard»), а 35 лет - вполне солидный период для анализа предпочтений профессиональной кинематографической среды. Ведь не зря бытует точка зрения, что основной конкурс скорее отражает вкусы и пристрастия широкого зрителя, а «Особый взгляд» указывает на то, что на самом деле волнует профессионалов от кино.


"Особый взгляд" режиссёра Кристи Пую, взявшего награду в 2005

То, что на «Особый взгляд» частенько номинируют дебютантов, никого не должно смущать - ведь именно кинодебюты, а вовсе не развлечения набивших руку маститых мэтров, задают вектор развития актуального кинематографа, нащупывают злободневные темы, открывают новые уголки кинопланеты. Ну вот признайтесь, много вы знали о тайском кинематографе, пока Канны не открыли нам в 2002 году Верасетакула? Кстати, до начала фестиваля чуть меньше месяца, а относительно «Особого взгляда»-2013 интрига еще сохраняется - пока неизвестны ни фильмы-номинанты, ни председатель жюри премии. На мой вкус, идеальным председателем жюри «Особого взгляда» был в 2011 году Кустурица.

Законодатели киномоды – европейцы - зачастую говорят, что каннский «Особый взгляд» притягивает «ветер с Востока», и в этом есть сермяжная правда, особенно если учитывать, что для европейцев Восток - это не только Верасетакул, Ким Ки Дук и режиссеры из чёрной Африки, но и вся кинематографическая Восточная Европа, постсоветское пространство с Россией и ещё много чего. Другими словами, эвфемизмом «Восток» евроатлантические киномэтры называют всё, что не укладывается в привычные им парадигмы и не подчиняется принятым ими по умолчанию художественным канонам. То, что за последние 8 лет приз «Особый взгляд» дважды уезжал в Румынию - отнюдь не случайность, а именно открытие и признание новой киношколы - «румынской новой волны» - которую, как мне кажется, куда уместнее назвать румынским неореализмом.

Помню, как поразила меня 7 лет назад победившая в этой номинации лента Кристи Пую "Смерть господина Лазареску": тогда, разумеется, о новоявленных румынских неореалистах не подозревали; это сейчас мы с ходу назовем с полдюжины «новых румын», - а первое впечатление обычно одновременно и самое сильное.

Примечательно, что у Пую нашлись последователи не только в Румынии: молодой болгарский режиссёр Илиян Метев снимает в прошлом году полудокументальный ответ своему румынскому коллеге - «Последнюю «Скорую помощь» в Софии». Если в "Смерти господина Лазареску" акцент сделан на пациенте и его мытарствах, а все сопутствующие больничные интерьеры и персонажи-врачи - просто фон для демонстрации трагедии маленького человека в стране победившего капитализма, то Метев использует диаметрально противоположный прием: пейзажи и интерьеры попадают в камеру случайно и служат лишь фоном для трех голов, пациентов нарочито не показывают вовсе, а 95% хронометража занимают крупные планы лиц врачей - работающих, спасающих, жалующихся друг другу, ругающихся с диспетчерской, проклинающих в бога душу мать весь свет.


"Последняя "Скорая помощь" в Софии", реж. И. Метев

Что же до «Особого взгляда», то Пую послужил провозвестником, по сути, нового тематического направления в кино - в наше время страх перед медициной и натуралистическое смакование умирания, уверена, будут одной из центральных тем. В 2011 году премию «Особый взгляд» получил обаятельный немец Андреас Дрезен, чья «Остановка на перегоне» напрямую порождена бессилием человечества перед онкологическими заболеваниями и растущей по всему миру онкофобией. Дрезен снимает именно историю смерти, препарирует её, фотографически точно фиксирует посуточное течение болезни и её постепенное пожирание человека, но при этом ему, как и Кристи Пую, удается показать страшную неизбежность, не вызывая ни отвращения, ни отчуждения, ни брезгливости.


"Остановка на перегоне", реж. А. Дрезен. "Особый взгляд-2011"

Забавно, что в 2011-м именно Дрезен вырвал главный приз «Особого взгляда» у нашего Звягинцева с его «Еленой», удостоенной в итоге спецприза. «Елена», по сути дела, тоже ведь абсолютный учебник по танатологии, изучающий не столько физическую сторону смерти, сколько превращение людей в живых мертвецов, в животных, потерю ими человеческого. Показательно, что фильм-изображение естественной и неизбежной смерти человека, окруженного любящими людьми, делающими всё возможное, чтобы облегчить последние дни страданий, в итоге снискал больше симпатий и сочувствия, чем история убийства и оскотинивания гомо сапиенсов. Наверно, это справедливо.


"СМЕРТЬ ГОСПОДИНА ЛАЗАРЕСКУ"


Практически лишённый какого-либо намёка на художественность, монотонно-затянутый, снятый как бы на любительскую подрагивающую камеру натуралистически-подробный трёхчасовой (!!!) трагикомический рассказ об умирании человека, имевшего все шансы поправиться, но в итоге павшего жертвой противоречивых диагнозов, ненавязчивого медицинского сервиса, невозмутимости и профессионального пофигизма врачей, формализма и тупости персонала и некоторых причудливых особенностей медицинской этики.


Одинокий Лазареску, нуждающийся в неотложной нейрохирургической операции, всю ночь разъезжает на "скорой помощи" по бухарестским больницам, не удостаиваясь заинтересованного внимания эскулапов и на глазах превращаясь из человека в растение. Думаю, что любой зритель, близко сталкивавшийся с нашей медициной, наблюдает за происходящим "по ту сторону экрана" - настолько документально выглядит эта одиссея имевшего несчастье заболеть человека. Складывается впечатление, что режиссёр просто установил камеру в городской клинике, и она бесстрастно фиксирует происходящее, со всеми неаппетитными подробностями и типичными ситуациями.


Поразительно, но режиссёру удаётся практически невозможное: ни нарочитая документальность, ни трёхчасовой хронометраж, ни полное отсутствие какого-либо экшна, ни матричное однообразие диалогов и ситуаций, ни сопутствующие больничному сюжету испражнения и блевотина на экране не только не вызывают ни малейшего раздражения, но создают настоящий эффект присутствия и включённости - фильм смотрится буквально на одном дыхании, а умирающему Лазареску зритель, не чуждый рефлексии и размышлениям о бренности бытия, сочувствует так, как сочувствуют близким родственникам.


Номинация картины на «Особый взгляд» неудивительна - в отличие от популярных голливудских картин о каких-то нереальных, инопланетных больницах, где волшебники в белых халатах спасают людей, в картине Пую медицина самая что ни на есть реальная, а реализм нынче не в почете, и, судя по актуальным векторам развития кино, скоро вполне отойдет к разряду киноэкзотики. Примечательно, что первое соприкосновение героя непосредственно с профессиональной медициной происходит где-то на 50-й минуте фильма, но исчерпывающее представление о румынском здравоохранении мы получаем сразу же из фразы сердобольного соседа старика Лазареску - «Ты что, какая скорая помощь, кто к тебе поедет в субботу?» В отличие от комедий абсурда, когда происходящее, на первый взгляд, лишено всякого смысла, но при этом смешно, «Смерть господина Лазареску» - настоящая трагедия абсурда, цепь абсолютно бессмысленных разговоров, перебранок, анализов, томографий, врачей и санитаров, беспорядочных действий и телодвижений, приближающих неминуемую смерть. Смерть, которую можно было бы избежать, обрети все эти слова и действия хоть каплю смысла, а главное - человеческого сострадания.


"Особый взгляд" на подачу фильма у прокатчиков разных стран


Дарья kolobok1973 Митина специально для
Читать другие кинорецензии этого автора


Читайте другие рецензии в рубрике "10 фильмов Каннского фестиваля, достойных вашего внимания":

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Смотрел один из них, немного зацепило своей правдивостью. Я про Вавилон

Это Вы постом ошиблись, кликнули не туда

Дам уж, обложка российкого ДВД ошеломляет своим скотсвом - несчастного господина Лазареску ещё раз убивают этой хамской весёленькой картинкой.

+1
Точно так же возмущена

ничего не видел из этого.
Они у нас хоть будут в прокате?

Лазареску был, причем долго. Насчет Метева не знаю, не уверена. А Дрезена в Москве показывали на фестивале "2 in 1" в прошлом году

В нашей медицине тоже так всё печально...

Нда... от одной рецензии мороз по коже... но я бы посмотрел... знакомо многое, доводилось помотаться...

Edited at 2013-04-23 10:07 am (UTC)

Странно, а у меня раздражение вызвал этот фильм - так и не досмотрела до конца...

Кино люблю, но на фестивали давно не обращал внимания))) может господин Лазареску мне мозги вправит))

интересно, с кем? )

Мощный фильм!
И история реальная.

Может не "синефилов",а синемафилов"?

правда жизни, к сожалению(

Серьёзная тема...

Очень понравился фильм.
Люблю ваш ресурс, открыла новые имена благодаря Вам.