Жить своей жизнью (beauty_spirit) wrote in drugoe_kino,
Жить своей жизнью
beauty_spirit
drugoe_kino

Categories:

Метрополис /Metropolis/ 1926 год, режиссер - Фриц Ланг

«Метрополис» - кино, о котором можно сказать, что оно начинается с архитектуры, с пространства, с места действия,. Сам образ загадочного хронотопа, пожирающего души, пришел к Лангу по его собственному признанию в среде манхэттенских небоскребов. Осталось только нарастить на этот остов мясо, насытить его деталями. Гибельный морок нижнего мира, где бьется Машина-сердце, хозяйничает Молох-Бог и тысячи несчастных отправляются в его чрево ради великой цели. Блеск ослепительных огней и идеальная строгость форм мира верхнего. Отлаженный механизм работает, как часы, как хорошая отлаженная мясорубка - винтик к винтику, втулка к втулке. Эту двухъярусную конструкцию можно было бы назвать совершенной, но она не совершенна, в ней есть какая-то разбитость, прореха пространства, зазор. Альберт Шпеер (кстати, любимый архитектор фюрера) как-то выдвинул «теорию ценности руин» - мол, строить надо так, чтобы даже руины сооружения могли донести потомков идею о прежнем величии. Вот «Метрополис» и есть такое сооружение – самый дорогой фильм за всю историю существования студии UFA, снятый с грандиозным размахом, восстановленный и собранный по клочкам целлулоида из самых разнообразных мест. Многие куски так и не дошли до нашего времени и вместо них зияют черные дыры. Как раны в большом, агонизирующем чудовище. Можете ли вы себе представить Франкенштейна, собранного из кусков живой плоти, можете ли вы представить себе пазл собранный из сновидений и смутных предчувствий, выложенных на пожелтевшей от времени газете? И это тоже Метрополис.

«Метрополис», как сон, приснившийся самому себе. «Метрополис», как наваждение. «Метрополис», как греза человечества о вавилонской мощи. Персонажи, словно визуализируя эту мысль режиссера, гипертрофированно, как полагается артистам немого кино, периодически впадают то в гипнотический транс, то в кошмарный бред, то в откровенное безумие. И оживают фигуры семи смертных грехов, и смерть танцует макабрический танец, и Вавилонская блудница, что на одно лицо с местной святой Марией, гарцует на звере, и адский город размалывает всех, кому не повезло. Иными словами, мы имеем дело со сплошными реализациями метафор, самая прямолинейная из которых озвучена еще в самом начале – «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Построителю технократичного счастья, Йо Фредерсену, в этой достославной тройке отведена роль «головы», рабочим – «рук», а «сердца» – Фредеру, сыну Фредерсена, как Будда Гаутама спустившемуся со своих высот к людям и пожелавшему более справедливого мироустройства. Концовка с разрешением этого конфликта – сказка, чистый фарс, и Ланга все кому не лень ругали за эту хеппи-эндовую концовку. Но неспроста город построен в честь мертвой женщины – Хэлл (Хель), германо-скандинавской хтонической богини, повелительницы мертвых. Начатый Апокалипсис нельзя остановить рукопожатием, ибо каждому понятно, чья это рука. Посему никаким хэппи-эндом там и близко не пахнет. Еще Зигфрид Кракауэр в своей книге «От Калигари до Гитлера» очень аргументировано проводит мысль о том, что кино эпохи немецкого экспрессионизма тогда ухватило «цайтгайст» и настроения, как не удалось бы никакому высокоточному прибору.

Может ли существо злобное, хищное и вдобавок хитрое, в один момент все осознать, исправится и наплевать на выгоду? К чему приведет этот договор «труда и капитала», скрепленный неохотным рукопожатием? Что будет со всеми этими людьми, которые еще недавно хотели сжечь женщину на площади, и шли, как торнадо по городу, и разрушали все на своем пути? «Вы вообще представляете, куда они все вместе в едином порыве взявшись за руки, придут?» - как бы спрашивают нас авторы. И ведь так неоднократно так делали, реализовали, а потом локти себе закусывали. «Посредником между головой и руками должно быть сердце» - чтобы что, спрашивается? Для сравнения, как начинал свои речи один доктор филологии неравнодушный к судьбам страны и тянувшийся к пистолету при слове «культура»: «Я хочу обратиться ко всем Вам с глубин моего сердца и затронуть глубины ваших сердец». И толпа ликует, толпа верит, толпа хочет восстановления исторической справедливости и скорейшего наступления их великого будущего. Идет к свободе, а попадает в еще большую кабалу. Ну как всегда… Вот этой своей псеведохеппиэндовой концовкой Ланг выплюнул весь сарказм и пессимизм в отношении наивного «разумного человечества», которое вечно путает лукавых и святых. Поставил не точку, а крест. Остальное было уже за кадром - «Остановись мгновенье, ты не прекрасно, но я пожалуй сойду»
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments