starcinemaclub (starcinemaclub) wrote in drugoe_kino,
starcinemaclub
starcinemaclub
drugoe_kino

Category:
  • Mood:

Каннские победители. "Вавилон" (реж. А. Г. Иньярриту, 2006)

Попасть в Канны – заветная мечта любого кинематографиста и возможность показать своё творение на лучшей в мире площадке авторского кино.

АЛЕХАНДРО ГОНСАЛЕС ИНЬЯРИТТУ. ЛУЧШАЯ РЕЖИССУРА

Попасть в основную программу Каннского кинофестиваля – уже признание, планка, констатация высокого художественного уровня. В первую очередь, это трибуна для автора, для Автора. Приз за лучшую режиссуру видится в этой системе координат ключевым среди всех персональных наград, вручаемых достопочтенным жюри. Режиссёрский приз – это гарантированное место в галерее победителей самого влиятельного кинофестиваля и место в истории.



Каннский кинофестиваль. Первый среди равных. Ежегодный слёт самых важных птиц мирового кинематографа, спешащих смонтировать свои новые творения к его открытию. Для создания паритета кинокритики и кинофункционеры постоянно говорят о большой тройке мировых кинофорумов, ставя в один ряд с Каннами Берлинале и Венецианский кинофестиваль, но «Золотой медведь» уже давно в своих лауреатах ценит сильные политические высказывания, а «Золотой лев» довольствуется опоздавшими в Канны и пулом локальных любимцев с сильным акцентом на азиатское кино.



Многим авторам хватает света и тепла этой позолоты на долгие годы, чтобы жить и творить с мечтой вернуться сюда. Самым достойным (завистники называют их любимчиками фестиваля) удавалось подняться на сцену Дворца фестивалей и конгрессов, находящегося на набережной Круазет, несколько раз. В заочном режиссёрском споре лидируют братья Коэны (формально награды удостаивался старший, Джоэл, значащийся в титрах единственным режиссёром всех их с Итаном картин). В Каннах практически безошибочно, лишь немного напутав в конце, расставили вехи в творчестве этого братского тандема – «Бартон Финк» (1991), «Фарго» (1996), «Человек, которого не было» (2001). Коэны – единственные, кто получал приз за лучшую режиссуру трижды. По две награды имеют: англичанин Джон Бурман («Лео последний» (1970) и «Генерал»(1998)), советский классик Сергей Юткевич («Отелло» (1956) и «Ленин в Польше» (1966)) и два великих француза, Рене Клеман («Битва на рельсах» (1946) и «У стен Малапаги» (1949)) и Робер Брессон («Приговоренный к смерти бежал» (1956) и «Деньги» (1983)). Обладателями каннского режиссёрского приза можно без труда населить кино-Олимп: Бунюэль, Бергман, Трюффо, Малик, Тарковский, Осима, Херцог, Вендерс, Скорсезе (со своим призом жюри Каннского фестиваля опередила киноакадемию, расщедрившуюся на персональный «Оскар» для Мартина, лет на двадцать), Кустурица, Вонг Кар-вай, Альмодовар, Линч, Андерсон (тот, что Пол Томас), Ван Сент. Не затерялся в этой компании великих и мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту, привёзший на Лазурный берег Франции в 2006 году свой «Вавилон».

"ВАВИЛОН"



В Марокко отец даёт сыновьям только что купленную винтовку, чтобы те, защищая семейное стадо коз, отстреливали шакалов. Пацаны повертели «игрушку» в руках и принялись проверять, как далеко летит пуля. Один из случайных выстрелов попадает в автобус и ранит американскую туристку, путешествующую с мужем. В этом время в родном для пары путешественников Сан-Диего няня их сына и дочери берёт детишек с собой на свадьбу сына, которая происходит по ту сторону границы – в Мексике. А в японском мегаполисе живёт глухонемая девушка Чиэко, жаждущая общения и любви.



Заключительный аккорд пронзительной «Трилогии смерти» мексиканца Иньярриту, два фильма которой, «Сука-любовь» и «Вавилон», побывали в Каннах (третий, «21 грамм», достался Венеции). К премьере «Вавилона» режиссёр подходит в статусе фаворита критики и отборных комиссий фестивалей самого высокого ранга. Попадание в основную программу Канн-2006 - уже не мечта, а подтверждение художественной ценности и режиссёрского класса Иньярриту. Скептически настроенная часть пишущей братии закатывает глаза, что мексиканец держится изначально выбранного и утратившего свежесть стиля мозаичного нарратива, сплетающего в одно полотно три параллельно развивающиеся сюжетные линии. По большому счёту, имели право, так как формально он снова мелко режет три истории, в которых общее ДНК проступает не сразу.



На поверку «Вавилон» стал его самой «взрослой», взвешенной работой, где личные трагедии героев – не самоцель (и не бравада умением пользоваться монтажными ножницами), а инструменты, подчинённые большому – самому большому в трилогии – режиссёрскому замыслу. Сценарий постоянного автора Иньярриту Гильермо Арриаги помогает режиссёру создать своё самое сильное высказывание, важное не только как артефакт кино, но и как культурологическое и социальное явление. Пресловутый "мозаичный" приём только усиливает эффект и придаёт истории дополнительный объём.



В «Вавилоне» Иньярриту выходит на тот уровень, когда рифмуется абсолютно всё. Фильм про утраченную между людьми коммуникацию, про непонимание, одиночество и отчаяние становится притчей. «Вавилон» - фильм «без языка», это ад непонимания и дыры, зияющие в цивилизации. Именно такие фильмы – с сильным социальным месседжем и авторской позицией – обречены получать призы на больших международных фестивалях. Жюри во главе с Вонг Кар-Ваем не стало сопротивляться и вручило «Вавилону» приз за лучшую режиссуру.




Дмитрий orangegnedich Гнедич специально для

Читать другие кинорецензии этого автора


Читайте другие рецензии в рубрике "10 фильмов Каннского фестиваля, достойных вашего внимания":
Tags: 2006, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Вавилон, Каннские победители, рубрики
Subscribe

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…

  • ЛЕЙТЕНАНТ

    Кто знает, не зависит ли великая судьба будущих поколений народа от того, как умирают в бессмысленных противостояниях простые солдаты Василь Быков…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ПЕНА (2019)

    Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов)…

  • НЕРКА. РЫБА КРАСНАЯ (2020)

    Друзья! Кто ещё не сходил на фестиваль #Докер, сегодня последний день - и едва ли не самая шикарная картина всей программы. Что приятно - наша,…

  • ЛЕЙТЕНАНТ

    Кто знает, не зависит ли великая судьба будущих поколений народа от того, как умирают в бессмысленных противостояниях простые солдаты Василь Быков…