Положение двенадцатилетней Доун Винер критическое. С ужасным лицом и неуклюжим телом, опущенная животной кличкой ниже уровня обычных людей, не видя шансов на успех среди сверстников, она живёт в вечной конфронтации со своей эксцентричной семьёй, не пропуская повода поссориться с сестрой, потеряв личный вес для родителей и музыкально озабоченного брата, оставаясь в узком кругу общения с другим изгоем, придумав на пару со странным парнем клуб «особых людей», ещё сильнее отделив себя от остальных, очевидно, не особенных созданий.
Всё как обычно, что в пору задаться вопросом, за что картине влепили рейтинг MPAA «R», в нашем варианте определяющий её как фильм «для взрослых», тогда как тут кругом дети, запутавшиеся в наслоении своих житейских проблем, о которых взрослые хорошо знают по собственному опыту, а подросткам стоит узнать заранее, чтобы от неведения не наделать глупостей или не наломать тех ещё дров.
При всей фестивальной привлекательности, работа Тодда Солондза спрятана от детей куда подальше, дабы не смущать юный взор абсурдистско-сатирической манерой режиссёра, с первых же шагов использовавшего циничный метод нравственного вандализма, заглядывая за стены домов и в души своих малопривлекательных героев, опутанных паутиной собственных комплексов, страстишек и провокационных идей. Вот как героиня этого фильма, в отчаянии готовая пуститься во все тяжкие, лишь бы приобрести значение в глазах одичавшей школьной общественности, видно, добивающейся от жертвы совершения нелепицы, словно в жизни наступил вовсе крайний предел.
Типичный случай обструктивного подросткового изоляционизма режиссёр оборачивает в обстоятельства экстравагантного выбора, перемешивающего личные отношения персонажей в взрывоопасный коктейль детской прямоты и откровенной искренности, готовый сдетонировать ударной волной разрушительного взрыва, выносящего перенапрягающийся от усилий детский мозг.
Обычное дело, когда, бросаясь искать удачи на стороне, герой проходит мимо близкой удачи, как обессиленная Доун Винер, виснущая на негодяе, принимая за негодяя ни в чём не повинного паренька, окутанного пеленой противоречий и сложной молвой, поддаваясь общему мнению, навешивающему ярлыки, вынося каждому свой окончательный приговор.
Зацепив того за живое, девочка даёт парню шанс (Брендан Сэкстон феноменально отважен в поцелуях с изумительно отталкивающей Хизер Метараццо), как и он даёт ей шанс, своей несостоявшейся угрозой открывая своё подлинное лицо, наперекор устоявшимся стереотипам, с прежней неизбежностью разрушающим планы, сокрушая надежду на правильный выбор и истинный путь.
Похоже, это самая целомудренная картина Солондза, ещё сдерживающего (а после уже и не сдерживавшего) сатирическую игру слов и фантазии, уносящей в несусветную даль воспаленное воображение главной героини, парадоксально обнажая индивидуальные цели и общественные течения, выставляя напоказ безобразную замкнутость индивидуализма, отягчённого эгоистичным отчуждением коллектива близких родственников и недалёких одноклассников, делающих, если не хуже, то только больней.
И в этом всё — конкретная жизненная история, гиперболизировано обострённая гипертрофированным молодёжным экстримом, раскладывающим по воображаемым полочкам, что нехорошо в этом мире, а что здорово, указывая, как важно разглядеть за видимым лицом скрытый характер, помогая сделать шаткий финал началом новых сомнений, обескураживающих размышляющую героиню прорастанием противоречивых свежих идей.
Community Info