desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Category:

«Это не фильм» / In film nist (Джафар Панахи, Моджтаба Миртахасеби, Иран, 2011)

СВОБОДА ЭТО КИНО



Джафар Панахи пришел в режиссуру в середине 1990-х, быстро обрел авторитет на международных фестивалях, завоевывал награды в Каннах, Венеции, Берлине, Локарно. В марте 2010 года арестован, позже осуждён на шесть лет домашнего ареста за антиправительственную деятельность и участие в акциях протеста против официальных итогов выборов 2009 года. Ему также запрещено - на 20 лет! - снимать кино, контактировать с иностранными журналистами и выезжать из Ирана. Уникальность картины «Это не фильм» уже в том, что она снята вопреки запретам и вывезена из страны контрабандой.

Впрочем, фильм интересен не только историей своего возникновения. Он не поддается однозначным определениям даже на жанровом уровне – нельзя с полной уверенностью сказать, документальное это кино или игровое. Название также несет в себе захватывающую амбивалентность: вспоминается картина французского художника-сюрреалиста Рене Магритта, где нарисована трубка для курения табака, а надпись под ней гласит: «Это не трубка». И правда, это ведь не трубка, это лишь ее изображение; с другой стороны, сознание, приученное воспринимать искусство буквально, упорно сигнализирует нам, что это трубка и ничто иное. Возникает крайне любопытный смысловой разрыв, дающий обильную пищу для размышлений.

Понятно, что у Панахи название обыгрывает контекст: уж коль скоро запрещено снимать, то вот, пожалуйста – «Это не фильм», какие могут быть претензии? Но ирония – внешнее, риторическое украшение. Все намного сложнее.

Вначале Панахи – в роли самого себя – пытается узнать по телефону у своего адвоката, каковые перспективы его апелляции на приговор. Пролог обманчив: злободневные реалии – повод для намного более серьезного разговора. Панахи рассказывает своему соавтору и оператору Моджтабе Миртохмасбу замысел одного из своих нереализованных проектов. Раскладывает из полосок бумаги план прямо на ковре: вот так будет выглядеть квартира героини, здесь - окно, здесь – кровать, здесь – дверь, всегда запертая, потому что родители запретили девушке выходить из дома, опасаясь ее отъезда в столицу и поступления в университет, чуть дальше – переулок, где часто появляется соседский парень, в которого девушка влюбляется. Панахи читает вслух текст сценария, показывает фотографии натуры и актерских проб, но в определенный момент действие заходит в тупик.

В самом деле, кино – в первую очередь визуализация. Можно ли передать словами историю, предназначенную для экрана? В чем вообще суть кино – только ли в «картинке»? Может ли сам замысел быть равным его воплощению? Как добыть ту самую правду искусства, которой так жаждут все художники – с помощью эмоциональной актерской импровизации? Правильно выбранного ракурса? Виртуозного монтажа? Панахи пытается найти ответы, показывая и комментируя отрывки из своих старых фильмов, занимаясь домашними хлопотами, наблюдая за потрясающей ручной игуаной, которая неслышно передвигается по дому, появляясь в самых неожиданных местах. На улице – праздник фейерверков, огни и взрывы, то ли карнавал, то ли побоище.

В тот момент, когда кажется, что история уже исчерпалась в бесплодных поисках, в кадр совершенно случайно вторгается молодой парень, уборщик мусора, студент, подменяющий своего родственника именно в этот вечер. И на наших глазах давний неосуществленный сценарий начинает воплощаться, возникают просто ошеломительные параллели. Настоящее чудо.

Была ли это гениальная режиссура, или простое везение документалиста, которым Панахи сумел воспользоваться – неважно. Главное, что у него, при помощи одной камеры, без освещения и съемочной группы, в четырех стенах, получилось сделать то, что можно назвать на манер трактатов эпохи Просвещения - Парадоксом о кино. Да, это не фильм – и одновременно один из лучших фестивальных фильмов последних лет. Он о свободе и несвободе одновременно. О том, что в конечном счете именно автор диктует свою волю реальности, а не наоборот. О том, что рукописи не горят и что сценарии в конце концов оказываются на экране, пусть и очень странным образом. О том, что внутренне свободный человек свободен везде, и что делает его свободным именно искусство, а не политические страсти. И о многом, многом другом.
В конце концов, это не фильм – это кино.

Дмитрий Десятерик

Фильм есть здесь, с английскими субтитрами:
https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=QmGT0-XX8wA#!
Tags: азиатское кино
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments