Владимир Горский (b_e_c_k_h_a_m) wrote in drugoe_kino,
Владимир Горский
b_e_c_k_h_a_m
drugoe_kino

Побежденные (I Vinti), 1953

Микеланджело Антониони пришла идея снять подобный фильм уже на раннем этапе своего творческого пути. Если вспоминать, что будущий великий режиссер был выходцем из итальянского неореализма, то данную картину вполне можно отнести к этому течению. Лента, состоящая из трех новелл, объединенных одной тематикой. Новелла об итальянском неофашизме очень заинтересовала мастера – ему удалось найти интересный сюжет про молодого человека, который совершил самоубийство с целью показать, что его убили политические враги. Однако цензура этот сюжет не пропустила, нужно было придумать что-то другое.

В первые несколько минут картины закадровый голос в подробностях доводит до зрителя, что же хочет показать автор в своем фильме. Приводя цитату, хотелось бы в общих чертах обозначить, о ком фильм. «Эти истории – дело рук тех, кого называют «потерянным поколением». Поколение тех, кто во время войны были детьми и кто, открывая глаза, видит в мире прежде всего зрелище – всеобщую мобилизацию насилия».

Авторской задачей, очевидно, было вскрыть, обнажить пороки современной молодежи. Показать все без прикрас, не преуменьшая и не преувеличивая. Таков был его отклик на актуальную в то время проблему. Однако фильм пережил свое время, сейчас описываемые там события можно смело проецировать на, допустим, нашу страну. Спустя вот уже шестьдесят лет картина все также злободневна. Впрочем, кого сейчас удивишь подростковой жестокостью? Границы между дозволенным и желаемым столь призрачны, что, переступив их, возвращаться обратно уже не хочется. По прошествии стольких лет, слова все того же закадрового голоса не менее актуальны и сейчас. «Часто бывало, что потерянное поколение появлялось в хронике с впечатляющей серией преступлений, которые относились к новому типу преступности, совершенно отличной от той, что проистекает от отчаяния и социального неравенства. Новые герои были детьми из обеспеченных, спокойных семей, неспособными таить в себе такие уж чудовищные наклонности. И не нужда, не какой-либо комплекс социальной ущербности толкали их на преступление, а стремление совершить исключительный поступок, выделиться, почувствовать себя героем желтой прессы».

Совсем не случайно события трех частей разворачиваются в трех разных странах (Италии, Франции и Англии). Подтекст очевиден – это может произойти где угодно, и проблема интернациональна.

Первая новелла затронет сразу две неприятные темы. Желание человека показаться лучше, чем он есть на самом деле, приводящее к постоянному обману и сводящее существование к жизни во лжи. Пускание пыли в глаза окружающим разнообразными и подчас довольно искусными методами, как, допустим, печать фальшивых денег и показное сжигание их при сверстниках. Деньги что грязь, не иначе. Особенно когда поддельные. И здесь же возникающая зависть окружающих. Успешным людям куда сложнее заводить друзей и куда проще наживать врагов. С этим и столкнется герой, когда товарищи из зависти, корысти и жажды приключения сговорятся убить своего знакомого.

Вторая часть (по признанию режиссера его любимая) выделяется на фоне остальных главным образом тем, что героя на преступление толкает не порок, а обстоятельства. Свободолюбивый юноша стремится к независимости, что вынуждает его присоединиться к табачным контрабандистам. Но на этом трагичная история только начинается.

Третья часть повествует о не обделенном умом юноше, стремление которого к красочной, яркой жизни губит людей. Обаяние и харизма слились в нем с безжалостностью и холодным расчетом. С ужасом он представляет себя каким-нибудь честным лавочником или билетером, и герой готов на все, чтобы ему никогда не пришлось даже думать об этом. Несерьезное отношение к жизни, жажда авантюры и пугающая безжалостность в этом демоне с ангельским лицом.

За свою долгую и богатую карьеру Антониони успел ни единожды доказать на деле, что прозвище «певец некоммуникабельности» дано ему вовсе не случайно. Тем интереснее сейчас подмечать элементы и признаки его излюбленных тем в ранних работах. Разумеется, речь идет об отчуждении, непонимании, одиночестве. Позже это станет лейтмотивом большинства его картин, в «Побежденных» же это скорее тяготящее обстоятельство в жизни героев, но не характерная особенность.

И здесь хотелось бы согласиться со словами автора «Не важно, правдивы или выдуманы эти истории». Ведь и в самом деле не важно. Важно лишь то, что такое происходило и происходит сплошь и рядом.
Tags: 1953, Микеланджело Антониони, итальянское кино
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments