alexander pavlenko (alexander_pavl) wrote in drugoe_kino,
alexander pavlenko
alexander_pavl
drugoe_kino

Category:
  • Mood:

Покадровая съёмка

Советские дети любили мультики, а я всегда ненавидел это слово. В моём представлении человек, называющий мультипликационные фильмы «мультиками», как бы размахивает плакатом «Я у мамы дурочка» (вариант: «Я у мамы дурачок»), ибо это примерно то же самое, что назвать живопись, выставленную в Лувре или Эрмитаже, «картинками». Ведь на самом деле анимационное кино – чрезвычайно сложный и насыщенный разнообразными значениями концепт. Я об этом уже не раз говорил, но, полагаю, ещё не раз скажу по-новой.
Однако детям простительно. В конце концов, их глупость культивируется воспитателями и тщательно поддерживается на определённом уровне... В том числе, к задаче оглупления детей подключались и творцы мультфильмов, зачастую создававшие изумительно идиотские артефакты.
Если мы припомним отношение советских детей к советской анимации, то нам бросится в глаза то, что рисованная анимация ценилась несравненно выше кукольной. Кукольных мультфильмов не любили. Они считались третьим сортом, их просто терпели, даже если были гениальны, как «Клубок» и «Мой зелёный крокодил».

klubok.avi.image2 97014_w465_h260_ff

Это не случайно, потому что кукольная, объёмная анимация намного сложнее для восприятия. Рисунок, самый обыкновенный рисунок на бумаге, уже аппелирует к движению в силу физиологии зрительного восприятия, а предметам двигаться не положено. Оживающие предметы – в том числе куклы – вызывают инстинктивный страх. И, соответственно, отталкивание от увиденного. Наслаждение кукольным мультфильмом всегда основано на (иногда не осознаваемом) преодолении ужаса перед «фокусами» черной магии, и потому лишь в кукольной анимации до наших дней сохранился дух сюрреализма, демонстративно взрывавшего «порядок вещей».

ott.v.kosmose.avi.image2 bobry.idut.po.sledu.avi.image6

Как вы понимаете, это теоретическое вступление к рассказу о том, насколько я восхищён творчеством Станислава Соколова.

Соколов с самого начала стремился уйти от традиционной киндер-панковской эстетики советской кукольной мультипликации, доведённой до совершенства Эльбертом Тугановым и Михаилом Каменецким в сторону поздних фильмов Владислава Старевича – эта линия успешно разрабатывалась В.Курчевским, но, разумеется, мастер «Пера Гюнта» использовал далеко не все возможности подобной эстетики. Подробный дизайн кукол и тщательная разработка декораций требовала такой же продуманности в сценарии, а в результате фильмы Соколова всё дальше откатывались от майнстрима советской анимации для детей. В этом Соколов двигался параллельно Идее Гараниной, столь же мало оценённой великой художнице, шедшей от «Паучка Ананси» к «Бедной Лизе» и «Балагану» по Гарсиа Лорке...
Первые фильмы Соколова – между прочим, он ушёл в кукольную анимацию из рисованного кино, как бы из первосортного популярного кинематографа спустился во второй мусорный сорт – вполне традиционны и удивляют разве что вышеупомянутым перфекционизмом, но с «Черно-белого кино» 1984 года начался совершенно новый этап, когда режиссёр заговорил со зрителем без традиционного придуривания, впрямую, на равных.
Это фильм о подчёркнуто советском, усатом, по тогдашней моде, мужчине, празднующем свой день рождения в компании жены и интеллигентных друзей, поданных в изумительно точных деталях, таких точных, что у меня аж уши поджимаются от неловкости – вот и такие мелочи приметил, ай-яй-яй... Саркастическая точность простирается до того, что в компании маячит некий непрерывно улыбающийся субъект, на которого никто не обращает внимания, но он каждый раз выныривает в кадре позади фотографирующейся компании – и всегда его лицо на фото оказывается засвеченным белым пятном.

Screen_01 Screen_03

В какой-то момент именниник уходит в другую комнату, достаёт альбом старых фотографий и проваливается в своё черно-белое прошлое. И это прошлое оказывается реальней сегодняшнего пустого шума, мелькания гримас и пустого флирта. И человек восьмидесятых проваливается в другое время, представляющееся ему из «сегодня» идиллией.

Screen_02 Screen_04

«А не то – рванусь по снегу,
Кто меня вернёт...
И на валенках уеду
В сорок первый год.
В сорок первом угадаю
Там где – боже мой!
Моя мама молодая
И отец живой.»

Screen_05 Screen_06
Tags: анимация
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →