ЛисьеЗакуЛисье (ikiussi) wrote in drugoe_kino,
ЛисьеЗакуЛисье
ikiussi
drugoe_kino

Categories:

Уильямс Теннесси ч.2 "Ночь игуаны" ("The Night of the Iguana")

Уильямс Теннесси ч.1 "Стеклянный зверенец" ("The Glass Menagerie") тут в : http://ikiussi.livejournal.com/46812.html или тут drugoe_kino
:http://drugoe-kino.livejournal.com/2673724.html

Ч.2
"Ночь игуаны" ("The Night of the Iguana"), 1964 г., США, реж.Дж.Хьютсон, акт. Ричард Бёртон, Ава Гарднер, Дебора Керр.

1964 год. Элиа Казан  уже экранизировал "Трамвай "Желание""  и Ричардом Бруксом снята "Кошка на раскаленной крыше" . Оба фильма удались, в первом, взявшем четырех Оскаров, сыграли Вивьен Ли и Марлон Брандо. Во втором - Элизабет Тейлор и Пол Ньюман. Два прекрасных актерских дуэта. Два прекрасных, камерных, поставочных фильма, показ которых я бы устраивала в театральных декорациях, с поднятием занавеса, а еще лучше, с разъезжающимся бархатным пологом, антрактом и буфетом в фойе. Именно так, потому, что театр "победил" в данном случае  кино, позволив последнему обслужить действо: увековечить сиюминутность происходящего на сцене, вынеся ее из трехмерного пространства в двумерное.
Когда уже снят "Трамвай "Желание"" и "Кошка на раскаленной крыше", когда "заданы каноны" кинематографического Теннесси, каким может быть следующий фильм, который от первых двух отделяет столь небольшое временное пространство? Мой ответ: концептуально таким же.

1964 год. Теннесси Уильямсу 53 года. Он - живой классик, отправляющий своих героев в мир кино, зная, какими они должны быть и там. Он уже был сценаристом  дважды: у режиссера Элиа Казана и у Ричарда Брукса. Может быть, поэтому фильм Брукса и Казана ПОХОЖИ при всей их несхожести. Нет, герои:  Ли, Брандо, Тейлор и Ньюмана, не схожи между собой. Но они все "цыплята одной курочки". Помните "Стеклянный зверинец", снятый Полом Ньюманом уже после смерти автора пьесы? Фильм, снятый после смерти Теннесси, ДРУГОЙ, хотя кому, как не Ньюману, игравшему в "Кошке..", где сценаристом был Теннесси, знать как видит своих героев драматург?  И, слава Богу, что "Стеклянный зверинец" иной. Пусть только чуть-чуть "безнадзорный", не утративший от этого своей камерности, театральности, печали о несбыточном - связующей нити всего написанного Теннесси, но все же - иной.
Но пока на календаре 1964 год. И поэтому  "Ночь игуаны", по большому счету,  в каком-то смысле еще один повтор "Трамвая" и "Кошки". Очередные гастроли театра, театр на выезде. По большому счету,  "Ночь игуаны" - очередная экранизация пьесы Теннесси,  никак не нарушающая театральные каноны, никак не переводящая действо на рельсы кинематографа. Разве что географически, ремаркой "Мексика"?

1964 год. "Ночь игуаны". Театр Теннесси выезжает на гастроли. Камерность не исчезает, просто вам предлагают поверить, что автобус с матронами американской провинции и бьющимся в терновнике своих эмоций священником, отстраненным от пасторских обязанностей за аморальное поведение, и теперь, - как он считает, временно, - зарабатывающим на жизнь услугами экскурсовода, куда-то едет в далекой и черно-белой Мексике. Что ж, автобус и Мексика - пролог, а сама пьеса начнется тогда, когда путешественники, - скучные, страдающие расстройством пищеварения провинциалки, блондинка-нимфетка, старая дева лесбиянка, параноик-священник и простак водитель, прибудут в отель, выполняющий по совместительству роль чистилища. Очень просто устроенного чистилища, хозяин которого, молчун, любитель рыбной ловли, философ, потерявший интерес к сексу, умер. Чистилища, которое уже закрылось на межсезонье и вовсе не жаждет принять обещающих беспокойство путников, чистилище, дающее где-то тысячи четыре в год дохода, где два архангела с маракасами всегда готовы к ночным омовениям, где хорошо умирать, написав последний стих или исповедоваться перед связанным в гамаке грешником, врачуя его больную душу маковым отваром. Чистилище, которое есть конечная точка, не предваряющее ни рая, ни ада, где тебе прощается все, потому, что ты же не виноват, что слишком поздно встретил женщину, которая объяснила тебе, как нужно жить.
Чистилище, хоть и не рай, но все же, со скидкой на то, что у нас Мексика, утопает в зелени и там есть своя амброзия, называющаяся ром-коко. Как и положено, чистилище курируют ангелы: дедушка и внучка. Поэт и художница. Странник и странница. Как и положено, ангелы появляются из ниоткуда. И свое время улетают в никуда. Или умирают, продиктовав последнюю зарифмованную строчку.

"Ветвь апельсина смотрит в небо
Без грусти, горечи и гнева.
Она, безмолвие храня,
Следит за угасаньем дня.
В какой-то вечер, с этим схожий,
Она пройдет зенит свой тоже
И канет в ночь, и вновь начнет
История круговорот.
И будет ствол еще годами
Вступать с жарой и с холодами
Все в ту же сделку, а затем
На землю ляжет, тих и нем.
А после дерево другое,
Зеленое и золотое,
Шатром листвы укроет вновь
Земную грязную любовь.
И смотрит ветвь с плодами в небо
Без грусти, горечи и гнева.
Она, безмолвие храня,
Следит за угасаньем дня.
О сердце робкое, ужели
Не выучилось ты доселе
Отваге тихой и простой
У этой ветви золотой?"
Есть переведенный на русский язык сборник стихов Теннесси. Помните, в "Стеклянном звернице" прототип автора пьесы пишет стихи? Что ж, хороший драматург оказался довольно неплохим поэтом. Чему свидетельство - выше: "И смотрит ветвь с плодами в небо Без грусти, горечи и гнева"... Только в оригинале ветвь - оливковая. Что более символично, хотя, зная перевод с "апельсиновой", уже трудно - мне лично - поменять "визуальный ряд".
"How calmly does the olive branch
Observe the sky begin to blanch
Without a cry, without a prayer
With no betrayal of despair"

Смотря сегодня "Ночь игуаны" ощущаешь ретро так, словно оно, - черно-белое, насквозь из Америки пятидесятых-шестидесятых - отпечатывается на экране заранее подготовленными трафаретами. И это делает понятным и приемлемым "академичность" диалогов, некую программную добродетель на стяге, несколько театральный подход к построению режиссером сцен и очень предсказуемые типажи героев.
Вот жгучая, и страстная, и вольная брюнетка, умеющая быть самой верной женщиной, не слишком соблюдая мораль.
Вот отцветающая добродетель - старая дева с идеально уложенными волосами, однажды давшая подержать одному "австралийцу, коммивояжеру, человеку средних лет, совершенно безликому, толстому, лысому, с убогими претензиями на светскость, навязчивому" что-то из своей нижней одежды. Вот так, он отвернулся, а она сняла и дала ему подержать какую-то часть своего туалета. Ангелы, они такие, они чисты в любых странных поступках. Если им сказать, что дать подержать часть туалета - это "печальный, грязный эпизодик", они вас не поймут и возразят: " Ничто человеческое не вызывает во мне отвращения, кроме злобы и жестокости. Я же говорила, он был очень мягок, чувствовал себя виноватым и вел себя деликатно ".
Вот изгой-священник, ищущий возможность как-то жить или как-то умереть, желательно и то и другое публично, и находящий вместо этого любовь нимфеток, экскурсионный автобус и целомудренную женщину, с обгоревшими крыльями.
Вот простоватый простак, умеющий крутить баранку, которого можно купить добрым словом или денежной перспективой.
Вот рано поспевшая девица, коварно-невинная в своих эротичных желаниях, до чертиков сексуальная в своих шортиках и, непременно, блондинка.
Вот лесбиянка, страдающая от самой себя и мучающая за эти личные страдания весь мир, которая будет прощена тем, от кого ей прощения и даром не надо.
Ну, и вот старец, который, умерев, даст сигнал к тому, что можно опускать занавес.
А, да, еще есть игуана, рвущийся с веревки зверек,  существующий только для того, чтобы человек мог однажды почувствовать себя Богом. Почувствовать и отпустить игуану на волю. Раз уж он не может отпустить самого себя, то пусть хоть окажет эту милость ящерице.

Вот, кажется, и все.
Хотя, да, два слова об актерах. Бёртон - один из мужей Элизабет Тейлор. Ава Гарднер - одна из жен Фрэнка Синатры. Дебора Керр - жена  Питера Виртела, писавшего сценарий к фильмам, выдвигавшимся на Оскара. Мир кинематографа тесен.


47615_600

47707_600

48110_600
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments