Cinefeelia (cinefeelia) wrote in drugoe_kino,
Cinefeelia
cinefeelia
drugoe_kino

Categories:

Антон тут рядом (2012)

Голос за кадром. Женский ли, мужской – не разобрать. Неопределенное бесполое существо. Говорит хорошо, красиво. Может, это и есть Антон? Нет, это Любовь. Любовь Аркус. В данном конкретном случае она – режиссер документального фильма (кто она во всех остальных случаях советую вам поискать самим, если не знаете, – будет не лишним). Или же один из трех главных героев, образующих треугольник: Антон и Люба в основании, и кинокамера – на вершине. Первый в данном случае самоочевиден, а двух других выделит и назовет сама режиссер. Она еще скажет о том, что фильм для нее крайне личен, что он давно назревал, и что он ее сильно изменил. А вообще она использует закадровый голос редко для документального фильма (ну, если не сравнивать с Годфри Реджио или Дзигой Вертовым, конечно), и сама, как главный герой, в кадре почти не появляется. Зрителю, конечно, несложно будет самому додумать, сколько всего она сделала и вытерпела (ключевое слово для этого фильма) за кадром, помогая больному мальчику-аутисту Антону.


1351596527anton-tut-ryadom

352597506

1351596530anton-tut-ryadom

original17316219

Чем на самом деле болен Антон? – вот хороший вопрос. Толстый, нескладный, одичавший, больше похожий на разумного зверька, сидящего внутри не слишком удачно выбранного человеческого тела, - таким мы видим его в начале, и именно это существо написало пронзительное сочинение «Люди», гулявшее потом по интернету и, собственно, послужившее причиной создания этого фильма про этого Антона. Четыре года, что снимался фильм, сильно изменят Антона и притом не один раз. В деревне «Светлана», созданной альтруистами (хо-хо!) для социальной адаптации инвалидов, он вытянется, отощает, станет более открытым и даже сильно изменится в лице – в голове мелькнет постыдная мысль: а не подменили ли мальчика. Мальчика не подменили, а вот людей, по доброй воле выбравших себе призвание – расточать любовь – как будто: добрые, глубочайшие глаза (ни один даже самый гениальный актер этот взгляд не повторит) директрисы-основательницы деревни ложатся на одну чашу весов, и взмывает эта чаша высоко-высоко в небо, когда на другую чашу ложится жестокосердие всех остальных людей в деревне. Почувствуйте, увидьте, проникнитесь – говорит Аркус – Антон болен только тем, что «не приемлет меньшего, чем любовь», а в противном случае – да, он так и останется по отношению к вам зверьком в человеческом теле.
Антону приходится блуждать от ада человеческих сердец к аду государственной системы здравоохранения, потому что медленно, на наших глазах он теряет мать: она умирает от рака. В этот момент особенно страшно за Аркус: того и гляди роковой случай столкнет ее в пропасть сентиментальности, трагическое расставание матери с жизнью – как взрыв плотины – высвободило бы реки слез, которые потопили бы весь фильм. Вместо этого последняя встреча матери с сыном остается за кадром, она только намечена, она остается в фильме призрачной дымкой. А вот самая что ни на есть бытовая посиделка с подругами далеко еще не на краю смерти (стол посреди самой большой комнаты, обязательный, забитый всяким хламом шкаф на фоне, водочка, грубоватые выкрики, проникновенные песни под конец) становится настоящей Тайной вечерью. Аркус заглядывает за край смерти без страха и без сентиментальности. В ней вообще есть только один страх: высвободить любовь внутри себя. Пока она будет пытаться найти для Антона приют получше, невольно закрадется вопрос, почему она не возьмет его, в конце концов, себе? Ясное дело, у всех своя жизнь, но если она взялась за это дело, почему бы не пойти до конца? Страшно ли ей сделать это?
Когда мы дойдем до конца, станет ясно, что то, что сделала в итоге Аркус, вышло куда правильнее, чем простое усыновление мальчика. Это был вовсе не ее страх, а поиск наиболее мудрого решения. Победила ли она страх собственного мягкого, уязвимого нутра? Тот самый бесполый голос в начале говорит: в нашей жизни позволить себе быть бесконечно любящим значит погибнуть, стать уязвимым, слабым, растоптанным другими – в сущности, таким же, как Антон. Но вернуть свою глубоко зарытую природу, свою способность безгранично любить, вернуть и сохранить, не раскрыть всем, но раскрыть лишь тем, кто способен ее понять – вот, что важно. Любовь Аркус экспериментировала не с мальчиком, с самой собой. Она победила. И как в зеркальном отражении победил и Антон: он научился защищать свою безграничную любовь. «В нем стало меньше света» скажет в конце Аркус, в конце, который в назидание всем голливудским сценаристам показывает, как должен выглядеть хэппи-энд. И не стоит сокрушаться над этими словами. Антон просто научился жить, нашел хрупкий мир с реальностью. И как удивительно оказывается, что абсолютно всем в этом фильме так или иначе сделать это помогла кинокамера. Как фильм истинного киноведа он и вещает об этом, осознает свою важнейшую роль медиума. И вот транслируются, несутся в голову зрителя жестокость этой жизни, которая бьет нас и бьет, а виноваты оказываются все и никто, а кроме жестокости еще и безграничность любви и бесконечность терпения, которые одни нас только и спасут. Люди терпят. Люди не терпят. Люди потерпят.
Автор: ВР

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments