Недавно посмотрел на широком экране фильм «Варшавская битва. 1920 год», о событии, безусловно, героическом для поляков и позорном, что уж там, для нас. Этим фильмом режиссер Эжи Гоффман, польский еврей, известный у нас по экранизациям Г. Сенкевича, «Знахарю», «Пану Володыевскому», учившийся в Москве, говорит польскому национальному чувству больше, чем все фильмы про войну потомственного Михалкова русскому.
Сюжетная линия проста, если не сказать – банальна: варшавский ресторан, беспечная танцующая публика, обаятельная польская танцовщица и ее жених Янек, их венчание и проводы жениха на фронт. Идиллия мирного европейского города заканчивается после начала боевых действий с Красной Армией, которую вначале гонят с Украины, оставляя в Киеве Петлюру, а затем откатываются под ее ударами назад. Головной атаман С. В. Петлюра беседует с командующим 2-й польской армией генералом А. Листовским,
По тихой, патриархальной Польше под звуки Интернационала движется лавина красных кочевников, состоящая из всякого сброда, на тачанках с красными полотнищами, гармошкой и самогоном. Сцен насилия и мародерства в картине мало, за исключением одного группового изнасилования классово близкой насильникам доярки, зато портреты красных кавалеристов и комиссаров, щедро наделенных природой следами вырождения, очень колоритны. Поэтому так сочувственно воспринимаются сцены уничтожения колонны красноармейцев с аэропланов и добивание пленных и раненных польскими крестьянами. Да и если до конца быть честным, вызывают ли у нас хоть каплю сочувствия тонущие в Березине жалкие остатки армии Наполеона или поднятые на крестьянские вилы замерзшие французы?
К безусловным достоинствам фильма можно отнести историческую достоверность некоторых моментов. В частности, причина поражения командарма Михаила Тухачевского под Варшавой, связана не только с героическим польским сопротивлением, но и с успехом польской разведки, которой во взаимодействии с варшавскими математиками, удалось взломать секретные коды шифрограмм красных и получить точные данные о дислокации их частей и направлении главного удара, что и позволило польскому командованию сосредоточить перевес на ключевых направлениях и взять армию Тухачевского в окружение.
Мрачной тенью Тухачевского (О старинном роде Тухачевских) в фильме проходит фигура Сталина, который, как известно, открыто недолюбливал командарма и, возможно, сознательно задержал переброску конармии Буденного из-под Львова на помощь окруженных частей Красной армии.
Но главная идея фильма все же в том, что в сражении под Варшавой, решалась судьба не только Польши, поскольку Коминтерн мечтал разжечь пламя мировой революции во всей Европе. Опыт социалистических республик в Баварии и Венгрии уже имелся, и мог быть использован и в других странах.
Малоизвестные факты: Макс Левин, один из руководителей Баварской социалистической республики в 1919 году, после ее поражения жил в Москве, занимался историей, был учеником Абрама Моисеевича Деборина. Их коллега и соплеменник, глава красной Венгрии, крымский палач Бела Кун (Коган), по словам цюрихского пастора, «прошел» по Венгрии «с обученной убивать и грабить еврейской сворой террористов, чтобы, усеяв страну виселицами, уничтожать на этом конвейере смерти ее горожан и крестьян. В раскошный гарем при его дворце тайно поставляли десятки непорочных христианских дев, которых подвергали там насилию и растлению. По приказу его подручного лейтенанта Самуэли в одном подземелье были жестоко истреблены шестьдесят священников. Их тела расчленяют, отрубают конечности […] Следствие выявило, что восьмерых священников перед тем, как убить, распяли на дверях их церквей!.. Теперь стало известным… что точно такие же страшные сцены имели место и в Мюнхене» (Мunchener Beobahter. 1919. 4 Oct.).
Кто же смог остановить продвижение коммунистических орд и защитить польскую независимость, впрочем, всего на каких-то двадцать лет? По мнению большинства историков, заслуга в этом принадлежит Юзефу Пилсудскому, первому главе возрожденного польского государства. Уже беглое знакомство с его биографией дает представление о масштабе этой фигуры. Пилсудский – потомственный революционер. Его отец во время восстания 1863 года был комиссаром Национального правительства. Его брат – Бронислав - активный участник заговора, направленного на убийство царя Александра III, и организации «Народной воли», как и Александр Ульянов и ряд других был осуждён на смертную казнь. Сам Юзеф за причастность к этому заговору был приговорён к 5 годам ссылки в Сибири. По возвращении из Сибири, он вступает в Польскую социалистическую партию и участвует в конгрессе 2-го Интернационала в Лондоне. По возвращении в Польшу в 1904 году Пилсудский организовывает партийные боевые группы, активно действовавшие во время революции 1905 года. Деятельность боевых группировок финансировалась за счёт средств, полученных при ограблениях банков и почтовых поездов, в незначительной мере — при так называемых «эксах». В своих воспоминаниях начальник варшавского охранного отделения П. П. Заварзин называл Пилсудского «исключительным специалистом по организации ограблений поездов, банков, почтовых отделений, а равно террористических актов». Организованная им в Кракове боевая школа выпускала массами подготовленных убийц и грабителей.
Без этих вводных данных трудно понять, что объединяло Пилсудского с большевиками в борьбе с Белым движением, и что послужило причиной заключения тайного договора ПИЛСУДСКОГО с ЛЕНИНЫМ.
Когда в 60-х гг. ХХ века в эмиграции вышел роман Юзефа МАЦКЕВИЧА “Свободная левая” – он был негативно воспринят большинством польских политических кругов. Тем не менее, один из ведущих консервативных публицистов – Ендржей ГЕРТЫХ – признался, что главный тезис МАЦКЕВИЧА, о фатальной ошибке и вине польского руководства с ПИЛСУДСКИМ во главе – был верным. В своем письме к МАЦКЕВИЧУ ГЕРТЫХ ясно выразил свою позицию: “Нашим нравственным долгом было не мешать белым русским в их действиях, более того (во имя общехристианского и общечеловеческого дела) нашим долгом было помочь им тогда, насколько это было возможно без угрозы для нашего собственного существования. [...] Удар по ДЕНИКИНУ после микашевицкого отвода войск был соучастием в преступлении”.
Об этом подробно можно узнать в статьях: Ян Энгельгард “Проклятие генерала ДЕНИКИНА”, и продолжение об авторе книги
Community Info