Американский фильм «Реальные парни» (точнее, «Надежные парни» в соответствии с оригинальным названием Stand Up Guys) – экранное сочинение о том, как провести последние сутки своей жизни.
Док (Кристофер Уокен) встречает у ворот тюрьмы старого друга Вала (Аль Пачино). Последний отсидел 28 лет за вооруженный налет и случайное убийство сообщника. Выбор у героя Уокена нелегкий: мафиозный босс Клэпхэндс (Марк Марголис) поручил убрать Вала, иначе погибнет внучка Дока. Есть и третий вояка – Хирш (Алан Аркин) - классный водитель-лихач, которого Вал и Док похищают из больницы, где он влачит дни с кислородной маской на лице.
Каждый из этих трех престарелых мушкетеров отмечен потаенной доблестью, дополнительным человеческим измерением. Док рисует пейзажи – преимущественно рассветы в импрессионистском духе – и таким образом объясняется с миром и с ближними. Хирш, несмотря на предсмертное состояние, способен довести сразу двоих девушек до полуобморочного экстаза. Вал просто никого не сдал, отсидел за чужие грехи – он в первую очередь «надежный парень». Вот у Клэпхэндса, как истинного злодея, нет никаких качеств, кроме курьезной фамилии (clap hands означает «бить в ладоши) и жажды мести – но речь не о нем.
Старики проводят время очень весело. Пьют и едят напропалую. Осуществляют несколько краж со взломом. Неоднократно и успешно посещают бордель. Угоняют дорогой автомобиль. Вершат правосудие. Устраивают похороны. Переодеваются в шикарные костюмы. Палят из пистолетов.
Бандитские трагикомедии за последнее десятилетие стали привычным до банальности жанром, обросли множеством штампов, от которых режиссер картины, Стивен Фишер, уйти не сумел. Юмор в «Реальных парнях» чаще вялый, потертый, иногда пошлый (шутки про виагру давно не смешны); та же проблема с диалогами. Действие развивается ни шатко, ни валко: приключениям стариков недостает искрометности, многие сюжетные ходы предсказуемы, некоторые ситуации (наподобие девушки в багажнике) предполагавшегося эффекта не производят.
Да, Фишер – режиссер невеликий, но с богатым актерским опытом, что и позволяет ему удержать фильм на плаву: нашел на центральные роли хороших опытных исполнителей и дал им поиграть вволю. Смотреть на Аль Пачино с его взрывным характером и умением быть смешным и трогательным одновременно, равно как и на Уокена с его непроницаемостью сентиментального убийцы, интересно всегда. Они держат разваливающееся действие на себе, раскручивают его как могут, вплоть до яркого и символичного финала, каковой стал неожиданной режиссерской удачей. Фильм обрывается на высокой – единственно уместной здесь – ноте.
Какая разница, нарисованный рассвет или реальный – главное, что он настает. Ранним утром старики уходят, а молодые остаются жить. И это справедливо.
Дмитрий Десятерик
Community Info