"В один прекрасный день мы перестанем быть хозяевами времени, время станет нашим хозяином. Мы превратимся в рабов расписания. С 2389 года каждый человек будет иметь индивидуальную карточку времени и кардиопластинку. Это позволит сокращать жизнь человека — опоздал на десять минут на работу, потерял десять минут жизни. Если кто-то опаздывает систематически, то в один прекрасный день к нему придёт уведомление, что время его жизни вышло, и в понедельник он будет «отключён», его сердце остановится. «До понедельника закончите Ваши дела, Сэр…»"
За рассказ "«Покайся, Арлекин!» — сказал Тиктакщик" (а именно к нему - аннотация выше) много лет назад Харлан Эллисон получил две главные премии англоязычной фантастики - Хьюго и Небьюлу. Сейчас Харлан Эллисон пишет мало, зато газеты пишут про его любовь судиться. Когда-то он заставил вписать своё имя в титры фильма "Терминатор". В плагиате он обвинил и автора картины "In Time" ("Время"). Требовал отменить премьеру. Но сходив на фильм, заявление своё забрал.
Автор ставшей классикой "Гаттаки" Эндрю Никкол снял фильм про мир будущего, в котором учёные нашли генетический ключ к вечной молодости и обнаружили за ней проблему перенаселения, которая решается использованием времени как валюты. Время - деньги, и никаких метафор. Твои деньги (время) закончились - ты умираешь. Жизнь утекает сквозь пальцы бедняков, а богатые собирают своё бессмертие. Капитализм 2.0: человек сводится к своей экономической ценности. Ты не прибыльный? Значит, ты лишний.
Никкол мог бы углубиться в детали своего мира и снять выдающийся фильм. Вместо этого он решил (ну или решили за него, что вероятнее) сделать кино более доступным для массового зрителя (если судить по сборам в Америке - безрезультатно) и динамичным - и снял просто хороший фильм. В котором столько всего осталось нераскрытым, что очень хочется увидеть режиссёрскую версии, желательно в два раза длиннее обычной. А лучше - ремикс. Развешано так много ружей, и большинство из них так и не стреляет.
Первая половина фильма прекрасна (эпизод с Тимберлейком и Оливией Уайльд, бегущими навстречу друг другу, - маленький кино-шедевр), вторая - слабее, тривиальнее, тем не менее сделана мастерски. Первая половина - притча, вторая - боевик. Всё вместе - триллер. Смесь весьма гремучая, жаль только не лучшим образом сшитая.
И всё равно - фантастическая антиутопия с привкусом паранойи, снятая с толком, смыслом, с расстановкой, в наше время повальной экранизации комиксов - редкая удача. Уже почти что редчайшая.
Community Info