Дмитрий Бондаренко (dm_bondarenko) wrote in drugoe_kino,
Дмитрий Бондаренко
dm_bondarenko
drugoe_kino

Categories:

Лакомб Люсьен (Lacombe Lucien), 1973, Луи Маль.

Он, кажется, франк-масон, а что значит франк-масон?

Этот фильм снят о позорной и болезненной для Франции странице истории, которой являлась Вторая Мировая война. Сразу после выхода на экраны данная картина подверглась критике со стороны всех политических сил во Франции и даже советская печать не обошла данный фильм стороной, назвав его попыткой оправдания фашизма.

Действие данной картины происходит летом 1944 года «в небольшой префектуре на юго-западе Франции». Молодой санитар Люсьен Лакомб приехал в отпуск в родную деревню, где пытается вступить в маки, но ему отказывают по причине юного возраста. На обратном пути из отпуска он прокалывает шину и забредает в город, где Люсьена задерживают, приняв за партизана, и приводят в местную комендатуру. В одном из работавших там коллаборационистов Люсьен узнает своего кумира, в прошлом известного велосипедиста, и благодаря ему с юноши снимают подозрения и приглашают выпить. Изрядно выпив Люсьен сдает лидера ячейки партизан в своей деревне и его принимают на работу в немецкую полицию. Попутно Жан-Бернард, другой сотрудник полиции, знакомит Люсьена с пожилым портным-евреем Альбером Гоном и его дочерью Франс, за которой юноша пытается ухаживать…

В одном из интервью режиссер картины Луи Маль сказал, что одну из историй, подтолкнувших его к съемкам этого фильма, рассказал Жан-Пьер Мельвиль. Мельвиль рассказал, как в 1944 году он вместе с товарищем ехал поездом из Бордо в Париж и с ними в купе ехал молодой человек, который поведал им, что собирается вступить во фран­цузский батальон Ваффен-СС, чтобы сражать­ся с коммунистами на Восточном фронте. Но пока шел поезд, Мельвилю и его товарищу удалось переубедить этого молодого человека и позже он присоединился к маки и стал героем.

И такая же история, только наоборот, произошла с главным героем данной картины.

Но Люсьен Лакомб вовсе не циничный и расчетливый подонок и не верующий в идеалы национал-социализма, его нельзя назвать уродом, монстром и другими эпитетами, которых обычно награждают отрицательных персонажей в кинематографе. Про него можно сказать, что он взрослый ребенок, которому никто не объяснил «что хорошо и что плохо». И все свои поступки он совершает с детской непосредственностью и простотой первобытного человека, для него смерть человека равносильна смерти кролика. В его устах «Viva la France» не означает восхваление страны, а лишь восхваление Франс Горн, а до Франции и бурлящих вокруг него политических и военных процессов ему нет дела. Он с одной стороны служит в немецкой полиции и занимается охотой на коммунистов, партизан и евреев, но после работы идет в дом к еврею-портному и рассказывает ему как «ваши друзья коммунисты убили нашего шефа», а позже дарит ему золотые часы, украденные из дома арестованного врача, и требует доступа к его дочери. Но из-за его детской непосредственности даже Альбер Горн не может испытывать ненависти к Люсьену.

Также фильм показывает отношение обычного населения к немецкой оккупации и Сопротивлению и это как раз сделало картину мишенью для критики со стороны и правых, и левых.  По официальной точке зрения, доминировавшей в то время, французы были настроены в целом против оккупантов и была лишь кучка предателей, которые были отбросами общества и выродками.

Но в «Лакомбе Люсьене» большинство населения показано не бравыми патриотами, а довольно безразличными обывателями, которые хотят только чтобы их не трогали и не мешали заниматься их делами. А отношение к Сопротивлению со стороны основной массы населения прекрасно показала фраза одного из героев: «Мой бездельник подался в маки. Представляешь, мой сын теперь стал патриотом!». И работающим в комендатуре коллаборационистам также нет дела до идеологии, только один из них верит в идеалы национал-социализма, а остальные пошли только чтобы мародерствовать, пить и заниматься спекуляцией.

И война в фильме показана чем-то далеким, мы не увидим ни одной бомбежки, ни одного сражения, разве что радиосообщения становятся все тревожнее и тревожнее и люди начинают перешептываться о возможной победе Союзников, потому что «англо-американские войска уже достигли Руана». Но зритель знает дальнейший ход событий и даже без финальных титров он поймет, что Люсьен Лакомб станет «Лакомбом Люсьеном» в бесконечном списке осужденных и расстрелянных за коллаборационизм.

Подводя итог, хочется сказать, что Луи Маль снял свой очередной шедевр, затрагивающий очень спорную тему, и данная картина открыла для зрителей талант Авроры Клеман и Пьера Блэйза.

10 из 10

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments