3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Мастер / The Master (2012) П. Т. Андерсона



Вторая мировая война, Тихий океан. Сексуально фрустрированный моряк из состава ВМФ США Фредди Куэлл (Феникс) пьет растворитель и несет околесицу, выдающую в нем мономана. Не смотря на это он устраивается работать фотографом в универсальный магазин, откуда его со скандалом выгоняют. Рубеж американских 40-50-х это эпоха мужчин, возвратившихся с полей смерти и расцвета коммерции. Андерсон сразу же намечает основной конфликт: глубочайшая психологическая травма и невозможность адаптации в мире триумфа материального. Перекошенное, нервное лицо Фредди словно экспрессионистский протест против приглаженного, умытого, чистенького, освещенного софитами мира конвейерной продукции - машин, одежды, детей.
В "Элмере Гентри" (1960) Брукса протестантские ревайвалисты 20-х годов религиозными представлениями пытались пробудить в людях угасшие в череде будничных хлопот религиозные чувства. Герой Ланкастера, протестантский шоумен, говорит, что "религия - самое дешевое лекарство от всех проблем". Его Элмер Гентри, быший коммивояжер, типичное перекати-поле, не имеющий ни гроша, но внешне гордый и бодрый - ведь он не изгой, он как и все участвует во всеамериканское погоне за успехом. Брукс иронично показывает прямо-таки корпоративный угар в стремлении проповедников вернуть пастве религиозный пыл, но в финале мы, как ни странно, начинаем сами ощущать поэзию аскетичного протестантизма, потребность человека в искренней вере во что-то, что может поддержать его. Гентри ловко жонглирует цитатами из Библии, но мощное пение госпела "I'm On My Way To Canaan's Land", в основе которого лежат строки из Исхода, искренне и в прямую соотносится с его жизненным путем - от скепсиса и цинизма к просветлению.
50-е годы в США это и расцвет такого киножанра как пеплум, в котором христианские мученики и рабы боролись с безжалостным могуществом Рима, на чей холодный блеск воинских доспехов, инкрустированных кубков и украшающих точеные тела ожерелий и браслетов продюсеры и сценаристы явно проецировали послевоенную мощь и богатство США. Именно в такой атмосфере всеобщего безверия, материализма и погони за прибылью второй главный герой "Мастера" Ланкастер Додд (Хоффман) основывает свое религиозное движение "Истоки", новую жизненную философию. Совершенно не важно, что его сентенции напыщенный эзотерический бред, а экспериментальные тесты имеют мало общего с настоящей психологией. Додд, сам человек сомневающийся, находит во Фредди самую что ни на есть персонификацию своего мятущегося подсознания, а скиталец Фредди человека, разговаривающего с ним на равным и интуитивно понимающего его. Благодаря Фредди Додд оформляет свои мистические поиски в учение, а Фредди пройдя через инициацию разбирается с проблемами внутри себя. Но дело, конечно, не в каких-то аспектах учения, а в элементарном изменении масштаба восприятия - смещения его с сугубо материалистической основы к некоему глобальному, тысячелетнему универсуму. Также как Гентри Фредди начинает чувствовать поэзию житейского опыта, поэзию разочарований, проигрышей и побед.
Хорошей парой герою Фреди является знаковый герой американского кино 70-х таксист Трэвис (Де Ниро) из фильма Скорсезе - ветеран Вьетнама испытывает трудности в общении с женщинами и чувствует вокруг только зловоние и порок. Не сумевший найти грамотного наставника Трэвис сам определяет как ему стать тем рыцарем на белом коне, что спасет невинную деву от злого дракона. Камера Майкла Чэпмена наполняет каждый кадр мрачной урбанистической поэзией, а режиссер ведет своего харизматичнейшего героя к невероятному и ироничному хэппи-энду. Фильм Андерсона довольно традиционное пятидесятническое ретро не выходящее за рамки таких приемов как сужение цветового спектра кадра и наполнения его характерными, но стандартными деталями эпохи. В сценарии чувствуется монотонность, отношения между Фредди и Доддом напоминают усыпляюще раскачивающиеся качели. Ведя Фредди от материализма к постижению экзистенции, сам Андерсон не смог провести меня через свой фильм так, чтобы я почувствовал себя кем-то большим чем сторонним наблюдателем.
Subscribe

  • ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. IN SILICO - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КОНКУРС

    Одна из любимых программ фестиваля в этот раз, увы, не произвела на меня ожидаемого впечатления. Причин тому масса, в том числе и чисто технических.…

  • ПОСЛАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ. СКАФАНДР ИЛИ БАБОЧКА?

    Чем особенно хорош кинофестиваль Message2Man, это столкновением игрового кино с документальным. Причём, как мне кажется, раз за разом игровое кино…

  • Отец

    Как-то я в этом году и не собирался смотреть оскаровские фильмы... После всей этой политизированной вакханалии вокруг конкурса, напоминающей…

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments